THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Создание проблемной ситуации на уроках, как один из способов

развития творческого мышления

младших школьников

учитель начальных классов


Цель:

Представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой).


Задачи:

− обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;

− ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

− представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

− провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

− провести рефлексию продуктивности мастер-класса.


Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” Бернард Шоу

Актуальность

наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания.


Проблемные ситуации - это форма реализации принципа проблемности в обучении и представляет собой психическое состояние мыслительного взаимодействия ученика или класса с некоторой проблемой под руководством педагога.


Основные типы проблемных ситуаций:

1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);

2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, или им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);

3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких

известных ему способов решения рациональный);

4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний

для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.


Правила подготовки урока с применением проблемных ситуаций

1. Отобрать необходимый учебный материал к уроку в соответствии с программой, Стандартами, календарно-тематическим планированием, УМК;

2. Определить цель и задачи урока;

3. Определить «конфликтную» составляющую содержания урока;

4. Продумать мотивацию учащихся, т.е. определить прием создания проблемной ситуации на уроке;

5. Продумать личную и социальную значимость решаемой проблемы;

6. Продумать формы организации, обеспечивающие взаимодействие учителя и учащихся.

7. Определить приёмы создания рефлексивного этапа урока (контроль, рефлексия)


Структура проблемного урока (по Е. Мельниковой)

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

I. Создание проблемной ситуации

II. Постановка учебной задачи

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

Структура проблемного урока (2 вариант)

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Включение обучающихся в деятельность;

Воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

Выделение содержательной области.

3. Постановка учебной проблемы

Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

4. «Открытие» обучающимися нового знания

Определение затруднения, его место.

Выдвижение гипотезы;

Определение необходимости нового знания.

5. Первичное закрепление

Внешнее оформление новых алгоритмов;

З Н

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

Проверка гипотезы.

Фиксирование уже оформленного знания.

Самостоятельное решение типовых заданий;

7. Повторение

Самостоятельная проверка обучающимися своей работы.

Включение нового материала в систему знаний;

8. Итог занятия

Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

Рефлексия деятельности на уроке;

Самооценка обучающимися собственной деятельности.


Типы проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

между двумя

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

(или более) положениями

С удивлением

между житейским представлением учащихся и научным фактом

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


Система общих методов:

1) объяснительно иллюстративный; 2) репродуктивный;

3) проблемное изложение; 4) частично-поисковый;

5) исследовательский метод.

Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

Это пять дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом; 2) рассуждающем;

3) диалогическом; 4) эвристическом;

5) исследовательском


Преимущества проблемного обучения:

это, во-первых , наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;

во-вторых , развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.


Проблемное обучени е

Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

Способствует развитию познавательной активности;

Осознанности знаний;

Предупреждает появление формализма, бездумности;

Обеспечивает более прочное усвоение знаний;

Делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баксанский O.E., Чистова М.В. Проблемное обучение, обоснование и реализация. - Наука и школа. – 2000. № 1. с.19 – 25.

2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012. с.168

3. Дышинский Е. А., Лурье A. M., Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей. – Пермь: Звезда,1975. с. 116

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: 3нание, 1991. с. 80

5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. с. 64

6. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. канд. психол. наук Матюшкиной А.А. – М.: КДУ, 2009. с. 190

7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. с. 186


Источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия .

Проблемная ситуация включает три главных компонента:

  • 1) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
  • 2) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
  • 3) возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Типы проблемных ситуаций , наиболее часто возникающих в учебном процессе:

  • 1. Проблемная ситуация создастся тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
  • 2. Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи;
  • 3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;
  • 4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования;
  • 5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие;
  • 6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы .

Правила создания проблемных ситуаций

Для создания проблемной ситуации необходимо следующее.

  • 1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
    • – задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
    • – неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
    • – выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
  • 2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
  • 3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
  • 4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

  • 5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  • 6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Достоинства и недостатки проблемного обучения

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые, они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков. Оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят из режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) в режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "вырастить" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, по на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов.

Антонова С.А.учитель начальных классов МАОУ-СОШ №19 п. Пироговский.


  • « Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» Д. А. Медведев

Педагоги прошлого:

  • Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоции Ф. А. Дистервег К. Д. Ушинский
  • Я. А. Коменский
  • Ж. Ж. Руссо
  • И. Г. Песталоции
  • Ф. А. Дистервег
  • К. Д. Ушинский

Идеи проблемного обучения

Дж. Дьюи : в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы…

Дж. Брунер : в основе проблемного обучения лежат идеи структурирования учебного материала.

Дидакты М. А. Данилов и В. П. Есипов формулируютправила активизации обучения, которые отражают принципы

организации проблемного обучения.


Сущность понятия «проблемная ситуация»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.


В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть :

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.

«Классические»

«Сокращенные»

«Мотивирующие»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

1. Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

1 . Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».



Классические» приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

С затруднением

3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».

4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Между необходимостью выполнить задание учителя

5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

8. Доказать, что задание учениками не выполнено.


«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог - это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

Побуждения к созданию противоречия;

Побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».


«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации

1.«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.) : сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.


Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче.

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 способ

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

Почему получились разные ответы?

Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

Как вы определите цель нашего урока?


Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

  • Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

2. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить.

3. На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?


Пример приема «с затруднением»

Сущность приема : противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»

2+2+2+2=8 (ч)

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

А почему, в чем затруднение?

Получается слишком длинная запись.

Значит, что нам надо сегодня открыть?

Надо придумать новый короткий способ записи.


Пример мотивирующего приема «яркое пятно»

Урок математика, 1 класс.

Тема: Числовой отрезок.

В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.


Демонстрация непонятных явлений.

  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • - Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).
  • - Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).
  • - Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).
  • - А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).
  • Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр…
  • - Так кто же был прав, поднимите руку честно?

Пример мотивирующего приема «актуализация»

Урок математики.

Тема: Правило проверки решения уравнения.

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6

х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2

х = 8 х = 4 х = 3

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

- проверить правильность, определяя части, целое;

- проверка вычисления;

- догадка – подставить число вместо х.


Алгоритм подготовки проблемного урока

1.Тема урока, новое знание (и его тип)

2Постановка проблемы:

  • *Побуждающий диалог от проблемной ситуации *Подводящий к проблеме диалог *Сообщение темы с приемом для ее принятия

3.Поиск решения

- Если проблема есть:

  • - Если проблема есть:

диалог

  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог
  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог

- Если проблемы нет:

  • - Если проблемы нет:
  • *Подводящий без проблемы диалог
  • *Подводящий без проблемы диалог

4.Продуктивные задания на воспроизведение знаний


Метод проектов (вид проблемного обучения).

Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.


Наши проекты

Детская площадка

Парк

Осень в нашем лесу

Окошко в лето


ВЫВОДЫ:

1.Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

2.Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.

3.Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.

4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.


«Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажеч ь »

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

· Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

· Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся (Кудрявцев Т.В.).
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества (Пономарев Я.А.).
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:



· процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

· проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

· условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

· закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия (Гурова Л.Л.).

Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента:

· необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

· неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

· возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации (Матюшкин А.М.).

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

1.Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2.Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3.Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

4.Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5.Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

6.Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы (Кудрявцев Т.В.).

Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

· Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

· Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

· Неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

· Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

· Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

· Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты (Матюшкин А.М.)

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения. 1

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

Прежде чем планировать проблемное изучение темы, необходимо установить возможность его и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:

Уровень знаний по изучаемой теме;

Интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.

В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

Вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

Вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталкивает противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых;

Задания на сопоставления, сравнения.

И.А. Ильницкая читает, что при разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.

Опыт показывает, что обучаемые не в состоянии сразу и непосредственно разрешить сформулированную основную проблему вследствие отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса. Это позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых, усваи

Правила создания проблемной ситуации

Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соблюдать следующие основные условия:

1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условие действия), потребность в котором должна вызываться у учащихся в процессе выполнения задания.

2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.

3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Правило второе. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценивать по двум главным показателям:

1) по степени новизны подлежащего усвоению учебного материала;

2) по степени его обобщенности.

Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.

Правило третье. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащихся достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимися таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.

Следует различать учебный материал, необходимый для постановки проблемного задания, и тот учебный материал, который усваивается после постановки проблемного задания, после возникновения у учащегося потребности в этом учебном материале. При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем:

1. материал, который должен быть сообщен учащимся;

2. тот материал, который должен быть усвоен ими творчески.

К первому типу учебного материала относятся фактические сведения, описания процессов, а также необходимые умения. Ко второму типу учебного материала относятся общие закономерности, общие способы действия, общие условия выполнения усваиваемых действий.

Правило четвертое. В качестве проблемных заданий могут служить:

a) учебные задачи;

б) вопросы;

в) практические задания.

Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания.

Формулирование вопроса учителем должно соответствовать тому реальному вопросу, который возникает у учащегося. В том случае, когда учитель формулирует вопрос, не соответствующий тому реальному вопросу, который возник у учащегося, такой вопрос не отвечает условиям проблемного обучения. Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило пятое. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определенные события, процессы или действия. В этом случае постановке теоретического задания должны предшествовать демонстрация, описание или сообщение необходимых фактов. Теоретическое задание, вызывающее проблемною ситуацию, должно основываться на соответствующих фактах, составляющих условие постановки проблемного задания.

Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию, центральным звеном которой становится потребность в новом неизвестном способе действия, в неизвестной новой закономерности.

Правило шестое. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Такое фиксирование проблемной ситуации учителем подчеркивает учебный характер предлагаемого ученику проблемного задания и определяет область поиска требуемого неизвестного. Оно завершает этап создания проблемной ситуации и является необходимым переходным звеном к объяснению учебного материала, требуемого созданной проблемной ситуацией.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама