THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На протяжении года православные верующие проживают четыре поста, дающие возможность с помощью духовного и телесного воздержания приблизиться к Богу. ? Как правило, питание верующие осуществляют по церковному календарю. Кроме соблюдения ограничений в пище, советуется воздержание от вступления в церковный брак, а также от плотских радостей и утех. А ведь этот момент актуален для многих семейных пар. Так можно ли заниматься сексом во время поста? Понятно, что рождение ребенка в пост или в любое другое время не всегда получается предугадать. Однако церковь прописывает вполне определенные правила о зачатии в Великий Пост, а также во время других постов.

Зачатие ребенка в Великий Пост - можно или нет?

Издавна наши предки занимались планированием рождения потомства. Согласно древним верованиям, дети зачатые в пост, обладали крепким здоровьем, острым умом. В те времена считалось, что у такого ребенка всю жизнь будет сильный ангел хранитель. Ведь во время поста организм наполнялся особой энергией и жизненной силой, которые способствовали зачатию ребенка. Правда, для этого зачатие должно было состояться не ночью, а ранним утром.

Перед тем, как зачать ребенка, наши предки готовились к этому событию заранее. Они очищали тело и мысли, придерживались ежедневного поста и совершали молитвы. Кроме того, в старину верили, что в новорожденных переселяется душа их умерших родственников.

Сегодня церковные каноны гласят, что верующие во время поста должны воздерживаться от секса и, соответственно, от зачатия ребенка. В православных семьях супруги должны поддерживать друг друга в это время, поскольку отказ от плотских отношений считается жертвой Богу и возвышает душу человека.

Ребенок, зачатый в пост - как быть?

Конечно, пути Господа неисповедимы и зачатие может наступить в любой день - хоть и в Страстную пятницу Великого Поста. Церковь не считает таких детей более склонными к грехам, болезням или проблемному характеру. Наоборот, такие опасения по поводу зачатия в пост считаются суеверными, которым православные христиане не должны поддаваться.

Ведь истинной целью такого телесного воздержания является возможность для супругов раскрыть свою любовь на более высоком, духовном уровне. Так что решение о временном отказе от секса в браке должно приниматься мужем и женой добровольно, по взаимному согласию.

Зачатие или рождение ребенка в пост - не повод для беспокойства, а причина для радости. Ведь бывает, что супруги долго не могли зачать малыша, а тут долгожданное событие произошло в пост. А если ребенок родился, к примеру, в Великий Пост? Значит, Богу было так угодно. Да и в пост можно прекрасно отметить легко подобрать из полезных и вкусных блюд. Задачей родителей в любом случае является воспитание ребенка в истинной вере и любви к Господу.

О зачатии ребенка в Великий Пост

В году четыре поста, в которые следует воздерживаться от близости, также от нее нужно воздерживаться по большим праздникам, по средам и пятницам (постные дни). Все это хорошо, правильно и нужно, но насколько люди могут придерживаться этого правила? Ведь Господь сам посылает детей. Все вроде бы так, да не так.

И тут можно сказать всем известную фразу: незнание закона не освобождает от ответственности. Зачатие может наступить и в пост и даже в Страстную Пятницу, и никогда будущие родители не свяжут болезнь ребенка или неприятную ситуацию, которая произойдет с ним в зрелом возрасте, с зачатием в пост. Сразу возникает протест: тогда все дети, зачатые в пост, были бы больны, или неужели дети, зачатые в разрешенные дни, не болеют, с ними ничего не случается? Да и с ними может много чего произойти и по каким причинам - сложно судить. Вот только сказано, что это грех, а верят ли в это супруги или нет, грехом это не перестоит быть.

У многих возникает вопрос: а где это написано, почему зачатие ребенка в пост - это грех. Постились еще и до Христа, только посты были другие. Церковь установила правила, чтоб в дни поста и праздники, а также по воскресеньям супруги не имели близости. Далее, святые отцы церкви говорят о необходимости воздержания в эти дни и о возможном наказании. И в посты не венчают.

Но, супруги во время поста должны отказываться от интимных отношений полюбовно. Если один супруг не придерживается поста, не может вытерпеть столько дней без близости, то отказывать ему нельзя, и об этом говорит апостол Петр: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве" (1 Кор. 7, 5.). Большим грехом будет отказать супругу, чем соблазнить его еще на больший грех - пойти на сторону и т.д. Из-за этого могут портиться отношения, даже распадаться семьи. Если двое воцерковлены, придержуются поста, то не стоит планировать зачатие ребенка в пост. Это время воздержания, молитвы, борьбы со своими страстями.

Что делать при зачатии ребенка в пост

Если так произошло, что ребенка зачали в пост, то срочно нужно исповедать этот грех обоим супругам. Если есть свой духовник, ему рассказать, если нет, то пойти в церковь и на исповеди покаяться в этом. Господь многое прощает. Даже если ребенок зачат в пост, его нужно любить, ждать и ни в коем случае не думать об аборте или о возможном рождении больного ребенка. Настроится только на позитив, чтоб малыш чувствовал себя желанным. Ведь наши мысли материальны.

В пост лучше не планировать ребенка

В пост лучше не планировать ребенка. Если человек христианин и воцерковлен, то заглушать свою совесть тем, что ничего страшного в этом нет, сколько людей зачато в пост и все хорошо, не стоит. В пост нужно умерщвлять свою плоть: не вкушать скоромное, не развлекаться, а обратить взор на Бога, бороться со своими страстями, молиться. Поэтому в пост не венчают, ведь венчание - это таинство, в котором также благословляют на рождение деток. Поэтому лучше воздержаться.

Тем парам, которые имеют проблемы с зачатием, постоянно лечатся: им доктор говорит, что они могут попробовать, а тут как раз пост. Ну что делать в такой ситуации? Много месяцев лечения, а тут терять еще месяц или больше. Совет: если смириться, если возложить это событие (зачатие) на Бога, на его плечи, а не строить и высчитывать самим, если попоститься и воздержаться для Бога, то он вознаградит, он подарит ребеночка.

Но хочется сейчас, очень хочется малыша, некоторые супруги многие месяцы или годы не могут забеременеть, поэтому ждать мучительно сложно. Ждать или нет, когда пройдет пост, решать супругам. Но дети могут посылаться для радости или для вразумления. Лучше не рисковать и подождать окончания поста.

Если произошло зачатие в пост, то не стоит горевать, а только радоваться малышу. Ведь он все чувствует, ощущает мамины страхи и переживания. Нужно обязательно покаяться, исповедаться и причаститься, а дальше готовиться стать матерью.

Православные молодые люди, стремящиеся жить в соответствии с заветами церкви, нередко интересуются, насколько согласуется зачатие ребенка в пост с дисциплиной воцерковленного прихожанина. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Православные посты и зачатие

В православии в году существуют четыре длительных поста, постные среда и пятница в течение всего года и три однодневных. Длительный пост держится православными христианами весной (Великий пост 40 дней), летом (Петров с конца июня примерно до середины июля), далее Успенский (вторая половина августа) и Рождественский, который начинается за месяц до Нового года и заканчивается в ночь 6 января. Эти периоды вместе с одиночными днями складываются почти в половину года. Есть мнение, распространенное в обществе, что во время поста нельзя есть определенные продукты и заниматься сексом. Мол, это отвлекает верующего от сосредоточения на молитве, на душе. А уж зачатие в пост – вовсе грех.

Получается, что длительное время дисциплинированным православным предписывается целибат. Таково общественное мнение. Но так ли строго на самом деле обстоит дело? В священных текстах отражено единственное каноническое требование – воздерживаться от близости за сутки до причастия. А аналогичное поведение в постные дни – лишь рекомендация, совет, запрета нет.

Практически на каждом православном сайте приведены комментарии священника на этот счет. Служители церкви терпеливо разъясняют прихожанам тонкости поведения, образа жизни в особые для православных периоды. На вопрос «можно ли зачать ребенка в пост», ответы священника содержат ссылки на Библию, другие канонические тексты и выражают позицию РПЦ. Она касается, в первую очередь, духовной жизни христианина, его стремления к очищению мыслей, к общению с Богом.

Главная цель христианина в пост – искренняя молитва, возможность погрузиться в себя, привести мысли и будущие поступки в соответствие с заповедями. Определенные ограничения в еде, утехах плоти – не главное условие, а лишь рекомендации. Это не должно переключать внимание с духовного на мирское, мешать сосредоточению.

Если же в постный период был зачат ребенок – на все воля божья, считает Церковь. Это дар Бога, результат любви, к которой обращается православие как первооснове жизни. Поэтому нарушения, будь то даже зачатие ребенка в Рождественский пост или любой другой, не должны вызывать мысли о серьезном грехе.

Что делать верующим, если наступила беременность

Многие лояльные к человеческим слабостям священники поясняют, что решение воздержаться от близости должны принимать оба супруга. Желание отказаться на время в пользу возвышения духа должно быть одинаково сильным, тогда и проблем в семье не возникнет. Для церкви согласие в семье, мирная атмосфера гораздо важнее соблюдения рекомендации о воздержании от скоромного и близости в пост.

Если же один супруг недостаточно готов к ограничениям, противиться не стоит. Тем более, когда зачатие в период поста состоялось, никаких иных мыслей, кроме любви к будущему младенцу, возникать не должно. Соображениям о грехе, вине, аборте нет места. Ребенок – душа, посланная Богом, поэтому в любой день года забеременеть – значит получить подарок.

Если все-таки не очень комфортно будущим родителям, укоряют себя или друг друга за слабость, стоит поговорить с близким духовником. Его задача – успокоить супругов и настроить на позитивный лад, ожидание пополнения семьи.

Правда ли, что ребенок родится больным

Издревле тянется верование, страх забеременеть во время поста. Корни — в приучении первых православных к правилам, традициям церкви. Такие процессы установления нового порядка никогда не проходят легко. В общественном сознании страхи предков хранятся долгие века, передаются по наследству потомкам. И даже в наше время фобия остается довольно отчетливой. Люди, не слишком хорошо знакомые с мнениями современных священников, пугают пороками развития ребенка, зачатого в пост, будущими проблемами со здоровьем.

Но многие служители церкви относятся к прихожанам с любовью и терпимостью к их слабостям. Приведем мнение священников.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма Святого Благоверного царевича Димитрия (Москва):

— Кто может, тот так и поступает. Священные тексты не настаивают на непременном соблюдении воздержания в пост. Это возможно при условии обоюдной позиции супругов: понимают важность и нет внутреннего протеста. Интимная жизнь – не единственная, для Бога важнее духовная, потребность делать добро окружающим, быть в согласии. «Страшилки» о рождении больного ребенка не имеют отношения к церкви, это домыслы. Новая жизнь – в любом случае дар от Бога. Конечно, немыслим аборт по причине зачатия в пост.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново (Москва):

— Само по себе зачатие никак грехом быть не может. Не всякий может в пост воздерживаться, это надо понимать. Важно взаимное согласие для сознательного уклонения от телесного общения. Если один хочет воздерживаться, а другой нет, он сеет в себе блудные мысли. Это уже грех, так зачем доводить. Не может пара – так и не надо. Диета и воздержание – только помощь в пост, но вовсе не требование.

О том, можно ли беременеть в пост и будет ли зачатие в пост греховным, ходит много споров среди православных христиан. Причина в том, что запрет на совершение Таинства венчания совпадает с теми днями, когда Церковь не благословляет интимных отношений между супругами, а именно во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками.

Но ребенок, зачатый в пост, – такое же дитя Бога, как любой другой, – любимое, долгожданное, достойное спасения. То, что такой ребенок нежеланен Господу, – опасное суеверие, которое ни один настоящий христианин не должен пускать в свое сердце.

Священник Святослав Шевченко

Однажды сосед по тюремной камере посетовал Владыке Мануилу (митрополит Мануил (Лемешевский), который за веру большую часть жизни провел в лагерях и к старости имел от Бога дар прозорливости), что сидит здесь безвинно. – Как же так? – спросил он. – Почему Господь попустил такое? – Вины, которую предъявил советский суд, на тебе, действительно, нет! – резко сказал Владыка. – Но наказание ты отбываешь за то, что еще в детстве забрался к соседям, поломал у них капусту, а потом открыл засов на хлеву и выпустил корову. Потерявшие кормилицу многодетные соседи впали в крайнюю нужду.

– Дедушка, – спросил сверху другой сокамерник из уголовников. – А я почему всю жизнь по тюрьмам мыкаюсь? Другие не столько крадут, а на свободе… – Ты был зачат в Страстную пятницу – ответил епископ. – Ты и умрешь в тюрьме». (Коняев Н.М. Облеченный в оружие света. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002, С. 36.)

«Когда к Иоанну Кронштадтскому подошли супруги с больным ребенком и попросили помолиться об исцелении чада, он резко отказал, молвив: «Вы лучше вспомните, в какой день вы его зачали!» Как оказалось, зачатие произошло на Страстной седмице». («Сретение», выпуск №2 – февраль 2009).

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. Современные ученые говорят, что до 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными». Вот что пишет священник Сергий Николаев: «По свидетельству врача, практикующего более 40 лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Приходилось слышать мнения, что «постовые» дети труднее воспитываются. Грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Есть современные научные исследования по поводу того, почему дети рождаются больными. Исследования показали, что 95% больных детей были зачаты в постные дни, и уже с научной точки зрения ученые-медики советуют: если супруги хотят иметь здоровое потомство, то должны воздерживаться от близости в постные дни». - «Пензенский православный собеседник» №11 (52), ноябрь 2006, С. 3.

На важную роль христианского благочестия в супружеской жизни указывал преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «Храните чистоту, храните среды и пятницы (посты), и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» - Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник / М., «Паломник», Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1996, С. 191.

То же писал в одном из писем мирянам и преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены». Или еще пример. Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. Преподобный Леонид Оптинский говорил, что это было наказанием его родителей за несоблюдение ими церковных праздников в семейной жизни. - О православном браке. СПб., «Общество святителя Василия Великого». 2001, С. 96.

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста. Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале - нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, - думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

В этой статье я хочу ответить на следующий полученный вопрос от читателя портала

Правда ли, что зачать ребенка в пост или в праздник является грехом? Говорят, что эти дети могут родиться с отклонениями, различными болезнями, или родители будут много с ними мучаться. Если специальные указания об этом в Библии или на чем основываются Святые Отцы говоря об этом? Заранее благодарю за ответ.

Это учение — заблуждение

Я не встречал до сих пор в писаниях Святых Отцов учение, согласно которому дети, зачатые в дни поста или в праздник, будут с физическими отклонениями или с другими дефектами. Это языческое учение, или даже скорее всего – заблуждение. Так например, русские считают, что очень важным является момент зачатия ребенка, они думают, что от этого зависит его будущая судьба. Сельские жители верили, что ребенок будет трудолюбивым, здоровым, веселым, умным, если он зачат в счастливый день или час. Считали, что судьба ребенка, который был рожден в воскресение или во время поста, или во время пасхи мертвых, будет полна несчастья и что ребенок будет или глупцом, или вором, или разбойником. Если кто-то рождался слепым или глухим, то думали, что это результат того, что он был зачат в пятницу.

Библия не учит такому

Не существует Библейского учения, которое говорило бы, что это грех – зачать ребенка в праздничный день или в пост. Даже более того, я не знаю ни одного отрывка из Библии, который бы говорил, что в случае, когда ребенок был зачат в праздничный день или в пост, он родится с недостатками, различными болезнями или что родители будут сильно страдать с ним. Даже более…

Бог не требует воздерживаться от сексуальных отношений во время поста

В Первом Послании к Коринфянам, Апостол Павел написал следующее, когда учил о том, как муж и жена христиане должны относиться друг ко другу в сексуальных отношениях:

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. (1Коринфянам 7:1-6)

Итак, согласно этого отрывка, воздержание от сексуальных отношений во время поста – это позволение, а не заповедь. А если один из супругов не хочет воздерживаться от сексуальных отношений во время поста, не будет проблемой для другого и это никак не влияет на их пост и на взаимоотношения с Богом. Даже более, это не отображается никаким образом на их детях, которые могут быть зачаты в результате сексуальных отношений во время поста.

Физическое здоровье родителей в зачатии ребенка влияет на его здоровье

Это известно во всем мире. Мужчины и женщины, которые хотят зачать здоровых детей, желают поддерживать свое здоровье в хорошем состоянии и не делать того, что будет влиять на их здоровье, а потом влиять на здоровье их детей.

Духовное состояние родителей влияет на здоровье ребенка

Вот, что говорит вторая из 10 заповедей Божьих:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исход 20:4-6)

Когда Моисей во второй раз взошел на гору Синай, чтобы получить 10 заповедей…

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исход 34:5-7)

Даже если ты раньше не признавал этого, предполагаю, что ты видел связь между проблемами в своей жизни и тем, как жили твои родители перед Богом. Или может ты еще более становишься встревоженным, когда думаешь, как отобразятся твои дела и твое духовное состояние, которое ты имеешь в данный момент над будущим твоего ребенка. В таком случае я уверен ты желаешь знать…

Как спасти будущее твоего ребенка?

Необходимо покаяться. Придти к Богу, попросить прощения за сознательные и неосознанные совершенные грехи, затем заключить завет с Богом по вере в Господа Иисуса Христа, решив быть послушным от всего сердца Его Слову, записанному на страницах Священного Писания. Изучай Библию, живи как написано в ней и никогда не возвращайся к своим прошлым делам. Так ты приобретешь наследие в Божьем Царстве и обеспечишь благословенное будущее не только себе, но и своим детям.

Перевод: Моисей Наталья

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама