THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Выставка «Врубель. Лермонтов. Абрамцево» - это совместный проект музеев-заповедников «Тарханы» и «Абрамцево», рассказывающий о творческих пересечениях двух гениальных людей, поэта и художника - Врубеля и Лермонтова.
Михаил Александрович Врубель знал наизусть многие стихотворения и поэму «Демон», любил их декламировать в дружеском кругу.
Однако иллюстрировать произведения любимого поэта начал только в возрасте за тридцать, уже имея немалый творческий и духовный опыт. Интересно, что именно Лермонтов сделал Врубеля знаменитым на определенном жизненном этапе.

Пересечение талантов и судеб двух гениев является главной темой выставки. В экспозицию вошли сочинения Михаила Юрьевича Лермонтова 1860 - 1870-х годов, издания которых мог читать Врубель и в детстве, и в зрелом возрасте. В 1860 году в «Сочинениях М.Ю. Лермонтова» под редакцией С.С. Дудышкина впервые в России была напечатана поэма «Демон».
Представлены на выставке и произведениями Врубеля - это иллюстрации, вошедшие в издание сочинений М.Ю. Лермонтова 1891 года под редакцией П.П. Кончаловского, к стихотворениям «Журналист, читатель и писатель», «Русалка», «Еврейская мелодия», поэме «Измаил-Бей», роману «Герой нашего времени».
Музеи «Абрамцево» и «Тарханы» выставляют оригинальные эскизы к картине «Демон поверженный» 1901 года из своих коллекций.
Говоря о Врубеле, нельзя не вспомнить о Мамонтовых и усадьбе Абрамцево. Глава семьи Савва Иванович Мамонтов, известный промышленник, меценат, владелец усадьбы, сыграл большую роль в судьбе художника, разглядев в нем могучий талант при первом же знакомстве и приблизив к себе.
В тесном общении с семьей мецената художник создавал «лермонтовские» иллюстрации, среди которых самая большая серия посвящена поэме «Демон»!. В Москве, в доме Мамонтова, был написан «Демон сидящий».
Демон, «изгнанник рая», «зла избранник», для поэта-романтика стал образом бунтаря-одиночки, протестующего против пошлости в существующем миропорядке. Демон - космическое Зло, порожден отрицанием земного зла во имя высоких стремлений. Эта «демоническая диалектика» сложилась уже в юношеских стихотворениях Лермонтова и достигла своего высшего развития в поэме, над которой он работал почти всю жизнь.
Иллюстрации Врубеля по своей символической обобщенности, философской глубине оказались равными произведениям поэта. Сочетание поэзии и графики образует вершину творческого содружества художника и поэта.
«Демон поверженный» - это самостоятельный образ Врубеля. У Лермонтова Демон - побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, по-прежнему могучий. У Врубеля - гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь. Эта работа отражает процесс мучительной борьбы художника с обуревавшей его в то время болезненной изменчивостью сознания.
Главное духовное родство Врубеля и Лермонтова - в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Но они не находили этого в окружающей действительности, и потому столько трагического в творчестве и поэта, и художника, а их имена связаны неразрывно в русской культуре.

Выставка работает до 21 октября 2018 года.
Часы работы: с 9.00 до 17.00.
Местонахождение: выставочный зал музейно-просветительского центра музея-заповедника «Тарханы».

Эта выставка, открывшаяся к 105-летию смерти гения русского модерна воплотила мечту художника: его "оперная" майолика "звучит" тут под музыку, которой и была посвящена.

... "Весна", хмельная барышня, приставившая ладонь к уху, словно внимает "Снегурочке" Римского-Корсакова вместе с тонколицей "Девушкой в венке": персонажи опер великого композитора, созданные руками великого художника, собрались тут в самом полном составе. Музей-заповедник Абрамцево, музеи Глинки и Бахрушинский, ГМИИ Пушкина и другие передали врубелевские шедевры, раритетную мебель, эскизы декораций и фото Музею Шаляпина - и в Москве открылось свое Абрамцево.

Отодвинув занавеску вы увидите тут в окне не Садовое кольцо с троллейбусами, а... абрамцевский дом Мамонтовых (при котором была керамическая мастерская, где Врубель создавал свои шедевры), а в соседнем окне - художников у его изгороди. Окна музея стали на выставке рамами для фотопейзажей, а его залы - гостиными абрамцевского дома, населенными его гостями и хозяевами. Сам Савва Мамонтов (тут его ростовой портрет на прозрачной панели) "смотрит" внимательно на блюдо "Жар-птица", Коровин в сюртуке "подошел" к своим эскизам к "Снегурочке"...

Но главные на выставке, конечно, Врубель, его майолика и его музыка.

Тут скульптуры самых разных жанров, изразцы, вазы, пепельницы, кашпо и всеэто, показанное под Римского-Корсакова, складывается в одну музыкально-скульптурную сюиту. Вот зал "Садко", оперы, к которой Врубель не только сочинял декорации и костюмы, но и, вдохновленный ею, создавал в керамической плоти ее героев. В углу - золотой, с волнами-кудрями Морской царь, царевна Волхова в зеленой глазури с металлическим отблеском, рыбки в яркой чешуе, плывущие по голубому панно, знаменитая тарелка, где герои словно сплелись в бегущий по кругу нотный стан.

Врубель стремился стать не только скульптором, но, как теперь кажется, и композитором. В майолике он пробивался к истинно-музыкальной гармонии сквозь игру граней и цветов, иногда - неожиданную. В зале "Снегурочки", оперы, тоже ставшей для Врубеля откровением, кроме важного Берендея в золотом кафтане, есть редко выставляющаяся "Растаявшая Cнегурочка". Это изразец, на котором - только синее пятно в бело-коричневом окружении: но ведь от Снегурочки и в самом деле не осталось ничего, кроме замерзшей воды и снега на подтаявшей земле.

В Доме Шаляпина нашлось место и самому певцу. Врубель создал скульптуру царя-ассирийца, впечатленный шаляпинским Олоферном - а Федор Иванович, думая о "Демоне", набросал вот это: колтун волос, чеканный профиль, взгляд, полный муки... "От Врубеля - мой Демон", - писал о нарисованном и потом спетом Шаляпин.


Низвержение Демона и смирение Мастера
В Третьяковской галерее открылась выставка Врубеля
Выставка, которую так долго пытались осуществить, наконец состоялась — деньги на нее дал "Сургутнефтегаз", а каталог издан журналом "Пинакотека". По сравнению с выставкой Врубеля в Дюссельдорфе (первой ретроспективой художника в Европе, которая прошла год назад) эта несколько сужена: здесь, увы, нет принципиально важных ранних вещей из Киевского музея и Русского музея в Петербурге — перевозить картины и графику в Москву, вероятно, хлопотнее, чем в Германию. ЕКАТЕРИНА Ъ-ДЕГОТЬ задала несколько вопросов о Врубеле автору, вероятно, самой интересной книги о нем доктору искусствоведения МИХАИЛУ АЛЛЕНОВУ.

— Какие в этой выставке есть неожиданности? Что она подтверждает в репутации Врубеля?
— Нас тут встречает предупреждение, что все как-то особенно освещено. И действительно, все получилось немного похожим на слайды или репродукции, живопись стала чуть плоской. Мы ведь привыкли видеть Врубеля в естественном сумраке нижних залов Третьяковской галереи — там многого было не видно, и он имел таинственную глубину. Теперь все видно очень хорошо, но он несколько технизирован. К тому же Врубель — мастер холодного, со сдвигом в сине-фиолетовую часть спектра, колорита — как-то неадекватно потеплел. Но прежде всего выставка подтверждает, что художник он очень хороший и насыщенный. Выставка очень "питательная", много хороших вещей. Врубель мог бы сказать: "Я мастер" — как булгаковский герой. Кстати, у него была такая же шапочка — ему ее сшила Надежда Ивановна Забела, от мигрени. Не очень ясно, откуда Булгаков взял эту шапочку, но совпадений слишком много... Берлиоза зовут Михаил Александрович, как Врубеля; он имеет киевские корни; в сцене погони по Спиридоновке упоминается фиолетовый рыцарь — это витраж Врубеля, который был как раз в доме на Спиридоновке. Берлиоз — это, конечно, отсылка к романтическому манифесту, "Фантастической симфонии" Берлиоза, отрезание головы имитирует финал четвертой части, "Шествия на казнь", где герою отрубают голову, а затем он просыпается, как и Берлиоз, на шабаше у сатаны. Думаю, что Булгакову, который хорошо знал работы Врубеля по Киеву, был для таких тем нужен Врубель, этот трижды романтический мастер.
— Почему же этот самый романтический мастер русского искусства является так поздно?
— В русском искусстве не было романтизма в начальном его этапе — мифологического, средневекового, как в Германии. Александровская эпоха была кульминацией петровского европеизма ("Прошло сто лет, и юный град..."), еще не было места для славянофильства, извлеченного из атмосферы немецкого философствования. Ампирный романтизм был программным западничеством. Даже первые варианты псевдоготики и псевдонарышкинского стиля не были внушены националистическими импульсами. Но во времена Врубеля все уже было иначе.
Киевское религиозное возрождение с Владимирским собором и деятельностью Прахова — во всем этом он участвовал. Потом был московский мамонтовский кружок, а Савва Мамонтов считал себя преемником и воспитанником Чижова, одного из адептов раннего славянофильства. Сам воздух Абрамцева, аксаковского гнезда, был пропитан славянофильскими флюидами, и Врубелю очень легко было войти в этот слой романтической традиции. Хотя национальный романтизм не был для него всепоглощающей художественной идеологией, у него очень причудливо уживаются западничество и русско-сказочные мотивы. Неоромантизм для него что-то вроде сублимированной эклектики — после Иванова это второй эклектический гений русского искусства. Итак, поскольку у России не было своего "средневекового романтизма", Врубель в своих опытах ориентировался скорее на немцев — Беклина, Штука, Клингера. Но он значительно лучше. У него есть благородство. Хотя много и от такого, несколько дешевого, модерна. Одно время была такая фигура рассуждения — дескать, был такой нехороший модерн, а Серов и Врубель испытывали его влияние. На самом деле именно они, разумеется, его и создавали, они и есть модерн. И в романтизме, и в модерне силен момент игры на публику — брюлловский ингредиент, если иметь в виду русскую традицию. Кстати, врубелевский тип физиономической маски — гибельная красота "пред пропастию темной" (огромные глаза, землистая бледность, запекшиеся губы) — есть уже в "Гибели Помпеи". А сплетенные руки, склоненная голова, скорбная интонация — все это чрезвычайно характерно для русского искусства вообще, для передвижников в частности. "Демон сидящий" — это, собственно, почти "Христос в пустыне" Крамского, и Врубель об этом не мог не думать. Он ведь был одним из самых умных русских художников, что в русском искусстве скорее редкость.
— В чем же полемика с Крамским?
— "Христос в пустыне" Крамского принадлежит линии социального христианства, в которой евангельский сюжет трактуется как вечная коллизия, повторяющаяся в разных исторических декорациях, что восходит к "Явлению Мессии" Иванова. У Крамского перед нами утро решения принять жертвенный путь — Христос был приведен в пустыню неким духом и был там искушаем дьяволом. Но врубелевский Демон — совсем не дьявол, его невозможно вообразить распоряжающимся чертями, которые жарят грешников в аду, или вообще искусителем. Скорее, это и есть дух, который привел Христа в пустыню и который где-то поодаль от него кручинится о его сорокадневном искушении. Врубель пишет "Демона сидящего" тогда же, когда Ге — картину "Что есть истина?", тоже вписывающуюся в линию Крамского. Ге, как он обычно это делает, создает ситуацию зияющей паузы, молчания — Христос не отвечает на вопрос Пилата. Это конец ситуации, когда "в начале было слово" — теперь слово умерло. Исчерпана коллизия, наиболее полно выраженная в первой половине века Ивановым ("Явление Мессии") и Федотовым ("Сватовство майора"),— событие, которое заводится словом, вестью. (Сваха у Федотова, которая сообщает о приходе майора, такая же предтеча, как Креститель у Иванова.) Исчерпание этой, чисто русской, традиции, которая ориентировалась на мизансцены, формируемые словом, логически привело к тому, что Христос должен был смениться Демоном. Именно врубелевским, поскольку Врубель говорил, что Демон — это душа.
— Почему романтическая программа претерпевает такой финал — низвержение Демона?
— "Демон поверженный", написанный после "Сидящего" и "Летящего", считается обычно неожиданным. Но "Демон летящий" выглядит совершенно как поверженный (достаточно перевернуть репродукцию) — он, можно сказать, уже пикирует, в нем нет вызывающей победительности. Да и сидящий Демон явно не триумфален. Тогда любили видеть в Демоне своего рода alter ego Врубеля и истолковывать этот образ как ницшеанского сверхчеловека. Врубель, видимо, был против этого и хотел наказать демоническую гордыню. Легко заметить, что повержен совсем другой демон — тот был микеланджеловским атлетом, а этот — иссохшее существо с почти детской гримасой обиды на слабодушной физиономии, с театральной маской на лице, с откровенно натянутым пластическим гримом. Весь "Демон поверженный" с его горным пейзажем вдали написан как гаснущая сценическая подсветка — к тому же надо учесть, что первоначально все голубые и розовые краски были очень люминесцентно яркими (сейчас эти всплески сохранились только во фрагментах). Врубель хотел назвать эту картину "икона", и, видимо, это было действительно что-то вроде золотофонной иконы. Но поскольку он экспериментировал с пигментами, они начали гаснуть на глазах уже первых зрителей картины. Это был почти перформанс: Врубель, уже затронутый болезнью, продолжал работать над картиной прямо при зрителях. Он показывал своего рода кино, в котором лицо Демона менялось, менялась картина — показывал развязку и угасание феерического спектакля, героем которого и был Демон. Гаснут свечи, начинает проступать грим и бутафория — это сделано гениально. Выход на публику, превращение выставки в ателье художника, где он работает (как уже потом стало ясно, в состоянии безумного аффекта),— это был поступок. И тут художник и его герой, конечно, резко расходятся. Это не апологетика демонизма, а его критика. Тут становится понятно, почему Врубель так любил Ибсена, у которого, особенно у позднего, все демонические фигуры терпят крах. Это развенчание демонической идеи, дерзающей подменить собой мир. И есть глубокая риторическая логика в том, что после 90-х годов, этой — для Врубеля — эпохи сочинительства, поздние его рисунки, сделанные в психиатрической больнице, представляют собой возвращение к натуре.

Изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга Святославович» выполненный по эскизу М.А.Врубеля.

Всегда ли мы подразумеваем всю широту творческого гения Михаила Врубеля, когда называем его художником? Конечно, Врубель — это тот живописец, который подарил миру своих невероятных Демонов. Это тот живописец, который воспел эстетику русской народности и стал одним из самых значимых художников конца XIX века.

Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Врубель был талантливым декоратором, поэтому несправедливо обходить стороной декоративно-прикладную сторону его творчества. В счастливое время участия в Абрамцевском кружке художник проникся идеей ренессансного многозадачного мастера и с упоением учился искусству керамики, майолики, скульптуры и техникам различных народных промыслов. Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков.

В этой статье «365» хочет познакомить вас с рядом московских строений, которых не обошел стороной творческий гений Михаила Александровича Врубеля. Гуляя по Москве, не поленитесь и зайдите в эти особняки, где до сих пор сохранился модернистский дух начала прошлого столетия.

Гостиница «Метрополь»

Фасад «Метрополя». «Принцесса Грёза»

Немногие обращают внимание на фасад легендарной гостиницы «Метрополь», а если и обращают, то не знают, что именно там красуется, пожалуй, самое известное декоративное панно М.Врубеля, «Принцесса Грёза».

В 1896 году С.Ю. Витте сделал у Врубеля заказ на живописное панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Работа на выставке не произвела должного впечатления на зрителей, но поразила критиков романтической глубиной передачи образа, навеянного пьесой французского поэта Э. Ростана.

Гостиница «Метрополь»

Поэтому когда перед Витте встал вопрос, кого пригласить участвовать в отделке строящейся гостиницы в самом сердце Москвы, выбор пал на Врубеля, чтобы назло недоброжелателям увековечить его прекрасную работу.

Адрес: Театральный проезд, 2.


Дом в Лебяжьем переулке ведет свою историю с XIX века. Склады, водочный завод, синематограф и театр миниатюр — многое происходило здесь, пока по заказу мецената П. Г. Солодовникова здание и близлежащие к нему постройки не переоборудовали в жилые помещения.

Под самой кровлей находится керамическое панно, изображающее девушку в окружении чудес подводного мира, по предположению исследователей, изготовленное по отливкам Михаила Врубеля.

Фрагмент центрального панно, выполненного по эскизам М. Врубеля

Адрес: Лебяжий переулок, д. 6/1.

Самая обычная прогулка по Москве может неожиданно принести встречу с Михаилом Врубелем. Главное знать, где искать.
Доходный дом Ф. А. Александрова мог остаться обычным образчиком архитектуры своего времени, если бы не керамические панно из абрамцевской плитки над балконными окнами, сделанные по рисункам «Бессмертники» великого мастера.

Элементы декора доходного дома Ф. А. Александрова. «Бессмертники» Врубеля слева внизу

Адрес: Мерзляковский переулок, д.20.

Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина

Усадьба названа по фамилиям владельцев, которым она принадлежала после княжеского рода Хованских.

В 1894 году по заказу Е.Д. Дункер художник выполнил мозаичный триптих «Суд Париса», а также панно «Венеция» и плафон с изображением цветов.

М. Врубель. «Суд Париса». Декоративное панно, 1893

Сегодня работы Врубеля, выполненные для этого особняка, можно увидеть в собрании Омского музея изобразительных искусств и в коллекции Русского музея.

Адрес: Поварская ул., дом 9, стр. 1-1А.

Свидетельства об этой усадьбе имеются уже с конца XVIII века, здесь даже сохранились старинные палаты и элементы убранства того времени.

Однако, когда в 1895 году усадьба стала принадлежать Алексею Викуловичу Морозову, её ожидали перемены. Для выполнения заказа по переделу дома, согласно вкусам хозяина и веяниям времени, был приглашен знаменитый архитектор Фёдор Шехтель, который в свою очередь пригласил Михаила Врубеля принять участие во внутренней отделке особняка.

М. Врубель. Триптих «Фауст»

Для этой усадьбы художник создал живописные панно по мотивам «Фауста» Гете. Эти панно отличаются беглостью и приблизительностью, расчленением на планы, что усиливает сходство с аппликацией.

Сейчас эти работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Адрес: Подсосенский переулок, д.21.

Особняк З. Г. Морозовой

Еще один пример работы Михаила Врубеля в соавторстве с архитектором Фёдором Шехтелем.

В этот раз художник принимал участие внутренней отделки особняка жены великого русского мецената Саввы Морозова. Шехтель посчитал, что Врубель сможет привнести в готические интерьеры свою сумрачную выразительность, и не ошибся.

М. Врубель. «Роберт и монахини»

Для этого особняка художник выполнил ломаную и крайне динамичную скульптурную композицию «Роберт и монахини», а также создал эскиз к витражу, который был выполнен с использованием старинной техники.

Адрес: улица Спиридоновка, 17.


Очередное совместное творение Михаила Врубеля и Фёдора Шехтеля — Усадьба Салтыковых-Чертковых. Попасть в эту усадьбу можно только во время проведения на его территории выставок, но это стоит сделать хотя бы ради лицезрения невероятного камина, сотворенного Врубелем по заказу хозяина дома.

Скульптурное убранство камина, созданное в унисон стилю модерн, изображает игривых нимф и сатиров, резвящихся меж ветвей деревьев.

Адрес: Москва, Мясницкая улица, д. 7.

Текст: Анна Вихрева

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

Третьяковская галерея рассказывает о музе М. Врубеля

12 декабря 2016 года в зале М. Врубеля в Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве стартовала выставка «Н.И. Забела-Врубель в творчестве М.А. Врубеля». Лучшая коллекция русского искусства открыла свои запасники и показывает посетителям к 160-летию со дня рождения художника историю его любви, соединившую счастье и трагедию, музыку и живопись.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский художник, рисовальщик польского происхождения (фамилия происходит от wróbel - воробей), католик по вероисповеданию. Выпускник класса П. Чистякова Петербургской академии художеств. Основные работы – «Демон», «Гадалка», «Царевна-лебедь» и др. По художественной манере близок символизму, ярко выражены черты стиля модерн. Умер от психического расстройства, последние 4 года был слепым.

Надежда Забела стала женой Михаила Врубеля, когда ей было 30, а ему 40. Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, она была артисткой «голубой крови» и родственницей художника Николая Ге.

Их знакомство состоялось, когда Врубель по просьбе своего покровителя Саввы Мамонтова присоединился к оформлению декораций Панаевского театра в Петербурге (Частная опера) для работы над оперой немецкого композитора Гумпердинка «Гензель и Гретель», детской сказочной фантастикой на основе сказки братьев Гримм. Энгельберт Гумпердинк (нем. Engelbert Humperdinck) был последователем композитора-новатора Р. Вагнера.

Надежда пела партию Греты, и её «неземное» исполнение показалось ему не только прекрасным, но и родным. «Все поют, как птицы, – писал Врубель, – а Надя поёт, как человек». Так он встретил ту, без которой не мог уже обойтись до конца своих дней. Как вспоминала позднее Н. Забела-Врубель, он вбежал на сцену во время перерыва и стал бурно выражать ей свой восторг. Живописное свидетельство этого знакомства – парный портрет Надежды Забелы (Греты) и ей партнёрши Татьяны Любатович (Гретель), исполненный по просьбе невесты. Этот портрет стал условием принятия предложения руки и сердца и хранится в Третьяковской галерее.

Как рассказала куратор выставки Шуманова Ирина Викторовна, ст. научный сотрудник отдела графики XVIII – н. XX века ГТГ, образ жены отразился в разных ипостасях и образах Врубеля. Она стала его музой, серафимом, пророком…

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» – также жемчужина коллекции Третьяковской галереи. Платье из прозрачных шелков, в котором она предстаёт перед нами на портрете, сделано мужем. Так, портрет напоминает нам о том, что Врубель одевал любимую жену, сам готовил для неё наряды и создавал ей сценические образы.

Печален «Портрет сына» – Саввы Врубеля, единственного ребёнка четы Врубель, болезненного мальчика, прожившего всего лишь 2 года. Он также хранится в ГТГ.

Помимо этих портретов, Третьяковская галерея предлагает посетителям выставки прикоснуться к скульптурным произведениям Врубеля и более интимным вещам, связанных с его жизнью. Например, к эскизам одежды и зарисовкам Врубеля портретов жены, его автопортретов, рукописному листу воспоминаний о них, и многим другим мелочам, чрезвычайно дорогим сердцу многочисленных поклонников самобытного русского художника.


На открытии выставки, при помощи фонда «Грани» музей устроил погружение в звуки, которые так пленили Михаила Врубеля. В исполнении певцов Молодежной оперной программы Большого театра прозвучали арии, дуэты и фрагменты опер Н.И. Римского-Корсакова: «Садко», «Снегурочка» и «Царская невеста». Композитор высоко ценил талант певицы, видел в нем сочетание земного и неземного. Он также посвятит Забеле и Врубелю два романса: «Сон в летнюю ночь» и «Нимфа».

По словам ведущего музыкальной программы музыкального критика М. Сегельмана, «её век как певицы был недолог. Н. Забела-Врубель раскрылась в небольших театрах, в камерном исполнении». Дольше сохранился её образ, так обильно и талантливо запечатлённый в живописи мужа.

Источники:

Энциклопедия русской живописи.- М., «Олма-Пресс», 1999.

Д. Коган. Михаил Врубель. – М., Терра – Книжный клуб, 1999.

Третьяковская Галерея

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники


    Русский художник Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) продолжает влиять на умы спустя почти сто лет после ухода в мир иной. Но если при жизни это влияние…


    Испанский модернизм, часто именуемый импрессионизмом по причине связей движения с французскими живописцами рубежа XIX-XX веков, снова становится объектом интереса благодаря новому проекту фонда Aurea Cultura…


    Никас Сафронов – один из самых ярких представителей художественного сообщества современной России. Его творчество вызывает неоднозначные чувства, но каждый проект с его участием сопровождается повышенным…


    Крупный российский художник Николай Наседкин (род. 1954) представил свои нефтяные работы на выставке “Николай Наседкин. Нефть: личная история”, открывшейся в Государственной Третьяковской галерее на Крымском…


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама