THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Соблюдение мусульманского поста является хорошей защитой от многих болезней. Об этом свидетельствуют современные научные исследования.

Рассмотрим основные данные этих исследований:

  1. укрепление имунной системы: улучшается деятельность лимфатических узлов в 10 раз и увеличивается количество клеток, которые выполняют специфические иммунные функции;
  2. профилактика ожирения и его последствий. Это исходит от духовной и умственной стабильности, которая достигается в период поста. Причем такая стабильность во многом является следствием той духовной атмосферы, которая окружает соблюдающего пост, а также большое количество действий выражения веры (ибадат) в этот период, как, например, совершение дополнительных молитв, чтение Корана и других. Это весь комплекс действий, которые являются «расходованием на пути Аллаха и ради Аллаха», удаление от всякого рода волнений, переживаний и напряженности; направление духовной и телесной энергии в положительное русло, контроль над своими страстями и желаниями;
  3. защита от опасности скопления ядов в тканях и клетках. Происходит профилактика образования камней в почках, поскольку увеличивается количество натрия в крови, что не допускает кристаллизации калия. Увеличение количества мочевины в крови помогает избежать отложения мочевых солей, которые образуют камешки в мочевыводящих протоках;
  4. регуляция половых инстинктов, особенно у молодежи. Таким образом, человек избегает излишнего духовного и телесного возбуждения и смущения, различных моральных отклонений;
  5. профилактика психических отклонений, в частности, «раздвоения личности». Установлено также, что правильное Соблюдение поста и диета позволяют приостановить развитие и постепенно избавиться от некоторых психических заболеваний.

Эксперементы также подтверждают следующие факты пользы поста:

  1. пост облегчает работу органов пищеварения в том числе за счет улучшения механизма всасывания в пищеварительном тракте и выполнения связанных с этим функций наилучшим образом. пост дает возможность физиологического отдыха всего пищеварительного аппарата после употребления пищи на определенный срок. Такой отдых получают, в частности, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник;
  2. пост помогает работе эндокринных желез, связанных с процессами обмена веществ в период после всасывания питательных веществ. Это позволяет им наиболее успешно выполнять свою роль в выделении активных гормонов и активизацией механизмов торможения-возбуждения этих процессов ежедневно. Результатом этого является достижение баланса в деятельности гормональной системы организма;
  3. активизируется клеточный обмен веществ: жиров и белков, глюкозы, создаются необходимые условия для того, чтобы эти вещества выполняли свою роль более эффективно;
  4. улучшаются репродуктивные функции и у мужчин и у женщин;
  5. человек получает большую пользу от воздержания в питье во время поста, т.к. это помогает организму лучше реализовать накопленную энергию, повышает способности к учебе, улучшает память;
  6. в результате поста разрушаются слабые и больные клетки в организме, причем процент строения новых клеток - повышается.

Польза поста в месяц Рамадан для здоровья (видео)


Поистине, соблюдение мусульманского поста - это покорность и повиновение Аллаху. Это - просьба и надежда ожидания того, что у Него в числе вознаграждений - огромная польза для души и тела. Пост вселяет в душу спокойствие и уверенность. Все это положительно воздействует на механизм обмена веществ и способствует тому, что этот процесс происходит наилучшим образом. Ас-саум - и в идейной убежденности и в практическом поведении усиливает у человека многие духовные качества: терпение, силу воли, контроль над всякими инстинктами и желаниями, придает душе спокойствие, мир, уверенность, довольство и радость.

Режим приема пищи во время Рамадана - это еще один фактор, который способствует крепкому здоровью. Нужно сказать, что, хотя по правилам мусульманского поста нельзя принимать пищу и питье и т.д. от начала рассвета до захода солнца, соблюдение поста не является причиной отказа от работы и от выполнения других повседневных обязанностей. Поэтому для того, чтобы обеспечить работоспособность организма в течение дня, предписывается принимать пищу вовремя, т.е. сразу после захода солнца (ифтар) и непосредственно перед началом рассвета (сухур).

Чтобы не просыпaть время Сухур и таким образом не начать питаться один раз в сутки, но своевременно давать организму необходимое подкрепление на весь предстоящий день, Пророк специально предупреждал мусульман, давая им такой совет:

«Примите Сухур, поистине, в Сухуре - Благословение».

Кроме того, этот принцип поддержания крепкого, здорового тела и разума видно в следующем изречении Пророка:

«Люди (пребывают) в добре до тех пор, пока они спешат разговеться (т.е. прервать Пост и принять пищу, Ифтар, вовремя)».

Понятно, что голодание хорошо для здоровья, однако от длительного голодания нет никакой пользы, кроме вреда.

Интересно отметить еще и то, что прием пищи на пустой желудок после времени воздержания от еды и питья требует особого способа. По этому поводу Пророк Мухаммад сказал следующее:

«Начинайте ежедневное разговление с финика, а если нет (финика) тогда с воды, - поистине она чистая»

На основе этого Хадиса и других Изречений Пророка у мусульман всего мира существует традиция принятия Ифтара следующим образом: сразу же после захода Солнца громко звучит Азан, призыв к молитве (Салят Магриб), для того, чтобы все мусульмане знали, что подошло время Ифтара. В некоторых мусульманских странах специально с этой целью устраивают шумные фейерверки и т.п. Услышав Азан, мусульмане съедают по нескольку фиников или другие имеющиеся фрукты, например, яблоки, изюм и т.д., либо выпивают стакан молока или просто стакан воды. После этого они совершают молитву Магриб, а после молитвы принимают более плотный ужин.

В Рамадан мусульмане в качестве хорошей традиции любят принимать такой ужин совместно. Это может быть в кругу семьи, близких или дальних родственников или других людей, либо даже в большом собрании, где присутствуют, например, по 400 человек. Такая традиция, кстати, существует у нас на Украине в разных городах и такие совместные ужины бывают каждый год.

Они особенно сближают как близких родственников, так и всех мусульман, укрепляют между ними узы братства, взаимопомощи и любви. И хотя в общем в период Поста потребность человека в количестве еды несколько уменьшается, зато духовное наслаждение от совместной семейной или коллективной трапезы неизмеримо возрастает.

Пост бывает трех видов: пост, являющийся фардом; пост, являющийся ваджибом; и пост являющийся нафилем (8 видов).

Пост, являющийся фардом. Таким постом является пост месяца Рамадан. Точно так же фардом является возмещение пропущенных дней поста месяца рамадан, вне зависимости от того были ли они пропущены по уважительной причине или нет.

Пост, являющийся ваджибом. К этой категории относится назир-пост, то есть пост, который человек обещал или поклялся соблюсти, сделав это для себя обязанностью. Если человек давая такое обещание, определил конкретное время этого поста, например, такого-то числа такого-то месяца, то он обязан соблюсти этот пост в установленное время. Если же время назир-поста не было определено, то он может выбрать любой день для соблюдения этого поста.

Нафиль-пост. К этой категории относится любой пост, который не является фардом или ваджибом. Термин «нафиль» означает действие совершаемое добровольно и не являющееся обязательным. К этой категории относятся следующие виды поста:

1. Пост в месяц Шавваль : Соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль является мустахабом. Лучше всего поститься все шесть дней подряд, но можно делать промежутки. Так же в эти дни можно держать пропущенные дни поста Рамадана или пост-адак.

2. Пост в день Ашура: Десятый день месяца Мухаррам, носит название «день ашура». Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) практически всегда постился в этот день. Однако он считал неправильным поститься только в один этот день и поэтому советовал проводить в посте еще один день до или после дня Ашура.

3. Ежемесячный трехдневный пост : Соблюдение поста в течение трех дней каждый месяц является мустахабом. Особенно хорошо соблюдать пост в 13, 14 и 15 день каждого месяца. В лунном календаре эти дни носят название «аййаму-бид». Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал соблюдать данный пост. А в риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) каждый месяц проводил эти дни в посте.

4. Пост по понедельникам и четвергам: Пост по понедельникам и четвергам также является поощряемым постом. Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни, говоря при этом: «Деяния людей представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, и в этот момент я хочу быть постящимся» (Абу Давуд, Ибн Маджа).

5. Пост в месяц Зульхиджа: Так же поощряется соблюдение пост в первые девять дней месяца Зульхиджа. Так же в риваятах сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил эти дни в посте.

6. Пост в запретные месяцы: Является мустахабом соблюдение поста по четвергам, пятницам и субботам в запретные месяцы, к которым относятся месяцы: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб.

7. Пост в месяц Шаабан: В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается, что больше всего нафиль-постов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал в месяце Шаабан. Иногда он проводил в посте весь этот месяц.

8. Пост Давуда: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) называл соблюдение поста через день – постом Давуда, говоря: «Самым достойным постом является пост Давуда. Он постился через день».

В каждой религии есть различные посты. Они бывают длинными и короткими, особо почитаемыми и менее почитаемыми. У мусульман самым главным является пост Рамадан, который попадает на одноименный месяц. Он является обязательным для всех верующих. Мусульманский пост имеет некоторые отличия, например от христианского в современном виде, хотя духовная цель одинакова и там, и там.

Что такое Рамадан и как он возник

Мусульманский пост Рамадан - это одно из самых главных событий этой религии. Он является обязательным для соблюдения, а также одним из пяти столпов ислама. Хотя, по преданию, пророк Мухаммед к аскетизму относился неблагосклонно, но сам и установил этот пост. Он попадает на девятый месяц лунного календаря, а так как лунный год короче григорианского, то ежегодно происходит смещение начала поста на одиннадцать дней ранее предыдущего. Его название совпадает с названием месяца Рамадан, но в тюрских языках его чаще всего называют Ураза.

Именно в этот месяц пророку Мухаммеду было дано первое откровение от Господа, которое ему передал ангел Джебраил. Такие откровения впоследствии вошли в Коран. Первое откровение было получено ночью на двадцать седьмое число, и считается, что именно в этот день Аллах наиболее благосклонен к верующим. Когда начинается мусульманский пост, то в дневное время следует полностью отказаться от приема пищи. Также соблюдаются и другие аскезы, подробнее о которых будет рассказано ниже.

Следует заметить, что время начала поста и время выхода из него определяется той местностью, в которой находится постящийся. Если верующий начал свой пост в одном месте, но по определенным причинам ему пришлось уехать в другую и там он оканчивается на день или два раньше, то следует принять это. День выхода из Рамадана нужно встретить со всеми, а пропущенные дни перенести на другое время.

В чем заключается цель поста для мусульман

Суть мусульманского поста - это проявление своей силы воли над желаниями плоти ради торжества духа. В это время верующему необходимо сконцентрироваться на своем внутреннем мире, чтобы найти свои греховные наклонности и уничтожить их, а также раскаяться в тех грехах, которые совершены. Очень важна борьба с гордыней в это время, чтобы искренне смириться перед волей Творца.

Рамадан следует задуматься над своей жизнью, переосмыслить жизненные ценности, что является истинно важным, а что - поверхностным. Благодаря этому происходит укрепление веры, духовный рост верующего и, возможно, изменение жизненных приоритетов.

Действия, запрещенные и разрешенные во время Рамадана

Мусульманский пост в имеет ряд запрещенных действий, которые нарушают его течение, и разрешенных. Перечислим их ниже.

  • Нельзя преднамеренно принимать пищу и питье.
  • Запрещается курить.
  • Во время поста запрещен половой акт, если он приводит к семяизвержению.
  • Нельзя вводить лекарственные препараты ректально и вагинально (в этом случае пост лучше перенести).
  • Пост считается недействительным, если не было произнесено намерение. Это делается каждый день.
  • Нельзя проглатывать влагу, которая даже непроизвольно попадает в рот. Именно поэтому в период поста не рекомендуется заниматься плаванием и нужно с осторожностью принимать душ.
  • Вы можете чистить зубы, однако нужно следить, чтобы не проглотить воду или зубную пасту в процессе.
  • Проглатывание слюны не считается нарушением поста.
  • Разрешается во время Рамадана сдавать кровь или делать кровопускание.
  • Также можно вводить лекарственные препараты при помощи инъекций.

Прием пищи во время поста

В месяц мусульманского поста существует всего два приема пищи. Первый раз верующий принимает пищу до того, как взойдет солнце (это обязательное условие). Такой предрассветный завтрак называют сухур. Это обязательное действие, так как считается, что мусульманин в этом случае получит больше вознаграждения, так как совершит все действия, предписанные пророком Мухаммедом. Затем, после восхода солнца, верующий не должен ничего кушать.

Вечерний прием пищи называется ифтар. Его совершают после захода солнца и намаза и, конечно, учитывается местное время). Более поздний прием пищи не рекомендуется. Разговление происходит небольшим количеством фиников, а затем можно покушать полноценно, но очень скромно. Однако все блюда довольно сытные и их очень много, ведь в этот месяц принято угощать не только свою семью, но и других людей. В пост обязательно хоть раз нужно пригласить соседей, друзей, дальних родственников к себе в гости и накормить их.

Следует заметить, что в ночное время верующий обязан произнести намерение. Это фраза, которая говорит о желании совершить пост ради Аллаха. Она может быть в любом виде и ее нужно произносить сердцем. Если же фраза не была произнесена, то день поста считается недействительным. Произносят ее в ночное время между намазами.

Многих верующих из других религий удивляет такой способ поста, однако древние христиане тоже имели именно такой вид поста. Целый день они не вкушали пищу и усердно молились, лишь после вечерни могли употребить некоторое количество еды, чтобы поддержать силы в своем организме. Со временем в христианской традиции несколько изменился вид поста, в результате они только исключили из своего рациона некоторые виды пищи. Таким образом, тот вид поста, который сейчас сохранился в мусульманстве, имеет достаточно древние корни.

Выход из поста

Мусульманский пост заканчивается через тридцать дней в первый день месяца Шавваль. В честь этого устраивают настоящий праздник, который называют Ураза-байрам. В этот день верующие разговляются и совершают праздничную молитву. Также в этот (пост) следует выплатить милостыню. Это делают в мечети или тем, кто нуждается в помощи. Также следует посетить мечеть, а затем отпраздновать окончание поста в кругу родственников и близких друзей.

Кто может не совершать пост

Пост в месяц Рамадан в мусульманской традиции могут не соблюдать в следующих случаях:

  • Если человек болен и ему очень трудно или невозможно выдержать пост.
  • Беременные и кормящие женщины также не соблюдают Рамадан.
  • Дети, которые не достигли половой зрелости.
  • Старики, немощные и неизлечимые больные, однако они должны накормить бедняков или заплатить определенную сумму.
  • Также пост могут не соблюдать люди в дороге, однако они должны его восполнить после завершения пути. Однако, если они начали воздержание в пище, то прерывать не разрешается, даже если пришлось уехать. Для несоблюдения же поста путешествие должно быть дальним, не менее восьмидесяти трех километров от дома.
  • Рамадана могут не придерживаться немусульмане (для них он считается недействительным).
  • Душевнобольные люди, которые находятся в помутненном рассудке.

Следует заметить, что даже если верующие не соблюдают пост, не разрешается демонстративно кушать, пить и курить при других верующих.

Заключение

Итак, как видим, великий мусульманский пост очень важен для всех верующих. В это время человек становится ближе к Господу из-за отказа от всего лишнего, что обычно сопутствует его жизни. Помимо этого, в мусульманский пост происходит духовное единение с близкими людьми, так как все поддерживают друг друга в этом благочестивом деле, а также ведут многочисленные разговоры о духовном.

Пост - это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста - временное лишение себя определенных благ, как форма поклонения Господу и выполнение Его велений.

«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными.

Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни] , должны накормить бедняка . Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это - наилучшее для вас, если бы вы только знали!

Месяц Рамадан - это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, - может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» ().

«Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас…»

Заповедь о посте была одним из важных установлений, данных Господом Моисею и Иисусу. В иудейской традиции существует практика сорокадневного поста по примеру Моисея, который до получения скрижалей Завета «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Втор., 9:9). Этот же пост соблюдал Иисус, начиная свое пророческое служение (Мф., 4:2).

В отличие от исламского поста в месяц Рамадан, предполагающего не только полный отказ от пищи от рассвета до заката, но и иные установления, в современной христианской традиции пост подразумевает лишь определенные ограничения в пище. Например, в православном христианстве пост бывает нескольких видов: очень строгий (употребление только сырой растительной пищи), строгий пост (употребление всякой вареной растительной пищи с растительным маслом), обычный пост (помимо того, что едят в строгий пост, можно есть и рыбу), ослабленный пост (употребление любой пищи, кроме мяса). Самым важным в Христианстве считается Великий пост, который продолжается семь недель и относится к категории строгого поста.

Что касается соблюдения иудеями и христианами иных, добровольных, постов (например: пост по случаю смерти кого-либо, по случаю разрушения Иерусалимского храма, Рождественский и Успенский посты и т. д.), то такие практикуются и в исламской традиции. Например, пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа), день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) и т. д.

«Возможно, вы будете богобоязненными»

На протяжении всего своего жизненного пути верующий должен вести праведный образ жизни, хотя бы стараясь, прикладывая усилия для изменения себя в лучшую сторону . Благословенный месяц Рамадан, наиболее способствующий этому, необходимо проводить в посте, стремлении совершать богоугодные дела, благодаря при этом Творца за предоставление такой возможности.

Если человек, по милости Всевышнего, застал Рамадан в добром здравии, он обретает возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности, обязуясь исполнять то, что заповедовал Господь . Не нужно бояться обратиться к Нему с покаянием, сколь бы великими ни были наши грехи. «Поистине, Всевышний Всепрощающ, Всемилостив» .

Рамадан - месяц поста, милости и прощения. Простим же каждого, кто причинил нам зло словом или делом:

«И устремляйтесь (спешите) к прощению от вашего Господа и к Раю, широта которого - небеса и Земля , Раю, уготованному для богобоязненных людей. [Прощение и райская обитель уготованы для тех] кто (1) расходует [на пути Господа] и в радости, и в горе, (2) подавляет (сдерживает) чувство гнева (раздражения, ярости) и (3) умеет прощать . Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит делающих добро» ().

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им» .

Известно, что посланник Господа проводил ночи Рамадана, читая Священный Коран, вникая в его сокровенный смысл. Всем нам следует стремиться наполнить часы этого месяца чтением Священной Книги, являющейся напоминанием о важном и ценном.

Несомненно, месяц Рамадан является временем проявления щедрости и милосердия. Следует прилагать усилия к наиболее искреннему проявлению этих качеств в своих поступках и деяниях. В хадисе сообщается: «Посланник Господа был наищедрейшим человеком. И щедрее всего он был в [месяц] Рамадан…»

Этот месяц дарует две радости. По этому поводу пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «У постящегося две радости: одна - когда он разговляется, другая - когда предстанет пред Всевышним [в Судный День] и порадуется за соблюденный им пост» . Первая радость - когда наступает время разговения и становится дозволенным запрещенное в светлое время дня: вкус воды, еды ощущается подобно тому, как открывается для нас заново во всем своем великолепии. Под второй радостью в хадисе подразумевается радость, которую человек, соблюдавший пост в земной жизни, испытывает в Судный День, когда воздастся ему за дела мирские.

В чем же польза поста? Она многогранна. Пост полезен в духовном и социальном плане, а также с точки зрения медицины. Постящийся человек становится богобоязненным, исполняет то, что повелевает Всевышний, отказывается от запретного. Тем самым постящийся спасает себя от наказания Ада и обеспечивает себе благополучие в этой и в вечной жизни. Пост вырабатывает силу воли, приучает к преодолению трудностей, отказу от порочных привычек и страстей. В период поста человек учится контролировать себя. При этом постящийся осознает милость Всевышнего к нему, ибо, ощутив голод и жажду, затем, утолив их, понимает, насколько милостив Господь. Одновременно происходит побуждение к благодеянию в отношении бедняков и нуждающихся: острее осознается их обездоленность, изыскивается возможность оказать им посильную помощь .

Особенно важно осознание того, что постящиеся равны пред Господом и отличаются лишь степенью богобоязненности , духовной наполненности внутреннего мира и умением стремиться, достигать, преодолевать и не бояться, делая это не в угоду другим, а пред Богом, Господом миров.

Более того, пост содействует единению людей - ведь они и постятся, и разговляются одновременно, ищут возможности для совместного совершения добрых дел, угодных Всевышнему. Состояние спокойствия, умиротворения и благожелательности, которое человек обретает в дни месяца Рамадан, у многих сохраняется и в последующий период .

Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас.

«… Из среднего [обычного достатка], чем вы кормите вашу семью» (см.: Св. Коран, 5:89).

«Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они - обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82); «Скажи: «Я уверовал в Аллаха (в Бога)», затем будь правдивым, честным (следующим верному пути)» (хадис от Суфъяна ибн ‘Абдулла ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др.). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 382, хадис № 6143, «сахих».

«Воистину, Аллах (Бог, Создатель, Творец всего сущего) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми, благородными [в поступках] и щедрыми к близким [хотя бы на доброе слово]. Запрещает вам излишества (распутство, разврат) [совершение прелюбодеяния], аморальное [с точки зрения здорового человеческого восприятия; порицаемое, отвратительное, скверное, дурное, постыдное] и [запрещает] притеснение, покушение [на честь, жизнь и имущество других]. Назидает вам, так прислушайтесь же!» (Св. Коран, 16:90).

См.: Св. Коран, 2:235, 3:89 и т. д.

То есть просторы его невероятно огромны.

«Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею - Трон, с которого берут начало райские реки». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 140, хадис № 2315, «хасан».

Хадис от Сахля ибн Му‘аза; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи, «хасан». См., например: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12. С. 111, хадис № 4317; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 3. С. 89, хадис № 5088.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1902; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 1/1223.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 141, хадис № 1904.

Ср., например, ветхозаветную заповедь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис., 58:6, 7).

«О люди! Мы [говорит Господь миров] создали вас из мужчины и женщины [Адама и Евы] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).

Пророк Мухаммад говорил: «Мусульмане - братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности» (хадис от Хабиба ибн Хараша; св. х. ат-Табарани, «хасан»). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9211.

«Богобоязненность [набожность] - это качество человеческой натуры, которое ведет к приверженности приказам и заветам Господа и отказу от того, что запретно и грешно пред Ним». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 141.

Ср.: «…человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар., 16:7).

С точки зрения медицины пост полезен, поскольку оказывает благотворное влияние на здоровье человека: во время поста нормализуется работа желудочно-кишечного тракта, выводятся шлаки из организма, снижается вес и т. д. Неоценимо влияние поста на нервную систему и работу сердца. У постящегося значительно сокращается количество отрицательных эмоций, стрессов.

Нерсесов Дмитрий 16.06.2016 в 14:33

Наступил священный для мусульман месяц Рамадан - месяц поста. Это и суровое испытание, и великий праздник. В чем духовный смысл Рамадана? Какие ограничения он накладывает на верующих? Кто может не соблюдать пост? И как определить время поста, который длится в дневное время, если вы живете за Полярным кругом? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал Денис-хазрет Мустафин, заместитель управляющего делами Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона "Московский муфтият".

Пять условий соблюдения поста в Рамадан

- Что значит месяц Рамадан для мусульман?

Месяц Рамазан является месяцем поста. Отвечу по заветам Корана. Всевышний Аллах в Коране говорит: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" То есть пост, в первую очередь, является приказом Всевышнего Аллаха, его заветом. Это является обязательным поклонением в исламе.

Как мы знаем, ислам состоит из пяти столпов. Первый - свидетельство, что нет Бога, кроме одного Бога - Аллаха, и пророк Мухаммед его раб и посланник. Второй столп - пятикратный ежедневный намаз. Третий столп - это выплата закята. Четвертый обязательный столп ислама - это как раз пост. Пятый столп у нас - хадж.

- Хадж - это обязательное паломничество?

Для мусульман да. Паломничество в Мекку, в священную Каабу совершается один раз в жизни, в определенный период времени. А вот пост мусульманин обязан держать каждый год в месяц Рамазан.

Кроме обязательного поста у нас есть еще дополнительные посты, которые совершаются в течение года по желанию человека. Пост в аяте Корана обозначается словом саум, корень этого слова в переводе с арабского языка означает воздержание от еды и питья, а также воздержание от разговоров.

Воздержание по шариату - это воздержание от питья, еды, курения и половой близости, начиная с рассвета и до заката солнца. Вот это - шариатское значение. Есть также обязательные условия соблюдения поста. Первое: человек должен быть мусульманином. Второе: человек должен быть здоровым. Третье условие: человек должен быть разумным, отдавать отчет самому себе. И четвертый момент: человек должен знать, что пост для него обязателен. Вот при соблюдении этих четырех условий человеку надо держать пост.

Месяц Корана

- Больные, беременные не обязаны соблюдать пост?

Да. Есть категории людей, кому пост не обязателен. Это, в том числе больные люди, которым не позволяет здоровье. В эту категорию также относятся женщины, которые беременны или кормят грудью младенцев, потому что есть вероятность, что если они будут держать пост, это навредит и им, и детям. Еще одна категория людей, которые не держат пост, это пожилые, особенно слабые старые люди, которые не имеют сил держать пост.

- А, например, военнослужащие при исполнении служебного долга? Ведь достаточно сложно поститься, если ты сидишь за пультом или стоишь на часах, охраняешь что-то?

Сложности в посте нет. Для любого человека он не будет трудным, независимо от того, чем он занимается, если у человека есть четкое жесткое намерение соблюдать пост. Пророк Мухаммед так и говорит, что каждое деяние - по намерению. Если человек поставил себе цель что-то хорошее сделать, - например, продержать пост целый месяц Рамазан, - он это сделает без всяких затруднений. Всевышний Аллах даст ему силы, чтобы целый месяц держать пост.

- Рамадан связан с началом ниспослания священного Корана?

Да, все верно. Рамазан является месяцем Корана. В этот месяц начали ниспосылаться аяты Корана. Как мы знаем из истории ислама, пророк Мухаммед находился в пещере, в уединении, когда поклонялся, молился, тогда явился к нему архангел Джабраил и прочитал ему первые аяфты Корана. Начиная с этого момента в течение 23 лет пророк получал откровения от Джабраила.

Поэтому особым делом в месяц Рамазан является как раз прочитать полностью Коран, сделать хатм Корана. Добавлю, что в месяц Рамазан есть отдельный, дополнительный намаз - Таравих. В некоторых мечетях во время Таравих-намаза полностью прочитывают один джуз Корана. В течение месяца они таким образом прочитывают всю священную книгу.

Время мира и радости

- На время месяца Рамадан а должны быть прекращены все войны, споры и конфликты, так?

Да, Рамазан является таким радостным месяцем, это - большой праздник для мусульман. Весь этот месяц отводится только для поклонения Аллаху. Пост в священный месяц Рамадан в исламе является не просто поклонением Аллаху, но и тайной между Всевышним и Его созданием - человеком.

Если, к примеру, во время намаза мы видим, как человек поклоняется, совершает определенные земные поклоны, поясные поклоны и так далее, то именно в месяц , когда человек держит пост, снаружи посторонним наблюдателям этого никак не видно. Ни один человек не сможет этого определить, потому что это является тайной между Аллахом и человеком.

Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. За время Рамазана совершается очень много дополнительных намазов, чтение Корана обязательно. Как можно больше времени нужно проводить в поклонении Аллаху. Поэтому никакого времени для войн или каких-то других конфликтов просто не может оставаться.

- Но в , например, продолжаются боевые действия и сейчас - именно в месяц Рамазан. Как к этому относиться?

Война является грехом уже с того момента, как это все началось. Там льется кровь невинных людей. Конечно, проливать кровь - это огромный грех. Просто неописуемо и невозможно, если это продолжается в месяц Рамазан. увеличивается во много раз.

Наказания от Аллаха за убийство не существует здесь, на нашей земле, в земной жизни. За него Всевышний накажет уже в последующей, потусторонней жизни. Как говорится в Коране, убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество. Поэтому такой грех всегда будет считаться страшным грехом. И нет ему прощения.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовал

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама