THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Не все одинаково пригодно для всех.

Понятие системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. И государство, и общество хорошо понимают, что российская система образования вполне способна конкурировать с системами образования развитых стран в условиях широкой поддержки со стороны общественности; ответственной и активной государственной образовательной политики; глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно‑образовательные учреждения.

Существует и другое, правовое определение понятия «система образования», сформулированное в ст. 8 Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г. В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно‑правовых форм, типов и видов;

– органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т. е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических, эстетических и др.), складывающихся в системе образования.



Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Развивающееся российское общество предъявляет новые требования к системе образования.

Во‑первых, России нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Во‑вторых, в настоящее время образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В этой связи потенциал образования в полной мере должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

В‑третьих, многонациональной российской школе предстоит продемонстрировать свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть основную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско‑правовой, профессиональной и бытовой культурой.

В‑четвертых, обновляемой системе образования предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

В‑пятых, необходимо использовать все возможное для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Основные факторы развития и совершенствования системы образования. Изменения, происходящие в системе образования, происходят под воздействием определенных факторов.

К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие:

1) политико‑экономическая трансформация страны, изменившая требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно‑политические и социально‑экономические преобразования конца 80 – начала 90‑х гг. XX в. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

В переходный период своего развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. Особо следует отметить как подфактор развития образования хроническое недофинансирование образования, потребовавшее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

2) социальная политика государства, в той или иной мере учитывающая интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие образовательно‑воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под большим влиянием государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т. е. одни учебные учреждения предназначены для представителей более богатой части общества, другие – для более бедной.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно‑экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

3) исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны формируется также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, в различной ступенчатости средней школы и т. д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании;

4) общие тенденции мирового развития: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору:

– переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

– возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 % национального богатства, что в свою очередь обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;

5) педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин‑матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т. е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения, профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование в свою очередь еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Главная задача современной российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально‑педагогическое сообщество, но и все граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– формирование в системе образования нормативно‑правовых и организационно‑экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государственно‑общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования.

Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего – образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно‑общественной системы:

– введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально‑технической);

– создание нормативно‑правовой базы для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);

– отработка механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;

– расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;

– поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;

– развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;

– повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.

Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигнет 7% от ВВП (1990г. – 4,4%, 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

    создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

    обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

    повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

    обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

    завершению реформы общеобразовательной школы;

    последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

    научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

    внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

    обновлению и расширению материально-технической базы;

    обеспечению широкою выбора образовательных программ и услуг;

    рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010г. до 0,960, а к 2020 г. – до 0,980, против 0,950 в 2002 г.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать повышение социального статуса учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

    оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;

    развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;

    сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;

    разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;

    повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач необходимо довести уровень общих расходов на его развитие к 2006 г. до 10% от ВВП, сохранив его и на период до 2020 г., создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.

В современной постиндустриальной экономике высшую ценность приобретает человеческий капитал, вносящий творческое, созидательное начало в производственные и социальные процессы, в жизнедеятельность в целом. Человеческий капитал как носитель целеустремленности, осмысленности экономических действий придает им духовную насыщенность, интеллектуальность. В то же время в нем воплощен энергетический потенциал, характеризующий возможность длительной отдачи, свойственной капиталу, вложенному для получения будущего дохода.

В силу указанных свойств человеческий капитал, формирующий трудовые ресурсы, становится ключевым фактором обеспечения целенаправленности экономической деятельности, ее эффективности и качества, управляемости. В конечном счете, именно квалификация кадрового потенциала, отношение людей к выполняемой ими работе служат главной предпосылкой производительного труда, высокой отдачи, будь то такие сферы приложения трудовых усилий, как материальное производство или социально-культурная среда.

Одним из основных источников формирования и поддержания качеств, необходимых человеческому капиталу страны, правомерно считать систему образования, охватывающую как общее, так и профессиональное образование в их единстве. В условиях техникотехнологического прогресса, инновационного развития образование стало одним из определяющих условий успеха в самых разных областях.

В нынешнем мире образование наряду с наукой относят к главным ценностям и достижениям человечества, ибо оно служит источником знаний, представлений обо всем сущем, способом постижения тайн мироздания, инструментом проводимых преобразований в природе и обществе. Согласно критериям качества жизни, признанным ООН, в число трех таких критериев включается образование, которое наряду с продолжительностью жизни и величиной душевых доходов населения играет определяющую роль в характеристике жизненных достижений. Денежные доходы человека, его имущественное достояние, уровень и качество жизни в возрастающей степени становятся зависящими от образовательного уровня. Образование открывает доступ к трудоустройству, вхождению в культурные слои обществ, обретению статусности.

Российская образовательная система давно известна своими успехами в придании обучению детей, молодежи, взрослого населения всеобщности, доступности. Особенно значительны результаты, достигнутые в подготовке высококвалифицированных математиков, физиков, инженеров. Однако со временем, в период перехода к рыночной системе хозяйствования многие преимущества российской системы образования были утеряны, возникли значительные, трудноразрешимые проблемы. Частично проявившиеся трудности обладают объективной природой, обусловлены естественными причинами расширения образовательной среды, изменчивости структуры образования. В то же время приходится отмечать, что органы управления образованием в России не справились с задачей реформирования образовательной системы при переходе от советского планирования к рыночному регулированию.

В предшествующие годы постсоветского периода российской истории в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами развития образования были предприняты попытки, осуществлены определенные шаги в направлении встраивания российского образования в мировую систему, в частности, по образу и подобию западноевропейской и американской. Однако оказалось, что зарубежный опыт плохо прививается на российской почве, особенно в условиях, когда он воспроизводится по форме, а не по существу и, к тому же, без учета специфики исторического наследия и российского менталитета.

В школьном образовании после установления обязательной «девятилетки» удалось продвинуться от десятилетней к одиннадцатилетней общеобразовательной школе. Однако попытка перейти на следующую ступень общедоступного образования детей и юношества в виде широко распространенной во многих странах мира двенадцатилетней средней школы оказалась неудачной. Несмотря на уже разработанные стандарты, учебные программы и официальное объявление об ожидаемом переходе к «двенадцатилетке», намеченное продление периода школьного обучения было отменено. Судя по всему, сработали бюджетные ограничения, оказалось, что финансовые возможности российского государства не достаточны для обеспечения столь продолжительного периода бесплатного обучения детей в средней школе.

Чрезмерно поспешными, недостаточно продуманными оказались, на наш взгляд, отдельные реформы в области среднего и высшего профессионального образования, коснувшиеся преобразования организационных форм подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы и специалистов высшей квалификации для удовлетворения нужд разных отраслей экономики, народного хозяйства. По сути, реформирование этой важнейшей части российского образования свелось к воспроизведению распространенных в странах с рыночной экономикой организационно-правовых форм существования и деятельности образовательных учреждений, организаций.

Профессионально-технические училища и техникумы сменили свое название на колледжи; многие высшие учебные заведения, именовавшиеся институтами, превратились в академии и университеты, наряду с государственными вузами появилось множество негосударственных, по сути частных.

Под влиянием перехода к рынку и рыночным методам хозяйствования произошли значительные изменения в структуре подготовки кадров, возобладало безудержное стремление сократить масштабы обучения по инженерно-техническим профессиям в пользу экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, финансистов. Профиль образовательных учреждений перекосился, пришел в несоответствие с реальной структурой хозяйства, производства в России, с потребностями в специалистах, кадрах, рабочей силе отраслей экономики и социальной сферы, системы управления. Отсутствие централизованного, планового распределения выпускников учебных заведений в соответствии с запросами предприятий, организаций, бизнеса породило затруднение в устройстве на работу после завершения процесса обучения.

По нашему мнению, в современной российской действительности наиболее четко прорисовались, обозначились, а частично и обострились, обозначились такие проблемы в сфере общего и профессионального образования, как доступность, структурное совершенство, качество образовательных процессов, сочетание государственного и негосударственного образования, финансирование образовательных программ.

В России имеется значительное количество учебных заведений, способных удовлетворить запросы населения в среднем и высшем образовании. Недостает разве что детских садов, учреждений дошкольного образования, школ в малонаселенных поселках. Но наличие многих учебных заведений еще не означает доступность требуемого, пользующегося спросом работодателей образования для всех желающих учиться и нуждающихся в получении образовательных услуг. При наличии множества школ количество специальных школ, предназначенных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, явно недостаточно, намного ниже потребностей в таких школах.

Если в соответствии с Конституцией Российской Федерации бесплатное общее образование в полном объеме обеспечивается государством, то в специальном, среднем и высшем, послевузовском дополнительном образовании наблюдается иная картина. Поле образовательных услуг, оплачиваемых из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, ограничено ресурсными возможностями этих бюджетов, а в условиях бюджетного дефицита имеет выраженную тенденцию к сокращению, в связи с чем затраты на обучение перекладываются на плечи обучающихся, их родителей, организаций, нуждающихся в специалистах. Хотя государство прилагает заметные усилия в формировании источников финансовой поддержки низкодоходных студентов и способствовании получению образовательных банковских кредитов, финансовая доступность платного образования для многих россиян остается ограниченной и даже снижается.

Как свидетельствует мировая практика, практически ни одно государство не способно обеспечить за счет бюджетных средств профессиональное образование по собственному выбору лиц, желающих его получить. Бюджетные ресурсы России также явно недостаточны для решения подобной задачи. В этих условиях государству следовало бы проводить избирательную, селективную финансовую поддержку претендентов на получение среднего специального и высшего профессионального образования исходя из таких критериев предпочтения, как:

  • - обучение специальностям, профессиям, в которых остро нуждается и в предвидимой перспективе будет испытывать потребность экономика, хозяйство страны, социальная сфера, организации, занятые обслуживанием населения;
  • - вовлечение в образовательный процесс молодежи, лиц трудоспособного возраста, проявивших стремление и способность к продуктивному, результативному обучению, подающих надежды на последующее активное участие в деятельности по полученному образовательному профилю;
  • - предоставление образовательных услуг безработным, лицам, временно лишенным возможности трудоустройства, для которых профессиональное образование открывает дорогу к трудовой занятости, продуктивной, полезной для общества и государства деятельности.

К числу дискуссионных приходится относить любой ответ на вопрос, должно ли государство поддерживать и обеспечивать образование во имя удовлетворения желаний, увлечений претендентов на его получение из чисто личных интересов и побуждений, вне стремления к общественной пользе и выгоде. С одной стороны, устремление к личному культурному развитию в рамках индивидуальных привязанностей к определенной профессии сложно осуждать. С другой стороны, государство не обязано расходовать ресурсы казны на удовлетворение профессиональных прихотей отдельных граждан, не приносящее выраженной общественной пользы, дополнительных поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней.

В условиях постиндустриального общества, тяготеющего к инновационному производству, проблема доступности профессионального образования становится тесно связанной с необходимостью обновления устаревших и освоения новых специальностей. Многие авторитеты в области труда и трудовой занятости утверждают, что в наше время работники отдельных профессий в течение трудового периода своей жизни вынуждены трижды менять специальность. В таких случаях потребность в непрерывном образовании возникает не по прихоти, а в силу производственной необходимости.

Концепция непрерывного образования в продолжение всей активной жизни стала общепризнанной, но формы и способы ее практической реализации остаются во многом невыясненными. В противовес этой концепции в России после перехода к рыночным методам хозяйствования были упразднены многие отраслевые институты повышения квалификации, здания и имущество которых переданы в руки высших учебных заведений, обладающих более ярко выраженной рыночной ориентацией, проводящих линию на либерализацию российской экономики и придание ей выраженного рыночного облика.

Принятый в значительно обновленной редакции и существенно расширенный по объему содержания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» придал свежий импульс развитию дополнительного образования, которое выделено как третий уровень образовательной системы, существующий наравне с общим и высшим образованием. Наряду с послевузовским образованием, повышающим квалификацию и обновляющим знания, дополнительное образование распространяется на обучение в аспирантуре, приобретает характер особой формы обучения, не ограниченной только сдачей кандидатских экзаменов, подготовкой и защитой диссертации. Аспирантура призвана стать одним из центров инициации и осуществления плодотворных научных исследовании в вузе.

Повышенное внимание должно быть уделено задаче совершенствования структуры и повышения качества высшего профессионального образования, что стало самой острой и настоятельной проблемой современной российской образовательной системы, превратилось в стержневое направление ее модернизации. В последние двадцать лет наблюдались разные, иногда противоположные тенденции в части структурных преобразований системы высшего профессионального образования в России. Как уже упоминалось, девяностые годы прошлого века ознаменовались спадом внимания к техническому, инженерному образованию, снижением его роли и удельного веса в пользу так называемого гуманитарного образования, представленного специальностями обществоведческого, юридического, экономического, социологического, педагогического, управленческого профилей. Бизнес, менеджмент, маркетинг, логистика, микроэкономика и макроэкономика, финансы, кредит проникли в образовательные стандарты, учебные планы и программы, основательно потеснив естественные, технические, общеобразовательные предметы вузовского обучения.

Расплодившиеся филиалы столичных вузов создали иллюзию распространения передовых, прогрессивных по содержанию форм обучения на российскую периферию. Мода на новые, якобы исключительно нужные специальности потеснила традиционные физико-математические, технические, естественнонаучные предметы, подлежащие изучению в системе высшего профессионального образования, трансформировала его структуру. В существенной степени выдавленными из среды выпускников вузов оказались проектанты, конструкторы, технологи, как якобы не имеющие прямого отношения к заполонившему Россию всевластному бизнесу, ставшему по своей значимости над производством материальных и духовных ценностей. В то же время предметом глубокого, всестороннего, системного изучения в вузах не стала подлинная прикладная теория предпринимательства и ее привитие на российской почве.

Удар по качеству высшего профессионального образования нанесли не только неудачные, чрезмерно поспешные, непродуманные преобразования в структуре специальностей и изучаемых предметов. Пострадало и собственно качество образования, характеризуемое полнотой и глубиной восприятия, усвоения знаний, умений, навыков, приобретением профессионализма. При наличии заметных продвижений в области информационных технологий и технических средств обучения рост педагогического мастерства, методов эффективного усвоения не проявляется.

В ощутимо значимой части студенческой среды возобладал принцип «нужны не знания, а диплом, подтверждающий наличие профессионального образования». Отсюда породилось стремление учиться «чему-нибудь и как-нибудь», без чрезмерных усилий получить вожделенный диплом и благодаря ему устроиться на приличную, высоко оплачиваемую работу, службу. Попытки преподавателей ужесточить систему контроля знаний посредством опросов, тестирования не приводят к ощутимому успеху, опровергаются изощренным искусством студентов приспосабливаться к любым посягательствам раскрыть их приемы имитации владения знаниями. Впрочем, и сами преподаватели предпочитают избегать конфликтных ситуаций и охотно идут на приемлемый компромисс в виде «тройки» в зачетной книжке. Заметим к тому же, что практика исключения нерадивых студентов из вуза за неуспеваемость не получила распространения, не приветствуется руководством и, к тому же, наносит учебному заведению финансовый ущерб в виде снижения доходов, бюджетных ассигнований.

Представляется достаточно очевидным, что нужны более решительные меры и действия, ориентированные на повышение качества российского профессионального образования. Можно надеяться, что улучшению качества будет способствовать наблюдаемое сокращение количества вузов и их филиалов, соединение менее успешных учебных заведений с более успешными, повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Есть основания задуматься над обеспечением качества заочного и вечернего образования, где снижение качества проявляется со всей очевидностью.

Возможно, следует установить и распространить необходимость подтверждения диплома о высшем профессиональном образовании успешной практикой годичной деятельности по полученной специальности и заверять диплом печатью после прохождения такой практики. При отрицательных результатах практического испытания выпускник может получать диплом лишь как свидетельство о незаконченном высшем образовании.

О явно недостаточном качестве профессионального образования во многих российских вузах свидетельствуют не только низкие баллы, получаемые вначале на единых государственных экзаменах, а затем на текущих экзаменах и зачетах. Такой же вывод следует из анализа содержания и результатов защиты курсовых, дипломных, выпускных квалификационных, диссертационных работ.

Современные информационные технологии, применяемая в процессе обучения компьютерная техника, доступ к использованию системы Интернет, наличие множества учебных пособий по самым разным предметам, в том числе официально рекомендованным, дают возможность выполнять итоговые работы на самом высоком уровне. Но для этого необходимо не только обилие информационных источников, дополняющих лекции, семинары, практические занятия. Надо еще и работать над этими источниками, вникать в их содержание, подвергать его критическому анализу, извлекать нужную для избранной темы информацию, формировать собственное суждение об изучаемых объектах, процессах, отношениях.

Увы, многие из стремящихся получить высшее профессиональное образование (а точнее, диплом о наличии такого образования) избирают более легкие способы выполнения курсовых и выпускных работ, прибегая к тупым, непродуманным заимствованиям из одного источника, плагиату, а то и к оплачиваемому заказу на чужое исполнение собственной работы, как принято говорить, «под ключ», то есть целиком. В итоге мы становимся свидетелями успешной защиты внешне приличных, оформленных в соответствии с методическими рекомендациями работ, лишенных подлинного авторства, творческого подхода, собственного мнения.

Нередки случаи, когда вузы из года в год рекомендуют одну и ту же тематику курсовых и выпускных работ, избегая хлопотного, но необходимого периодического пересмотра тем. В итоге у нерадивых студентов возникает трудно преодолимое желание не писать свою собственную новую работу, что требует значительных усилий и затрат времени, а воспроизводить под тем же названием и с тем же содержанием прошлогодние или позапрошлогодние работы. Для видимости исправляется дата выполнения работы, иногда вносятся коррективы в используемые статистические данные, несколько обновляется список использованной литературы.

При умелом воспроизведении прошлых, чужих работ и столь же искусной их защите путем прочтения с листа заранее подготовленного краткого сообщения научный руководитель, рецензенты, комиссия способны обнаружить подделку только путем тщательного изучения работы и пристрастного опроса лица, претендующего на авторство. Ограниченность времени, отводимого преподавателям на изучение курсовых и выпускных работ, наряду с низким уровнем оплаты этого кропотливого труда не создают стимулов, привлекающих к обнаружению фактов нетворческого, запретного использования студентами чужих работ под своим именем.

К числу самых заметных реформ системы российского высшего образования, призванных сблизить организацию образовательного процесса в России и в сложившейся зарубежной практике, правомерно отнести переход от одноуровневой системы получения высшего образования к двухуровневой. Если в прежние годы в итоге завершения образования в вузе выпускники становились специалистами, то ныне высшее образование обретает двухступенчатый характер, разделяется на бакалавриат и магистратуру. Бакалавры достигают только первой, низшей степени высшего образования, тогда как магистры восходят на вторую, более высокую ступень.

Пока трудно судить об итогах затянувшегося на годы перехода к двухуровневой системе обучения в вузах, но очевидно, что этот переход породил долговременные хлопоты и вынудил образовательные учреждения высшей школы в течение длительного времени функционировать в сумбурном смешанном режиме.

Необходимость завершения унаследованного из советского прошлого процесса обучения по учебным планам и программам подготовки специалистов с высшим образованием в сочетании с запуском нового учебного процесса подготовки и выпуска бакалавров, магистров порождает рост и увеличение учебной нагрузки преподавателей вузов, не компенсируемые адекватным увеличением уровня оплаты их труда. В стремлении решить возникшие проблемы переходного периода многие вузы изощряются, формируя смешанные потоки студентов, в которых лекции по одному предмету читаются группам не только разных специальностей, но и разных курсов обучения, что негативным образом проявляется, сказывается на качестве усвоения получаемых знаний, затрудняет их проверку в ходе экзаменов и зачетов. Наносится заметный ущерб и полноте специализации.

К числу ключевых условий обеспечения надлежащего качества высшего образования относится сочетание процесса обучения с привлечением студентов к участию в научных исследованиях и разработках, проводимых вузами. Образование вне связи с наукой приобретает догматический, начетнический характер, его результаты не укореняются глубоко в умах учащихся, не превращаются в творческие орудия воздействия людей на окружающий мир. Чтобы знания превращались в умения и навыки, формировали профессионализм, их надо подкреплять исследовательской работой, переводящей обучение из области усвоения в зону собственного творения.

К сожалению, материально-техническая база российских вузов, необходимая для вовлечения студентов в исследования и разработки, научный поиск, а также требующиеся финансовые ресурсы на обеспечение проектно-конструкторских работ, кафедральных научных тем, явно недостаточны. Надлежащие условия наличествуют разве что в российских научно-исследовательских университетах да в отдельных продвинутых вузах, получающих государственные и корпоративные заказы на проведение НИОКР. При всей ограниченности располагаемых средств, расходуемых преимущественным образом на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава, занятого обучением, выполнением учебных планов, как государственные, так и негосударственные вузы должны находить финансовые и кадровые возможности проведения научных исследований на кафедрах и вовлечения в них пытливых, ищущих студентов.

Пренебрежение научно-исследовательской стороной образовательных процессов заведомо наносит ущерб качеству образования, лишая его инновационных черт, творческих начал. Следует использовать возможность привлечения передовых студентов к участию в межвузовских конкурсах, научных конференциях, написанию внутривузовских учебных пособий, выполнению самостоятельных поисковых работ. Все эти меры представляют вклад в повышение качества высшего профессионального образования.

Ожидается, что новые вехи в развитии российской системы образования будут достигнуты благодаря принятию в 2012г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и утверждению проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 г. по 2020 год. Важнейшие текущие и перспективные задачи подъема российского образования на новый, качественно более высокий, инновационный уровень обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В числе мероприятий по дальнейшему совершенствованию государственной политики, направленных на подготовку квалифицированных специалистов, указаны:

  • - выработка Концепции развития математического образования в России;
  • - проведение мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы;
  • - повышение до величины прожиточного минимума размера стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов бакалавриата и подготовки специалистов, имеющих оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
  • - разработку и проведение комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
  • - утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (полного) общего образования;
  • - переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования;
  • - повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям;
  • - повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно рейтингу;
  • - увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с трех до 25 проектов.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на период с 2013 по 2020 годы поставлена фундаментальная цель, сформулированная как «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимся запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики». Одновременно формула генеральной цели государственной программы включает повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Из целевой установки государственной программы развития российского образования на период до 2020 года вытекают следующие целевые задачи:

  • - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
  • - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
  • - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  • - обеспечение эффективности системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Для достижения обозначенных программных целей и решения целевых задач предусмотрено финансирование государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» из средств федерального бюджета в объемах:

один триллион 235 миллиардов руб. - на 2013-2015 годы

два триллиона 346 миллиардов руб. - на 2016-2018 годы

один триллион 911 миллиардов руб. - на 2019-2020 годы

Несмотря на столь внушительное намеченное финансирование, понадобится финансовая, материально-техническая поддержка системы образования со стороны региональных и местных бюджетов, бизнеса, населения, общественных, благотворительных фондов. Не менее важное условие успешной реализации долгосрочной программы развития российского образования состоит в ее духовно-интеллектуальной, организационно-информационной поддержке со стороны граждан, общества. Научно-образовательный продукт, формируемый в процессе обучения, необходим всем и каждому. Поэтому развитие образования, повышение его качества представляет важнейшую государственную, общественную задачу.

Приходится также учитывать и то немаловажное обстоятельство, что затянувшийся выход российской экономики из финансово-экономического кризиса и снижение темпов экономического роста в стране сопряжены с риском недополучения финансовых, денежных средств из государственного и муниципальных бюджетов на реализацию программ развития образования. Отсюда вытекает дополнительная задача экономного, рационального, рачительного расходования выделяемых бюджетных средств, поиска путей достижения целей, решения программных задач при условии соблюдения ресурсных ограничений.

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

время обучения: 1 сессия: 02.06 – 06.06.2014 г.

2 сессия: 16.06 – 20.06.2014 г.

Выполнила

Данилова Лидия Андреевна,

Директор ГБОУ ООШ с. Чёрновка

муниципального района Кинель-Черкасский

Самара, 2014

1. Введение.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема____________________________________________ стр. 8

1.2. Сущность понятия «качество образования»____________ стр. 9

1.3. Специфика управления качеством образования__________ стр. 10

1.4. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся________________________________ стр. 11

2. Выводы___________________________________________ стр. 12

3. Заключение________________________________________ стр. 13

4. Литература________________________________________ стр. 14

  1. Введение.

Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.

Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

Стратегическая задача модернизации образования.

Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»

(Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.)

Противоречия управления качеством образования:

В связи с этим стали в большей мере осознаваться противоречия между: пониманием того, что приоритетным направлением в деятельности администрации современного общеобразовательного учреждения является управление качеством образования учащихся и недостаточностью его научного обоснования; объективной потребностью практики учебных заведений в создании внутришкольных систем управления качеством образования учащихся и отсутствием педагогического обеспечения, раскрывающего системный подход к решению проблемы.

Ожидаемые результаты:

Создание модели управления качеством образования в школе, включающей «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;

Создание модели непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированной на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;

Система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей);

Банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей;

Банк оценочных материалов для трёх ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 9, кл.).

Цель:

разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Основные задачи:

Разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества образования»;

Разработать новые параметры качества образования на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы;

Разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы);

Разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

В Концепции развития под качеством образования понимается

«степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям».

(Комплексный проект модернизации образования).

Качество образования в школе

– это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.

Основные направления управления качеством образования :

Качество управления школой;

Качество проводимых уроков;

Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости;

Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ГИА;

Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

Определение уровня воспитанности учеников;

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе;

Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.);

Качество организации учебно-воспитательного процесса;

Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью:

- внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий;

Создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования;

Сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления;

Эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Параметры качества на уровне школы на первом этапе:

  • обученность, обучаемость учащихся;
  • адекватность достигаемых результатов образования;
  • результаты ГИА;
  • уровень достижений в олимпиадах;
  • уровень спортивных достижений;
  • уровень участия в творческих конкурсах и выставках;
  • достижения и победы учителей школы;
  • воспитанность учащихся;
  • отношение к школе учеников;
  • показатели здоровья учителей и учащихся;

На уровне учителя:

  • психологический климат в классе;
  • качество проведения уроков;
  • качество проведения внеклассных мероприятий;
  • качество работы с документами;

На уровне ученика:

  • личная успеваемость и воспитанность;
  • победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях;
  • смотивированность учащихся на образование;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;

Основные направления программы развития школы:

  • обеспечение качества и доступности образования;
  • совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся;
  • усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП;
  • повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности;
  • расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема. Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной школе, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. В педагогическом плане качество образования рассматривается с двух позиций: во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг; во-вторых, как результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

1.2. Сущность понятия «качество образования». Вместе с тем проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования. Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования детерминирует необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

1.3. Специфика управления качеством образования.

Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности оперативного характера, имеющих определенное функциональное назначение, и обусловливающих достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества.

Качественная специфика результатов образовательного процесса определяется степенью обученности (успеваемостью) и личностным ростом учащихся, под которым подразумевается развитие их личностных функций, включающих мотивацию и самореализацию.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования учащихся определила выбор темы итоговой работы «Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».

  1. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся.

Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами,

для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников, для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1). Квалифицированный педагогический состав;

2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4). Благоприятная среда общения со сверстниками.

Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др. Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.

Выводы.

На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.

Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.

Заключение.

Новые социально-экономические условия развития России влияют на современные тенденции образования, что проявляется в социальном заказе на выпускника современной школы, в высоких требованиях к качеству его образования.

В научной литературе последних лет уделяется значительное внимание вопросам повышения качества образования, которое рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности школьников; во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обусловливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения.

Основной целью управления в традиционном плане было повышение успеваемости и уровня воспитанности учащихся. В условиях действия личностно ориентированной парадигмы образования этого оказалось недостаточно, т.к. необходимо добиваться не только повышения степени обученности учащихся, но и содействовать их личностному росту.

На основе анализа и обобщения мнений различных исследователей в работе предлагается следующее определение этому понятию. Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности, обусловливающих достижение качественной специфики результатов образовательного процесса, определяемой уровнем обученности и личностным ростом учащихся.

Эффективность управления качеством образования учащихся характеризуется совокупностью таких показателей, как целенаправленность (ориентированность на результат); системность управления, раскрывающаяся во взаимосвязи и взаимодействии его разноплановых функций; оперативность, предусматривающая своевременное внесение необходимых корректив; инновационность, основанная на творческом подходе к организации процесса управления.

Список литературы:

1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.

2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С.45- 46.

3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.

4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.

5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.

6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.

7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.

8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.

9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама