THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Явление Божией Матери
в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, на стене слева от Великих ворот, помещена большая каменная плита, на которой изображена Матерь Божия, смиренно стоящая рядом с монахами и странниками.

Пояснительная надпись на русском и греческом языках рассказывает паломнику о дивном чуде явления Богородицы, происшедшем на этом месте 21 августа 1903 года. Монастырские рукописи, ныне бережно хранящиеся в библиотеке, повествуют о том, что с начала XX века братия щедро делилась с неимущими тем, что имела обитель. Каждое воскресение к Великим воротам Русского Свято-Пантелеимонова монастыря стекались бедные паломники - греки и славяне - числом до восьмисот человек и получали из рук монахов милостыню - хлебные лепешки. 14 августа 1903 года из Карей (административный центр самоуправления монастырей Святой Горы Афон) поступило в монастырь письмо, в котором Кинот (собрание представителей всех монастырей Афона), выражая недовольство «бесполезной» и «вредной» практикой раздачи милостыни всякому, без рассуждения, одновременно доводил до сведения священноначалия обители свое определение «о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни».

Монахи Русского Свято-Пантелеимонова монастыря после получения письма Священного собрания решили в последний раз раздать милостыню и сообщить паломникам о решении Кинота. В то летнее утро 21 августа 1903 года к монастырю, как обычно, пришли сотни нуждавшихся, чтобы получить подаяние. И во время раздачи милостыни инок Гавриил сфотографировал пришедших людей. Когда снимки были проявлены, все присутствующие были потрясены: на фотографии, в стороне от многочисленных просителей, проявился Образ Богородицы, смиренно получавшей из монашеских рук благословенный хлеб. В монастырской летописи сказано, что Матерь Божия явилась отцу Валентину в величественном сиянии и произнесла: «Скажи отцу Макарию, чтоб не затворял врата для нищих...» (запись от 13 ноября 1903 года). Следующая за ней запись сделана рукою самого игумена Макария: «Да не затворятся врата обители...» Русские монахи в последующие годы неукоснительно следовали заповеди старца Макария: врата монастыря всегда были открыты для всех нуждающихся.

Оригинал этой старой фотографии благоговейно сохраняется в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.

У великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа года в монастырь поступило письмо из Кинота , в котором выражалось недовольство относительно "бесполезной" и "вредной", по его мнению, милостыни . Высшее священное управление Святой Горы потребовало от священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось:

"Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда."

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто "один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков". Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе. http://www.patriarchia.ru/db/text/3128565.html

Афонский церковный календарь на 2007 год Русского Свято-Пантелеимонова монастыря посвящен удивительному событию, произошедшему более ста лет назад - 21 августа / 3 сентября 1903 года. В одной из монастырских рукописей повествуется о том, что в этот день во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Духовник обители отец Макарий (Макиенко) рассказывает: "В наших архивах сохранились письменные воспоминания о том, что незадолго до этого события некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов. Они хотели показать Ея привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Это событие открыло еще одну страничку в священной летописи не только нашей обители, но летописи всей Святой Афонской горы. Можно сказать и так: это - новая глава в достопамятной истории неисчислимых благодеяний Богоматери всему человеческому роду".

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне появилась новая икона, посвященная этому явлению Пресвятой Богородицы, - "Образ Божией Матери Светописанный" (см. Фотокопию). Подготовлена и служба, посвященная чудесному явлению светописанного и самоизображенного образа Пресвятыя Богородицы. Она также опубликована в календаре на страницах 189 - 241.

Эта служба - наше благодарное приношение Богоматери за недоразумеваемое проявление Ея милости. Верим, - продолжает отец Макарий, - что все искренне любящие Пресвятую Богородицу как Богоданную Мать с радостью воспримут в свои сердце и память это новое празднование. Верим также, что молитвами и благодатию Пресвятой Девы это новоявленное чудо послужит многим недугующим сомнением для укрепления веры.

Отцом Макарием также написано на церковно-славянском языке "Слово в день празднования светописанного образа Божией Матери" (помещено в календаре на страницах 242 - 262).

В конце каждого месяца объемного календаря перечислены престольные праздники ("панигиры") монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афон. В августе месяце (21/ 3 сентября) обозначен новый Святогорский панигир, посвященный иконе Божией Матери Светописанной в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. По словам насельника обители отца Философа, панагир в честь иконы Пресвятой Богородицы Светописанной широко опубликован впервые; Престольный праздник в память о чудесном явлении Божией Матери этом году будет отмечаться уже второй раз.

2. "Сия гора, - рекла Царица, - да будет жребием Моим..."

- Всемилостивейшая Госпожа наша Богородица неоднократно повторяла Своим подвижникам радостное обетование о Ея Жребии, - писал иеромонах Пантелеимон (Сапожников). - Основателю и начальнику общаго иноческого жития на Афоне преподобному Афанасию изрекла Она: "Аз отселе буду вам Икономисса, имущая о вас попечение". Потом чрез преподобного Гавриила (Грузина), сподобившагося принять на море чудотворную икону, Преблагословенная Владычица повелела объявить: "Рцы монахом: не приидох хранима быти от вас, но наипаче да буду Аз Хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Елицы убо монаси жительствовати будут в сей горе со страхом Божиим и благоговением, и не пренебрегут еже по силе о добродетели, да имут дерзновение и надежду на благоутробие Сына Моего и Владыки, якоже испросих и даде Мне сие дарование". За два же века пред сим (1664 г.) Заступница иноков и всего рода христианского, по дарованию зрения молившемуся о том монаху Нилу, благоизволила в Своем Жребии нарещися Скоропослушницею (т.е. скорою послушательницею молящихся к Ней), причем изречены Ею следующия умилительные слова, полные Материнской любви и великого ко всем милосердия: "Пусть иноки и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства о них пред Ним" (См.: О чудесах Божией Матери. - В кн.: Афонский церковный календарь, 2003, с 177).

Промыслом Божиим Святой горе Афон предназначена особая роль в истории спасения человечества, и сюда не иссякает поток паломников со всех континентов. Здесь, в Уделе Пресвятой Богородицы, под Ее покровом, вот уже более тысячи лет непрестанно возносятся молитвы к Богу. По преданию, сама Божия Матерь указала место для монашеского подвига первому Афонскому святому - преподобному Петру: "Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу, и не оскудеет на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего милость Его до скончания века".

Гонения на христиан привели в малодоступные места Афона первых отшельников. Число страждущих послужить Богу в ангельском чине в этом земном уделе Божией Матери множилось с каждым годом. Под благодатным покровом Богородицы и ныне пребывает монашеское братство Святой горы Афон, а Саму Пречистую Деву называют Игуменьей всех святогорцев.

Некогда святитель Филарет, архиепископ Черниговский, зная о благодеяниях Владычицы насельникам Ея Жребия, и как бы провидя своими прозорливыми очами будущее событие, воспел гимн земному Уделу Божией Матери:

Сия гора, - рекла Царица, -
Да будет жребием Моим.
Отсель прострет Моя десница
Всегдашний кров над местом сим.

Сего Я места не забуду,
Всегда Заступница ему,
О нем ходатайствовать буду
Во веки Сыну Моему.

Святые отцы, удостоившиеся духовными очами видеть нашу землю, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из таких мест, постоянно излучающих это незримое сияние, - Святая гора Афон.

Царит Афон мой вожделенный
Над морем огненным столпом,
Пустынным инокам смиренным
На все века родимый дом,

Многие поколения христианских подвижников подвизаются здесь в непрерывных трудах, посте и ночном молитвенном бдении. Со времен византийских императоров Афон представляет собой отдельное самостоятельное монашеское государство, совершенно автономное в своей внутренней жизни, управляемое Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати главных монастырей. По Божьему Промыслу Святая гора стала приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян, подвизающихся в монастырях святых великомучеников Пантелеимона, Георгия и Богородичной Обители Хиландарь.

Глубокой ночью Святая гора с ее двадцатью монастырями, множеством скитов и каллив объята пламенем молитв, разгоняющих тьму. В нашем сознании навеки запечатлен образ Афона как некоего удивительного места на Земной шаре, где и мраморная вершина Святой горы, и православные кресты на монастырских куполах и колокольнях дотрагиваются до самого Неба. А ранним утром с мерцающей поверхности Эгейского моря срывается розово-желтая дымка или поднимается легкий туман. В этот час они нежно обволакивают зеленые горы Афона и белые монастырские постройки. Розовеющие с первыми лучами колокольня соборов и разновысокие позолоченные кресты Русского Свято-Пантелеимонового монастыря, кажется, вырастают у тебя на глазах. Они плывут вместе с розовыми чайками в перламутровом небе навстречу поднимающемуся солнцу, а потом, постепенно уменьшаясь, тают и совсем исчезают в поднебесной выси.

Заоблачные братья-монахи Афона, имеющие в душе мир, в уме - ясность, а в сердце - смирение и любовь, после длинной ночной службы и последующего за ней краткого сна приступают к дневному труду, выполняя возложенные на них послушания. Оставив навсегда мир, они посвящают свою жизнь на Афоне только молитве, богослужению и труду. Сердце, воля и желание у них едины, а молчание уст является ключом их святогорской жизни.

Ежедневно в первой половине дня белой птицей из Уранополиса подплывает к монастырской пристани паром с паломниками на борту. Ослепительно голубое небо контрастирует с оранжево-желтыми цветами лимонов и апельсинов, воздух напоен тонкими ароматами афонских растений.

Монахи-афониты, радушно принимая гостей, угощают их, по старому обычаю, кристально чистой водой, стопочкой ракии и рахат-лукумом. На столе - чай из горных трав и ломти монастырского хлеба, пахнущего яблоками. Неукоснительно соблюдается и иное правило: говорить с гостями - хорошо, а молча молиться за них, укоряя и смиряя себя, - еще лучше, ибо это душеполезно и спасительно паломникам, и хозяевам обители.

И тогда понимаешь, почему иные паломники не только останавливаются на несколько дней на Святой горе, но и воле Божией остаются здесь навсегда.

3. "И лик Свой там Она являет"

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с его сияющими на солнце куполами и маковками, позолоченными шарами и разновысокими крестами среди пальм и кипарисов создает у прибывающих на Святую гору паломников торжественно-приподнятое настроение. С монастырской пристани на территорию самой Обители можно попасть только через Великие монастырские ворота, устроенные в толще южной стены. Главный вход, именуемый по афонской традиции "порта", обрамлен куполообразной сенью, опирающейся на две мраморные колонны. Над аркой самого входа, в нише - величественный образ небесного покровителя русской обители св. великомученика и целителя Пантелеимона, чьи цельбоносные мощи находятся в главном соборе на монастырской площади. Слева на стене у Великих ворот висит большая каменная плита из лабрадора с черно-белыми силуэтами Богородицы, монахов и странников. Мемориальная плита на русском и греческом языках рассказывает о дивном чуде явления Божией Матери, произошедшем на этом месте ровно сто лет назад - 21 августа/ 3 сентября 1903 года. Само изображение на каменной плите является увеличенной копией старой фотографии, запечатлевшей чудо явления Святейшего Облика Пресвятой Богородицы, как сказал один из старых монахов, "в утешение и подтверждение Своего Промышления о нас, грешных".

Столетней давности монастырские рукописи, бережно хранящиеся ныне в библиотеке, повествуют о том, что Свято-Пантелеимонов монастырь, принимавший из России пожертвования, щедро делился милостынею с нуждающимися собратиями. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно-необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах (сельскохяйственных угодьях обители. - Примечание автора), келлиях (отдельная постройка из нескольких комнат. - Примечание автора) и каливах (монашеский домик без храма. - Примечание автора.) Святой горы.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца 19-го по начало 20-го века русские монахи еженедельно раздавали у порты милостыню. У Великих ворот собиралась толпа бедных монахов-сиромахов (отшельник-странник, не имеющий постоянного убежища и паломничающий из монастыря в монастырь, из келлию в келлию. - Примечание автора) и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600 - 800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа того же года из Кареи - своеобразной столицы монашеской "республики" и центра самоуправления Афона, где обычно в здании Протата заседает Священное собрание, или Кинот, поступило в монастырь письмо, в котором Кинот выразил недовольство относительно "бесполезной" и "вредной", по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой горы своим официальным письмом потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить доселе практикуемую раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи, что, кстати, со временем и было осуществлено. В послании, в частности, говорилось: "Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда". Тем самым Кинот довел до руководства монастыря свое определение "о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни".

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил неожиданно решил сделать фотоснимок на память.

Когда проявляли эту черно-белую, по тем временам, фотографию, то, к величайшему всех удивлению, на ней проявился... образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастьяна, слышавшего от портарей, будто "один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков". Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Один из афонских поэтов написал такие стихи о произошедшем чуде:

Получен снимок без обмана.
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи,
Неизреченной красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна Любви и чистоты.

Укрух смиренно получила,
За ней - афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Ее руки.

Она и прежде обещала
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала.
Не оскудела благодать.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной, монастырь продолжал удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

Монастырские рукописи свидетельствуют, что Богоматерь часто являлась святогорцам и в наши дни, что подтверждается устными и письменными преданиями.

Однажды я попросил монастырского духовника отца Макария поведать что-либо о других известных ему или братии явлениях Божией Матери в наше время. Улыбнувшись, тот ответил:

Монахи без нужды об этом не говорят...

А потом, заметив мое смущение и, наверно, не желая опечалить паломника, отец Макарий продолжил:

У нас в обители издавна существует такой благочестивый обычай: когда братия замечает или слышит, что земные дни у такого-то брата уже сочтены, они собираются у его кельи и расспрашивают о прожитой жизни в монастыре, о допущенных ошибках и об исправлении их. О том, какое, кроме общего келейного, он имел еще и свое молитвенное правило, как боролся за стяжание благодатной молитвы, как преодолевал уныние и тоску по Родине, особенно в первые свои годы жизни на Афоне. И старцы назидают жаждущих спасения своими душеполезными наставлениями и примерами, предостерегают их от тайных бесовских козней. Для пользы братии они рассказывают о наставлениях и вразумлениях, полученных ими от святых угодников Божиих или досточтимых старцев, о Божией помощи и о пережитых ими явлениях Богородицы...

Два рассказа о явлениях Божией Матери в Русском монастыре на Афоне мне, с Божией помощью, удалось записать. Дело было так... Однажды у монастырских ворот, где более ста лет назад произошло чудо, я с несколькими паломниками обсуждал: промышляет ли Богоматерь и в наши дни о подвижниках Своего Земного Удела; является ли Она им во сне или наяву, утешает ли и каким образом наставляет их? Рассуждая об этом вслух, мы не заметили подошедшего к нам пожилого монаха. Заметив нашу праздность, он строго оглядел нас, а потом спешно направился в сторону монастырского кладбища. Почувствовав свою неловкость и даже вину, я бросился его догонять, чтобы не только извиниться, но и спросить у него о чуде явления Богоматери. Тогда он пристально посмотрел на меня и спросил:

Скажите, разве Бог не обещал любящим Его пребывать с ними "во вся дни до скончания века" (Мф. 28: 20)? Разве Пречистая и Преблагословенная Его Матерь не промышляет, подобно Сыну Своему, обо всех людях, призывающих Ее на помощь и посильно прославляющих Ее? Помните, уже в десятом веке, в Константинополе святой Андрей, Христа ради юродивый, лицезревший Небесные обители, не сподобился там увидеть вожделенную Заступницу рода человеческого? "Божия Матерь сошла на землю помогать призывающим Ее", - отвечали ему небожители.

А Вам лично удавалось когда-либо видеть Пречистую Деву на Святой горе? - робко спросил я.

Да, - ответил он. - Однажды, на Новый год, после Всенощного бдения, я видел во сне великое множество монахов, поднимающихся к столице Афона, а впереди этого монашеского полка величественно, с букетом лилий в руках, шествовала Богоматерь. Я не видел Ее лица, но, следуя за Нею, дивился Ее неземной легкости: Она слегка касалась земли, и все впереди расступалось перед Нею. В другой раз, не так уж давно, накануне Престольного праздника обители, совершив келейное правило, я задремал со скорбью о том, что совсем скоро уже будет праздник, а в моем послушании весьма многое еще не готово. В дремоте вижу, а это было как наяву, будто нахожусь я где-то за монастырем со стороны моря, а по верхней дороге вереницею тянутся в нашу обитель гости. От всего увиденного я еще сильнее стал скорбеть, мол, праздник уже начинается, а я еще к нему должным образом не подготовился. Вдруг замечаю, как, поспешно обгоняя других, в черной монашеской одежде и с корзинкою в руке приближается к обители Женщина, похожая на Богоматерь, точно такая, как Она запечатлена на чудесной фотографии. От радости я воскликнул: "Матерь Божия!" Остановившись на мой зов, Она посмотрела на меня, как бы спрашивая: "Что тебе нужно?" У меня тогда не нашлось слов, что сказать Ей, ибо я был несказанно рад, что опознал в идущей Женщине Богоматерь. Она поспешно повернулась в сторону спешащих гостей и вскоре оказалась в потоке людей, уже входивших в обитель. В этот миг ударили в монастырский колокол к началу утреннего Богослужения, а сердце мое ликовало от необыкновенной радости. Во время праздника я надеялся еще раз, уже наяву, увидеть Нашу Небесную Афонскую Игуменью, но, по грехам своим, не сподобился. Я убедился, однако, что Она действительно присутствовала на панегире, так называется наш Престольный праздник. Днем и ночью во время самого праздника я везде ходил по обители и удивлялся, как слаженно он проходит. Я чувствовал, что Кто-то чудесным образом организовывает сам праздник, хотя никаких словесных указаний не было слышно. Вся братия трудилась по зову своей совести, особенно на кухонно-трапезном послушании, о котором я переживал...

Мой собеседник на некоторое время умолк, глубоко вздохнул и, глядя в морскую даль, продолжил:

Чудесного в моем рассказе, кажется, ничего и нет. Просто Матерь Божия по Своему величайшему смирению пришла в трудную минуту помочь нашей братии достойно провести Престольный праздник и утешить гостей. Она ведь - Хозяйка этого Святого места.

Во время моего пребывания в Обители я как-то заметил в одном их углов монастырского двора монаха преклонных лет, спешно перекладывающего и перебирающего какие-то вещи. Я подошел поближе и выразил свое желание помочь ему. Это был иеромонах Иаков, около двух десятков лет проживший в монастырском скиту Ксилургу, называемый греками "скитом Богородицы" из-за главного собора в честь Успения Божией Матери. Отец Иаков уезжал в метох Хромица, и он с радостью принял мое предложение помочь ему. И вот, взвалив на себя вещи, мы вышли из монастыря и, проходя мимо знаменитого места явления Богоматери, я спросил у отца Иакова, слышал ли он прежде от подвизавшихся здесь братьев о чуде этого явления и как он сам относится к нему?

Известное дело. Все это происходило здесь. И старцы не раз об этом говорили. Да и сам я получил подарок от Божьей Матери, - признался отец Иаков.

Перекрестившись и поклонившись на том месте, мы стали медленно спускаться от монастыря к морскому причалу. Отец Иаков далее поведал следующее:

Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери "Честнейшую". В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого - приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. "Что же я принесу в дар Царице и Владычице?" - эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же, наконец, приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: "Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, чтобы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою "Честнейшую"? Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел... Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: "Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету." Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок...

Закончив повествование, отец Иаков прослезился, а вместе с ним и я: так тронула мое сердце его история. Гудок рейсового судна разрядил длинную паузу. Я помог внести преклонному старцу его вещи на паром, и мы спешно простились...

Особые чувства и отрешенность от всего земного и суетного пережил и автор этих строк, слушая рассказы современных монахов Русской обители о чудесных явлениях Божией Матери уже в наши дни.

4. Даждь силу рабом Твоим, Мати Пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя

Монахи-афониты называют Святую гору Афон "вертоградом, земным уделом или жребием Богородицы". Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, уподобляя Святую Афонскую гору земному раю, писал в 1876 году:

Я знаю, Кто тобой владеет,
Кому в удел досталась ты:
Тебя хранит, тебя лелеет
Царица Горней высоты.

Этот духоносный Владыка воспел и явление Богородицы, запечатленное на чудесной фотографии:

И лик Свой там Она являет,
Беседует к рабам Своим;
Сама судьбы их управляет
И бдит над бытом их земным.

Под благодатным покровом Божией Матери - Игуменьи всех святогорцев - пребывает и ныне монашеское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. Длинные ночные богослужения в нем, поучительные рассказы его монахов и чуде явления Божией Матери у Главных монастырских ворот, произошедшее более ста лет назад и запечатленное на необыкновенной фотографии, укрепляют нашу веру в непостижимый Промысл Божий и попечение Царицы неба и земли о верных рабах Ея. Они врачуют наши духовные и телесные немощи, вселяют надежду в исполнение обетований Матери Господа, вызывают у паломников сильное эмоциональное и духовное переживание, молитвенно воздействуют на их душу, возводя ее от суетного мира к вечности.

Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=46251&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)

В данном материале, мы вам покажем самые известные и почитаемые иконы Божьей Матери, находящиеся на Святой горе Афон.

В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную».

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ИГУМЕНЬЯ ГОРЫ АФОНСКОЙ»

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ИГУМЕНЬЯ ГОРЫ АФОНСКОЙ»(др. название - Белозёрка, искаженное греч. Буразери; в наст. время приписана к монастырю Хиландар

Святая Гора Афон называется уделом Пресвятой Богородицы, так как издревле находится под особым Её покровительством. В некоторых афонских монастырях, существует традиция не иметь должности игумена, так как игуменьей считается Сама Божия Матерь. Произошло это согласно преданию в І веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Божия Мать, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, готовилась по выпавшему ей жребию отправиться в Иверскую землю. Но ей явился Ангел и сказал, что дар апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр попал в бурю и причалил к Афонской горе, населенной язычниками. Пресвятая Дева, вышла на берег и возвестила евангельское учение. Народ принял Божию Матерь и слушал Её проповеди, затем уверовал и крестился. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!». Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да прибудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут иметь они в изобилии с малым трудом, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступница места сего и теплая о нём Ходатаица перед Богом». В честь этого была создана икона Божией Матери «Игуменья Святой Горы Афонской». Она была написана в начале ХХ века, по заказу греческого губернатора Афона, одним из мастеров в бывшей келии Свт. Николая Чудотворца на Афоне. В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей Святых. Данная икона очень почитаема не только на Святой Горе Афон, но и за её пределами. Произошедшие чудеса творимые от образа Богородицы прославили её и сделали весьма известной.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СТРАСТНАЯ»


Эта любимая икона старца Паисия находится в монастыре Кутлумуш.

Этот образ Богородицы был единственной реликвией, спасшейся от страшного пожара, который полностью уничтожил монастырь на Крите. Сохранилось предание, что в XIII веке через нее Божия Матерь явила инокам Свою защиту - сделала монастырь невидимым, окутав его туманом, и тем самым спасла от нападения пиратов. После этого события икона получила еще одно названием - «Фовера Простасиа» («Страшная Защита»).
Образ перевезли в монастырь, где до сих пор происходит много чудес, о чем свидетельствуют отцы монастыря и паломники. Вот одно из них: Недавно в лесу монастыря был пожар, монахи побежали на место с образом на руках и вскоре сильный дождь остановил катастрофу.
Совершалось от образа и много чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение о людях имеющих проблемы со зрением, излечивала от других различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и кроме вышеописанных чудес было замечено, продолжение явной помощи при пожаре. Находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке, ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки.
Это одна из любимых икон старца Паисия из монастыря Кутлумуш. Он часто приходил в этот монастырь и занимал стасидию прямо напротив этой иконы и молился пока хватало сил.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

Иверский монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.
Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Её чудотворную икону. Икону смог взять только старец Гавриил, который жил в Иверском монастыре. Получив во сне указание от Богородицы, он пешком пошёл по воде, взял икону и вынес её на берег. Монахи святыню разместили в алтаре, однако уже на следующий день образа на месте не оказалось. После долгих поисков его нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако наутро икона опять оказалась над воротами. Так повторялось до тех пор, пока образ не оставили на этом месте. Его назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители икона получила наименование Иверская и после этого «Вратарница» никогда не покидала пределов Иверона. В ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.
Главное служение Иверской иконы – помощь страждущим – прекрасно выражена словами тропаря: «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к Ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоею, Пречистая» .

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЭКОНОМИССА» или «Домостроительница»


Икона Экономисса, согласно воле Царицы Небесной находится в Великой Лавре.

История иконы Богородицы «Экономисса» начинается на Афоне в X веке. Тогда в монастыре на горе Афон случился страшный голод, так что все иноки ушли из святой обители, и старец Афанасий, выдержавший в обители дольше других монахов и смиренно претерпевавший эти тяготы, решил вслед за другими удалиться из монастыря. Но на дороге вдруг увидел женщину под покрывалом и удивился, говоря себе: откуда здесь взяться женщине, когда вход для них сюда невозможен? Однако женщина сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?» В ответ св. Афанасий задал Ей вопросы: «Зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». И затем, пребывая в скорби, он рассказал все, что случилось с его лаврой, на что Женщина ответила: «Только это! И ради куска хлеба ты бросаешь свою обитель?! Вернись! Я помогу тебе, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место среди всех афонских обителей». «Кто же ты?» спросил изумленный старец Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», отвечала женщина. «И бесы принимают светлые образы, ответил старец. Как мне поверить Тебе?!» «Видишь этот камень, - отвечала Богородица, - Ударь в него посохом, тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. И знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры». Св. Афанасий ударил в камень, и из него с шумом потекла вода. Пораженный этим чудом старец обернулся, чтобы припасть к ногам Пресвятой Богородицы, но Ее уже не было. Тогда Афанасий возвратился в свою обитель и к великому изумлению нашел, что кладовые монастыря наполнены всем необходимым. Вскоре в обитель вернулись многие из братии.
Согласно воле Царицы Небесной в Великой Лавре с той поры и до сегодняшнего дня не бывает эконома, а только подэконом, или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери. И эту уникальную икону также назвали: «Экономисса». И произошло множество чудес связанных со спасением от безденежья, преодолением финансовых неурядиц, а в современное время и защиты от финансового кризиса и помощью в бизнесе. Афонская икона Божией Матери «Экономисса» стала чрезвычайно популярна и списки с нее расходятся по всему свету.
На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРИХЕРУССА»

В русской традиции эта икона носит название «Троеручица». Икона находится в Хилендарском монастыре на Афоне.

История чудесных исцелений от этой иконы началась в 717 году. Император Лев III Исавр, вступив на византийский престол, начал период иконоборчества – полагая, что поклонение священным изображениям и поклонение идолам равны. В то же время в столице Сирии - Дамаске жил святой Иоанн (Дамаскин) и занимал должность советника халифа. Услышав о заблуждении императора преподобный Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и переслал их в Византию. Прочитав данные произведения, Лев III был в ярости, но автор посланий находился вне досягаемости и император решил прибегнуть к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исавру свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо и ответ на него были отправлены дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади. Через некоторое время святой Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, стал молиться перед иконой Богородицы. Вечером приложил кисть руки к обрубку, а наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Халиф был удивлён произошедшим чудом и призывал Иоанна вернуться к делам государственного управления, но святой отныне отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный Иоанн принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра.
В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы пешком отправились на Афон, только икону Богородицы везли на осле. Беспрепятственно достигнув Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией - образ был помещён в алтаре.
Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но начались распри и разделение. В одно утро, придя на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Подумав, что это проявление человеческих шалостей образ унесли в алтарь, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь и окна храма и утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте. В эту же ночь одному монастырскому старцу явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хиландарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери «Троеручица» известна своими исцелениями повреждённых рук и ног, а также при раздорах в семье, тоскливых жизненных ощущениях и прочем душевном неспокойствии.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «АЛТАРНИЦА» («КТИТОРИССА»)


Икона «покровительница» Обители Ватопед, находится на горнем месте алтаря соборного храма монастыря Ватопед .

По преданию, сын императора Феодосия Великого, Аркадий, попав в кораблекрушение, чудесным вмешательством Божией Матери был вынесен на сушу под куст в местность, где позднее был построен Ватопед, и там же он обнаружил эту икону.
С этой иконой связано произошедшее чудо - когда турецкие пираты напали на монастырь, монах успел опустить икону Божией Матери вместе с частицей животворящего креста Господня в колодец под помостом алтаря и оставил перед святынями зажженной лампаду. Сам же он не успел спастись - его схватили и продали в рабство на Крит. Спустя 37 лет Крит был освобожден от турок, и тогда же получил свободу и монах, который вернулся в обитель. Там он указал тогдашнему игумену Николаю место и попросил, чтобы открыли колодец. И обнаружили, что икона и частица Креста не повреждены, а лампада, которую монах зажег 37 лет назад, по-прежнему горит! То есть совершилось двойное чудо: священные реликвии, попавшие в воду, не погибли, благодаря чуду и заботе Божией Матери, и лампада горела 37 лет, не сгорая!
Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается вот уже девять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители. Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что литургия во вторник служится в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой Горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах. Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте, почему называется еще «Алтарницею», а Крест остается запрестольным.

Празднование в честь икону Пресвятой Богородицы «Алтарница» совершается 3 февраля (21 января).

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»

Святыня находится в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы - Кареи.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения. Далее пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Её иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». По окончании молитвы гость сказал: “У нас не так величают Богоматерь. Мы поем прежде: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» - и после этого уже прибавляем: «Честнейшую херувим…»”. Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханной им молитвы, и стал просить гостя написать её, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Начертав на камне эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.
Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом. Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть». Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.
Празднование иконе совершается 24 июня.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОРОГОДИЦЫ (АКАФИСТНАЯ)

Икона Пресвятой Богородицы (Акафистная) находится в монастыре Хиландар

Акафист – это своеобразный гимн, который исполняется только стоя. Церковнослужител и определяют это понятие, как хвалебная ода в честь Иисуса. В Священном мире есть много икон с наименованием «Акафистная». Это связано с теми сценами, которые на них изображены, а именно – акафистное пение в честь священных небожителей и Пресвятой.

Есть икона Богородицы, которая изображена на троне. Ее также называют «Акафистная». На некоторых из таких икон нанесены тексты из хвалебных гимнов-песнопени й.

Более всего принято называть «Акафистной» Хилендарскую икону Богородицы. В начале 19 века с этим ликом был связан один случай. Пожаром был объят один из монастырей Афона. Строение сгорело, а икона уцелела. Более того, она осталась нетронутой огнем.

После того, как монахи поняли, что случилось чудо, они прочли акафист, поэтому «Хилендарскую» и называют «Акафистная».

Празднование Дня этой иконы принято проводить в конце января, 25 числа.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ГЕРОНТИССА»

В русской традиции эта икона носит название «Старица»(«Геронтисса»). Святыня хранится в монастыре Патнократор.

Одна из наиболеее почитаемых на Афоне. На северо-восточном склоне Святой Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом. В этом монастыре хранятся чтимые святыни: частицы животворящего древа Креста Господня, части мощей апостола Андрея Первозванного, святителей Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста и Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанникия Великого, священномученика Харалампия, имеется и редкая ценность – Евангелие святого Иоанна Кущника. Но, пожалуй, едва ли не более всего почитается в монастыре чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница».
История появления этого наименования связана с чудом. Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своей скорой смерти, попросил отслужить литургию и причастить его. Священник медлил, пока не услышал исходящий от иконы (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу.
Следующее чудо случилось во времена владычества турок на Балканах - монастырь подвергся нападению мусульман. Иноверец, попытавшийся расколоть образ на щепы, чтобы раскурить от них трубку, был поражен слепотой. Испугавшись, икону бросили в колодец неподалеку от обители. Там «Геронтисса» и пролежала 80 лет и была обретена, в целости, афонскими монахами. Местонахождение иконы им было указано родственниками ослепшего святотатца, который раскаялся перед смертью.
Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно уходить. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Владычица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем. Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение о пожилых людях, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы Божией Матери «Геронтисса» в Греции сейчас широко распространено.
Празднование иконе совершается 17 апреля.

ИКОНА БОГОМАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Икона написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила.
В 1664 году, монах-трапезник монастыря Дохиар, исполняя свое послушание, по ночам спускался из кухни в подсобные помещения, а чтобы лучше было видно, держал в руках зажженную лучину. По пути он проходил мимо большой иконы Богородицы, которая была написана на внешней стене трапезной во время работ по восстановлению собора в 1563 году. Там по привычке и невниманию он прислонял лучину к стене рядом с иконой, и дым от лучины коптил на образ Богородицы. И однажды, он услышал, как какой-то голос говорит ему: «Монах, не чади мне на икону!». Трапезник испугался голоса, но решил, что это сказал кто-то из братии и не обратил внимания на слова. Он как и прежде ходил мимо иконы с горящей лучиной. По прошествии времени монах снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». И инок моментально ослеп. Только тогда пришло понимание, от кого действительно исходил неведомый глас и утром братия монастыря нашла трапезника распростёртым и молящимся перед образом. Иконе воздали поклонение, а сам же нерадивый монах каждый день слёзно молил Богоматерь простить его прегрешение - не отходя от иконы. И он в третий раз услышал голос Богоматери, которая сказала: «Монах, я вняла твоим молитвам, отныне ты прощен и будешь видеть. Объяви остальным отцам и братьям, подвизающимся в монастыре, что отныне пусть молятся мне при любой нужде. Быстро я услышу их и всех с благоговением прибегающих ко мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь». Вслед за этими радостными словами к монаху вернулось зрение.
Слух о произошедшем перед иконой чуде быстро разошёлся по всему Афону, приводя множество иноков на поклонение образу. Братия Дохиарской обители построила храм, освященный в честь образа Божией Матери «Скоропослушницы». Перед иконой повесили негасимые лампады, и оформили позолоченное поклонное место. Многие чудеса, которые через свою икону совершала Богородица, наполнили его приношениями. Об этом свидетельствует огромное количество пожертвований в виде маленьких серебряных изображений излеченных частей тела, родившихся детей, спасшихся корабликов и так далее, находящихся на цепочках у самой иконы, а также в застеклённом шкафу около неё и на большой фотографии, сделанной, когда переносили накопившиеся изображения с иконы в шкаф. Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для постоянного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ»

Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.
Во времена иконоборчества (829-842) благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга одного из приближенных императора, спасая икону от уничтожения, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж узнал и потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория бросила её в море, со словами упования на Божию Матерь. И образ прибыл на Святую Гору, о чём во сне был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона - при её взятии, забил источник воды. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Но на этом чудеса не прекращались - в 1793 году диакон Иоаникий во время зажигания свечей пред иконой часто сетовал на то, что Богоматерь не заботится об обители, потому как другие монастыри Афона ни в чем не имеют нужды, а Филофей нуждается. И однажды диакон был очень погружен в свою молитву и не замечал ничего вокруг. Внезапно перед ним явилась Богородица и сказала, что его жалобы и сетования напрасны - если бы её попечения не было, обитель не смогла бы существовать. Он напрасно просит достатка - в деньгах нет никакой пользы для обители. Диакон понял, что ошибался, и смиренно просил прощения у Пречистой. Потом он рассказал братии об увиденном.
По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес и в наше время. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации. Рассказ о нем содержится в книге старца Паисия Святогорца «Отцы святогорцы и святогорские истории»: Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав обо всём - начал упрашивать совет обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени в кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве: - Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет? Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал: - Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас. Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога.
От иконы Божией Матери «Сладкое лобзание» происходило и происходит много чудес. В Греции она очень известна, её списки есть почти во всех храмах. По молитвам к ней больные исцеляются, бесплодные рожают детей, духовно ищущие находят утешение и мир.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ВСЕЦАРИЦА»

Чудотворная икона «Всецарица» (Пантанасса) находится в кафоликоне Ватопедской обители.

Чудотворная икона «Всецарица» находится возле восточной колонны соборного храма Ватопедской обители. Она написана в 17-м веке и явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам.
Сохранился рассказ приснопамятного старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Придя в себя, он сразу отправился исповедоваться отцам обители в том, что он жил далеко от Бога, занимался оккультизмом и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы вдохновило молодого человека изменить свою жизнь. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне.
Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу. Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. Само имя иконы - Все-госпожа, Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар - а ведь увлечение оккультными "науками" распространилось подобно раковой опухоли, - «Всецарица» имеет благодать исцелять не только страшнейшую из болезней современного человечества, но и зависимости детей от алкоголя и наркотиков, что подтверждено многочисленными чудесами и перед первообразом на Афоне и перед списками иконы во всем мире.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»

Икона Божией Матери «Млекопитательница» находится Хилендарский монастырь на Афоне.

Первоначально икона находилась под Иерусалимом в Лавре святого Саввы Освященного. Святой Савва, умирая (а было это в 532 году), оставил пророчество о посещении Лавры царственным паломником Саввой из Сербии и наказал даровать ему «Млекопитательницу» в благословение.
Минуло шесть веков, шло четырнадцатое столетие. И вот пророчество сбывается - святитель Савва, первый архиепископ Сербский (сын князя, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол) посетил Палестину. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери - «Троеручицей»), и игуменский жезл.
Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил её в церкви при приписанной к Хиландару келье, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы. В знак особого почитания чудотворная икона была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают образ Спасителя. Икону же Господа Вседержителя поставили по левую сторону от царских врат, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.
Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)». Также икона Божией Матери «Млекопитательница» защищает матерей и детей, а также помогает кормящим матерям.
Празднование иконе совершается 31 августа.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ»

Икона Божией Матери «Одигитрия» сейчас храниться в монастыре Ксенофонт .
В 1730 году святыня (несмотря на запертые двери храма и монастыря) внезапно исчезла из обители. Насельники Ватопеда посчитали, что чудотворный образ был похищен кем-то из братии, и приступили к его поискам. Вскоре до монахов дошел слух, что “Одигитрия” находится в Ксенофонтской обители, расположенной в трех часах ходьбы от Ватопеда.

В Ксенофонт была послана делегация ватопедских монахов.

Как чудотворный образ оказался в вашем монастыре? - спросили они ксенофонтскую братию.

Мы нашли его в соборе. Но сами не знаем как он туда попал.

После этого насельники Ксенофонта предложили ватопедским монахам забрать чудотворную икону «Одигитрии» и возвратить ее на обычное место.

И действительно чудотворный образ Божией Матери вернули в Ватопед, поставили его в собор на прежнее место и приняли все необходимые меры, чтобы случившееся не повторилось.

Однако некоторое время спустя икона Пресвятой Богородицы вторично покинула Ватопедскую обитель и непостижимым образом снова явилась в Ксенофнте. После этого возвращать икону не стали. Ватопедские монахи побоялись настаивать на помещении “Одигитрии” в свой монастырь, усмотрев в случившемся чудо и проявление Божественного Промысла.
Узнав о том, что икона вновь найдена в Ксенофонтской обители, насельники Ватопеда поспешили в этот монастырь и в течении нескольких часов молились перед иконой.В знак своего благоговения они решили доставлять для чудотворного образа “Одигитрии” в Ксенофонт свечи и елей для лампады.

В дни греческого национально-освободительного восстания 1821 года, Святая Гора Афон была занята турками. Один из них хотел надругаться над Одигитрией Ксенофонтской, но тотчас же был наказан Правосудием Божиим за свое безумие и дерзость.

В 1875 году в Ксенофонте произошло еще одно удивительное событие. В монастырь прибыл некий протестант (который, как и другие сторонники этого учения, не почитал икон).

Во время экскурсии по храму ему показали чудотворный «Ксенофонтский» образ Божией Матери и рассказали о многочисленных чудотворениях совершаемых по молитвам у этой святыни. Выслушав монахов, протестант с сарказмом и насмешкой «обратился» к Богородице:
- Так это ты, та самая прославленная «Одигитрия», которая творит чудеса? Неужто и мне сможешь сделать сейчас какое-нибудь чудо, чтобы я поверил?

Он не успел даже договорить свои слова, как внезапно, словно пораженный молнией, пал на землю. Монахи поспешили прийти к нему на помощь, но протестант не мог пошевелиться. Парализованным он оставался вплоть до самой своей смерти.

В настоящее время образ Одигитрии в Ксенофонте находится в соборном храме у колонны левого клироса, то есть на том же месте, на каком она стояла в Ватопеде. День ее памяти (2 (15) октября) торжественно празднуется и в Ватопедской и в Ксенофонтской обители.

ИКОНА ВАТОПЕДСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ОТРАДА“, ИЛИ „УТЕШЕНИЕ“(«ПАРАМИФИЯ»)

Образ Богоматери „Отрада“ (“Парамифия») находится в Ватопедском монастыре.
Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым.
Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша.
История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря.
Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С того времени чудотворная икона получила название «Отрада», или «Утешение». Очертания иконы остались такими же, как и во время предупреждения, сказанного игумену: Богоматерь уклонилась от простертой десницы Иисуса Христа.
Икону украсили сребропозлащенной ризой и поместили в церковь, построенную на хорах собора. В этом месте икона остается и по сей день. В память о чуде в церкви Божией Матери «Отрада» совершается постриг монахов и благодарственное молебное пение Богоматери перед чудотворной иконой.
Празднование иконе совершается 3 февраля.

На заседании Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля было решено включить в русский месяцеслов праздник, который с 2003 года отмечался в Афонском Пантелеимоновом монастыре – воспоминания Явления Светописанного образа Божией Матери в 1903 году. Праздник будет отмечаться 3 сентября (21 августа) в день Явления. Разбираемся в обстоятельствах чуда и почитании Светописанного образа

Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В не выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

Прошел праздник, и через неделю монахи решили в последний раз раздать подаяние, а затем объявить нищим, что впредь, по решению Кинота, раздачи прекратятся. Во время раздачи хлеба (череков) иеромонах Гавриил сделал фотографию. Когда ее проявили, то оказалось, что хлеб принимает некая Женщина. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

Где произошло явление Божией Матери?

Слева от Великих ворот в южной стене монастыря, к которым паломники подходят с пристани по лестнице. Сегодня на месте явления Божией Матери установлена гранитная плита, на которую переведено изображение с фотографии. Рядом в 2011 году была построена часовня. В ней находится изображение Пресвятой Богородицы с хлебом в руках. В часовню подведена вода, в ней служатся молебны. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

Как в обители возник обычай кормить бедных?

Завел обычай раздавать милостыню и еду нищим монахам иеросхимонах Иероним (Соломенцов), у которого было много и духовных даров молитвы, духовничества и… экономических талантов.

Еще до того, как обитель стала полностью русской и настоятелем стал ученик и постриженик отца Иеронима схиархимандрит Макарий (Сушкин), отец Иероним стал помощником игумену греку и хорошо поставил монастырское хозяйство, расплатился с долгами и отстроил обитель. Философ Константин Леонтьев, бывавший на Афоне и называвший отца Иеронима своим старцем, писал: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый, он исповедник тонкости и опыта редких».

Решение кормить сиромах – странствующих по Афону монахов, не принадлежащих к монастырям или скитам и живущим рукоделием и подаянием, – возникло у иеросхимонаха Иеронима после того, как подряд разбилось два корабля с продуктами и пожертвованиями для обители. Милостыню старец раздавал сам в коридоре своей келлии.

А кто раздает милостыню на фотографии?

Отец Иероним и его ученик отец Макарий к тому времени уже умерли. На фото милостыню раздает портарь обители отец Алипий. С ним задолго до того приключилась такая история: он грубо обошелся с сиромахом, исповедовал это отцу Иерониму и был отлучен от причастия до тех пор, пока не нашел обиженного, не помирился с ним и не подал ему милостыню.

Сколько человек получали милостыню и сколько было монахов?

К 1903 году милостыню получали около 700 человек, и еще 300 на Карее. Монастырь помогал всем беднякам – не только русским, но и грекам, болгарам, румынам. В 1903 году в монастыре насчитывалось 1446 монахов, хотя в начале деятельности иеросхимонаха Иеронима их было едва больше десятка. В 1903 году на Афоне уже 11 лет подвизался отец Симеон, в 1911 году он будет пострижен в схиму с именем Силуан…

Не могли ли что-то перепутать и принять за Божию Матерь быстро прошедшего сиромаха?

Нет, отец Гавриил сделал фото в самом начале раздачи милостыни, первый из сиромахов еще только приближается к отцу Алипию.

Поклоняются ли фотографии?

Слово «светописанный», как нетрудно догадаться, всего лишь прямой перевод с греческого, «фото-» (свето) и «-графия» (писание). Однако главное в этом образе Божией Матери главное – само Ее явление, которое стало явным при проявке снимка. «Технически» почитание фотографии аналогично почитанию Изображения на Туринской плащанице. Нерукотворного образа Спасителя и других нерукотворных икон. При этом на Афоне была написана икона, по мотивам этого явления, она и используется в богослужении.

Сама фотография много раз тиражировалась. В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Делаются копии и каменной доски, находящейся у врат обители. В 2011 году его установили на Украине – в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповики Житомирской области, а в 2012 – в Феодоровском соборе в Царском Селе.

Есть ли храмы в честь Светописанного образа Божией Матери?

В братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.

Составлена ли явлению особая служба?

Служба была составлена в Пантелеимоновом монастыре и одобрена Синодальной богослужебной комиссией, в ней чувствуется влияние службы Нерукотворному образу Спасителя. Приведем тропарь и кондак:

Тропарь:

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама