THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

План.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века.

1. Педагогические течения 20 века на Западе и в России.

2. Вклад русских ученых в педагогику начала 20 века. (Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, Василий Порфирьевич Вахтеров и др.)

3. Педагогическая система Селестена Френе, Вольдорфская школа Рудольфа Штейнера, гуманистическая педагогика Януша Корчака.

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.



Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. – М., 1994. - 239 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192 с.

8. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 408 с.

9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.

История 20 века была насыщена событиями самого разного характера - были в ней и великие открытия, и великие катастрофы. Государства создавались и разрушались, а революции и гражданские войны вынуждали людей оставлять родные места, чтобы отправиться в чужие края, но спасти при этом жизнь. В искусстве двадцатый век тоже оставил неизгладимый след, полностью его обновив и создав совершенно новые направления и школы. Были великие достижения и в науке.

Всемирная история 20 века

XX век начался для Европы с событий весьма печальных - случилась русско-японская война, а в России в 1905 году случилась первая, хоть и окончившаяся провалом, революция. Это была первая в истории 20 века война, в ходе которой применялось такое оружие, как миноносцы, броненосцы и тяжелая дальнобойная артиллерия.

Эту войну Российская империя проиграла и понесла колоссальные человеческие, финансовые и территориальные потери. Однако на вступление в мирные переговоры русское правительство решилось только когда из казны на войну было потрачено более двух миллиардов рублей золотом - сумма и сегодня фантастическая, а в те времена просто немыслимая.

В контексте всеобщей истории эта война была всего лишь очередным столкновением колониальных держав в борьбе за территорию ослабевшего соседа, а роль жертвы выпала слабеющей Китайской империи.

Русская революция и ее последствия

Одни из наиболее значимых событий 20 века, безусловно, была Февральская и Октябрьская революция. Падение монархии в России вызвало целую череду неожиданных и невероятно мощных событий. За ликвидацией империи последовало поражение России в Первой мировой войне, отделение от нее таких стран, как Польша, Финляндия, Украина и стран Кавказа.

Для Европы революция и последовавшая за ней Гражданская война тоже не прошли бесследно. Прекратили свое существование также Османская империя, ликвидированная в 1922 году, Германская империя в 1918. Австро-Венгерская империя просуществовала до 1918 года и распалась на несколько независимых государств.

Однако и внутри России спокойствие после революции наступило не сразу. Гражданская война продолжалась до 1922 года и закончилась созданием СССР, распад которого в 1991 году станет еще одним важным событием.

Первая мировая война

Эта война стала первой так называемой окопной войной, в которой огромное количество времени уходило не столько на продвижение войск вперед и захват городов, сколько на бессмысленное ожидание в окопах.

Кроме того, в массовом порядке применялась артиллерия, впервые было применено химическое оружие и придуманы противогазы. Другой важной особенностью стало использование боевой авиации, формирование которой происходило фактически во время боевых действий, хотя школы авиаторов были созданы за несколько лет до ее начала. Вместе с авиацией создавались и силы, которые должны были с ней бороться. Так появились войска противовоздушной обороны.

Развитие информационных и коммуникационных технологий также нашло свое отражение на поле боя. Информация стала передаваться из штаба на фронт в десятки раз быстрее благодаря строительству телеграфных линий.

Но не только на развитии материальной культуры и технологиях сказалась эта ужасная война. Нашлось ей место и в искусстве. Двадцатый век для культуры стал тем переломным моментом, когда многие старые формы были отвергнуты, а им на смену пришли новые.

Искусство и литература

Культура накануне Первой мировой войны переживала небывалый подъем, который вылился в создание самых разных течений как в литературе, так и в живописи, скульптуре и кино.

Пожалуй, самым ярким и одним из наиболее хорошо известных художественных направлений в искусстве был футуризм. Под этим названием принято объединят ряд течений в литературе, живописи, скульптуре и кинематографе, которые возводят свою генеалогию к известному манифесту футуризма, написанному итальянским поэтом Маринетти.

Наибольшее распространение, наряду с Италией, футуризм получил в России, где появились такие литературны сообщества футуристов, как "Гилея" и ОБЭРИУ, крупнейшими представителями которых Были Хлебников, Маяковский, Хармс, Северянин и Заболоцкий.

Что касается изобразительного искусства, то живописный футуризм имел в своем фундаменте фовизм, заимствуя при этом многое также и у популярного тогда кубизма, который появился на свет во Франции в начале века. В 20 веке история искусства и политики связаны неразрывно, ведь многие авангардные писатели, живописцы и кинематографисты составляли собственные планы переустройства общества будущего.

Вторая мировая война

История 20 века не может быть полной без рассказа о самом катастрофичном событии - Второй мировой войне, которая началась года и продлилась до 2 сентября 1945. Все ужасы, сопутствовавшие войне, оставили неизгладимый след в памяти человечества.

Россия в 20 веке, как и другие страны Европы, пережила множество ужасных событий, но ни одно из них не может сравниться по своим последствиям с Великой Отечественной войны, которая была частью Второй мировой. По самым разным данным, количество жертв войны в СССР достигало двадцати миллионов человек. К этому числу относят как военных, так и гражданских жителей страны, а также многочисленных жертв блокады Ленинграда.

Холодная война с былыми союзниками

В боевые действия на фронтах Мировой войны были втянуты шестьдесят два суверенных государства из семидесяти трех существовавших на тот момент. Боевые действия велись в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, на Кавказе и в Атлантическом океане, а также за Полярным кругом.

Вторая мировая война и холодная война последовали одна за другой. Вчерашние союзники стали сначала соперниками, а позже и врагами. Кризисы и конфликты следовали один за другим на протяжении нескольких десятилетий, пока Советский Союз не прекратил своего существования, тем самым положив конец конкуренции двух систем - капиталистической и социалистической.

Культурная революция в Китае

Если рассказывать историю двадцатого века в терминах государственной истории, то она может звучать как длинный список войн, революций и нескончаемого насилия, применяемого зачастую по отношению к совершенно случайным людям.

К середине шестидесятых годов, когда мир еще не до конца успел осмыслить последствия Октябрьской революции и гражданской войны в России, на другом конце континента развернулась очередная революция, вошедшая в историю под названием Великой пролетарской культурной революции.

Причиной Культурной революции в КНР принято считать внутрипартийный раскол и опасения Мао потерять доминирующее положение внутри партийной иерархии. В результате было принято решение начать активную борьбу с теми представителями партии, которые были сторонниками мелкой собственности и частной инициативы. Все они были обвинены в контрреволюционной пропаганде и либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы. Так начался массовый террор, длившийся более десяти лет, и культ личности Мао Цзэдуна.

Космическая гонка

Освоение космоса было одним из наиболее популярных направлений в двадцатом веке. Хотя сегодня для людей уже стало привычным международное сотрудничество в сфере высоких технологий и освоения космического пространства, в то время космос был ареной напряженного противостояния и жесточайшей конкуренции.

Первым рубежом, за который бились две сверхдержавы, была околоземная орбита. И США, и СССР имели к началу пятидесятых годов образцы ракетной техники, которые послужили прототипами для ракет-носителей более позднего времени.

Несмотря на всю скорость, с которой работали первыми груз на орбиту вывели советские ракетчики, и 4 октября 1957 года на орбите Земли оказался первый созданный человеком спутник, который совершил вокруг планеты 1440 витков, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы.

Также советские инженеры первыми запустили на орбиту первое живое существо - собаку, а позже и человека. В апреле 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета, в грузовом отсеке которой находился космический корабль Восток-1, в котором был Юрий Гагарин. Мероприятие по выводу первого человека в космос было рискованным.

В условиях гонки освоение космоса могло стоить космонавту жизни, так как спеша опередить американцев, русские инженеры приняли ряд довольно рискованных с технической точки зрения решений. Однако и взлет и посадка оказались успешными. Так СССР выиграл очередной этап соревнования, получившего название Космическая гонка.

Полеты к Луне

Проиграв первые несколько этапов в освоении космоса, американские политики и ученые приняли решение поставить перед собой более амбициозную и трудную задачу, на которую Советскому Союзу могло попросту не хватить ресурсов и технических наработок.

Следующим рубежом, который нужно было взять, стал полет к Луне - естественному спутнику Земли. Проект, получивший название "Аполлон", был инициирован в 1961 году и ставил своей целью осуществление пилотируемой экспедиции на Луну и высадку на ее поверхность человека.

Какой бы амбициозной эта задача ни казалась к моменту начала проекта, но она была решена в 1969 году с высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. В общей сложности в рамках программы были совершены шесть пилотируемых полетов к земному спутнику.

Поражение социалистического лагеря

Холодная война, как известно, закончилась поражением социалистических стран не только в гонке вооружений, но и в экономическом соревновании. Среди большинства ведущих экономистов существует консенсус о том, что основными причинами распада СССР и всего соцлагеря были экономические.

Несмотря на то что на территории некоторых стран распространен ресентимент относительно событий конца восьмидесятых, начала девяностых годов, для большинства стран Восточной и Центральной Европы освобождение от Советского доминирования оказалось крайне благоприятным.

В списке самых важных событий 20 века неизменно содержится строчка с упоминанием падения Берлинской стены, служившей физическим символом разделения мира на два враждебных лагеря. Датой крушения этого символа тоталитаризма считается 9 ноября 1989 года.

Технический прогресс в XX веке

Двадцатый век был богат изобретениями, никогда прежде технический прогресс не шел с такой скоростью. Сотни очень значимых изобретений и открытий были сделаны за сто лет, но некоторые из них достойны особого упоминания в силу их чрезвычайной важности для развития человеческой цивилизации.

К изобретениям, без которых немыслима современная жизнь, безусловно, относится самолет. Несмотря на то что люди мечтают о полете на протяжении многих тысячелетий, осуществить первый в истории человечества полет удалось лишь в 1903 году. Это фантастическое по своим последствиям достижение принадлежит братьям Уилбуру и Орвилу Райтам.

Другим важным изобретением, имеющим отношение к авиации, стал ранцевый парашют, сконструированный петербургским инженером Глебом Котельниковым. Именно Котельников получил патент на свое изобретение в 1912. Также в 1910 году был сконструирован первый гидросамолет.

Но, пожалуй, самым страшным изобретением двадцатого века была ядерная бомба, однократное использование которой повергло человечество в ужас, не прошедший и по сей день.

Медицина в XX веке

Одним из главных изобретений 20 века считается также технология искусственного производства пенициллина, благодаря которой человечество получило возможность избавиться от множества инфекционных заболеваний. Ученым, открывшим бактерицидные свойства грибка, был Александр Флеминг.

Все достижения медицины в двадцатом веке неразрывно были связаны с развитием таких областей знания, как физика и химия. Ведь без достижений фундаментальной физики, химии или биологии невозможно было бы изобретение рентгеновского аппарата, химиотерапии, лучевой и витаминной терапии.

В XXl веке медицина еще более плотно связана с высокотехнологичными отраслями науки и промышленности, что открывает поистине завораживающие перспективы в борьбе с такими болезнями, как рак, ВИЧ и многими другими трудноизлечимыми заболеваниями. Стоит отметить, что открытие спирали ДНК и ее последующая расшифровка также позволяют надеяться на возможность излечивания наследуемых заболеваний.

После СССР

Россия в 20 веке пережила много катастроф, среди которых были войны, в том числе и гражданские, распад страны и революции. В конце века случилась очередное крайне важное событие - Советский Союз прекратил свое существование, а на его месте образовались суверенные государства, некоторые из которых погрузились в гражданскую войну или в войну с соседями, а некоторые, как страны Балтии, довольно быстро вступили в Европейский союз и начали строительство эффективного демократического государства.

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Мир империй

Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.

В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.

Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.

Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.

Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».

Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.

Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.

Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.

Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.

Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.

В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.


Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.

Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.

Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.


В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.

Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.

Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.

В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).

В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.


Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».

А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):

«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».

Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.

В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

«На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между собой. Смена мнений по этому вопросу напоминает колебания...»

Человек между биологией и культурой

На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко

расходились между собой. Смена мнений по этому вопросу напоминает колебания маятника от одного полюса к другому. Так, в

1900 году и ученые и широкая публика были убеждены в том, что сердцевина человеческой природы задана от рождения - в

особенности, в той ее части, которая определяет индивидуальные и групповые различия.


Но уже к 1930–40-м годам все большее число ученых разделяли мнение о подавляющем значение среды и верили в то, что разгадку человеческой природы даст культура. Агрессивная политика того времени (фашистские и националистические заявления о том, что ключ к социальным проблемам лежит во врожденных расовых характеристиках) только усиливала веру в важность культуры. В это же время политики в Советском Союзе делали акцент на историческом происхождении, гибкости и податливости человеческой натуры. Вплоть до 1970-х годов большинство на Западе стояло на той точке зрения, что понимание человеческих действий невозможно без знания культуры и законов развития общества. Однако в наше время сложившийся консенсус нарушен.

Появляется большое количество работ, в которых утверждается приоритет биологии и наследственности в понимании социума и индивидов.

Думается, спор между биологией (или наследственностью) и культурой (или средой) в своей основе ложен. Наша конкретная “природа” формируется в результате развития человека в специфической исторической “культуре”. Тем не менее, спор продолжается, и различия во взглядах на значение каждого измерения остаются весьма реальными. Разница во взглядах связана с ценностными различиями, и полемика часто оказывается весьма эмоциональной. Именно поэтому полезно заглянуть в историю этих дебатов. Существует много ее аспектов - например, можно говорить об истории понятия интеллекта и его измерения - но я остановлюсь лишь на одном: на том, как биологические категории привлекались для интерпретации феноменов культуры.

Людям на рубеже XIX и ХХ веков казалось, что теория эволюции установила, наконец, преемственность между природой и человеком, между естественными науками и науками о человеке. Принцип преемственности сторонники теории эволюции всегда считали наиважнейшим, хотя ясности в том, как его применять, у них не было. К тому же, многие - в том числе из тех, кто разделял теорию эволюции - не думали, что преемственность между человеком и животными означает, что человека следует изучать наравне с другими частями природы, а науки о человеке - считать отраслью естественных наук.

Характерные для XIX века спекулятивные реконструкции анатомической, психологической и социальной эволюции человечества привели к тому, что в начале следующего столетия эволюционные идеи оказались скомпрометированы в глазах многих гуманитариев. Работы Дюркгейма в социологии, Малиновского в социальной антропологии и Соссюра в лингвистике касались современных структур и процессов и исключали эволюционное измерение. Однако на науки о человеке продолжали оказывать влияние по меньшей мере две магистральные идеи XIX столетия. Во-первых, удерживала свои позиции вера в значение эмпирических методов; Малиновский, к примеру, защищая идею основанной на полевых исследованиях антропологии, опирался на взгляды философа науки и позитивиста Эрнста Маха. Во-вторых, биологию и науки о человеке продолжала связывать функционалистская установка - т. е. объяснение через отношение частей к целому: например, интерпретация отдельных действий людей через их образ жизни в целом или их положение в обществе. Такая объяснительная схема примиряла широкие философские представления о целостности с конкретными эмпирическими исследованиями и поиском объективных методов.

К середине века, однако, господствующее мнение резко разделило природу и культуру, биологию и науки о человеке как по интеллектуальным, так и по моральным основаниям. Как писал в 1930-х годах архитектор неодарвинистского синтеза Федор Добжанский, “некоторые биологи снова и снова ставят себя в смешное положение, навязывая такое решение социальных и политических проблем, которое основано на идее, что человек - это только животное. Какую опасность могут представлять такие ложные ключи к загадкам человека, показывают последствия всего одной ошибки - расовой теории” . Подобные замечания, однако, не остановили попыток доказать с опорой на эволюционную теорию именно ту идею, которую критиковал Добжанский. Все же, тезис, согласно которому науки о человеке - это отрасль биологии, вплоть до 1970-х годов не получал широкого распространения.

В середине века естественные науки и науки о человеке условно разделили свои полномочия: первые занимались природой, вторые - культурой. Сами эти категории, однако, вызывали вопросы. В самом деле: что такое “культура”, если не “шапка”, общий термин, в который включалось все то, что изучали гуманитарии и что не входило в естественные науки? Американский антрополог А.Л. Кребер (A.L. Kroeber, 1876–1960) в своем известном учебнике определил культуру как “набор феноменов, которые неизменно возникают там и тогда, где и когда человек появляется в природе… и которые необходимо изучать в сравнении, с равных позиций и без предвзятости” . Однако эта формулировка, скорее, обозначала сферу исследования, нежели проясняла понятия. В 1952 году Кребер вместе с Клайдом Клукхоном (Clyde Kluckhohn) предпринял смелую попытку дать обзор значений слова “культура”, разделив культуру и индивидуальное поведение как предметы разноуровневых объяснений. Авторы пришли к обоснованному выводу, что, хотя само понятие необходимо для классификации и объяснения человеческой активности, общая теория культуры отсутствует. Было или нет понятие культуры достаточно четким, - оно находилось в согласии с господствующим мнением, что науки о природе и науки о человеке (или культуре) различны. Еще один антрополог из США, Эшли Монтегю (Ashley Montague), писал, что у человека “нет инстинктов, потому что то, что он есть и чем стал, приобретено из культуры, из сотворенного им самим окружения, перенято у других людей” .

В середине века акцент на культурном происхождении человеческой природы сохранялся, поскольку был связан с надеждами на улучшения в обществе с помощью “правильной” социальной политики. В этот период политику в таких странах как Нидерланды и Швеция определяли социал-демократы, задачей которых было попечение об общественном благосостоянии. В то же время страх перед биологическими объяснениями человеческих различий - наследие Третьего Рейха - заставил почти полностью замолчать теории об ином, не-культурном происхождении различий между людьми. В 1930-х годах в Великобритании, например, евгенические идеи были широко распространены среди специалистов; в числе выдающихся ученых, которые их поддерживали - статистик и биолог Рональд А. Фишер (Ronald A. Fisher), математик Пирсон (Pearson) и психолог Спирман (Spearman). На протяжении 1930-х годов эти идеи постепенно исчезают из публичного обсуждения. Когда позднее лидер Евгенического общества К. П. Блэкер (C. P. Blacker) попытался вновь привлечь внимание к деятельности Общества, ему пришлось сделать все возможное, чтобы отграничить проблемы научного исследования наследственности от политических вопросов государственного контроля за ней. И все же, идея о врожденном характере человеческих способностей и биологическом фундаменте человеческой природы получала авторитетную поддержку, в частности, в работах Берта (Burt) и Айзенка (Eisenck) о биологической основе интеллекта и личности.

В конце 1960-х годов аргументы в пользу биологии вновь стали занимать воображение публики и проникли в науки и человеке.

Исследователи черпали вдохновение в естественной истории и глубоко укоренившейся традиции сравнивать человека и животных - традиции, существовавшей еще до Дарвина и получившей подкрепление в его работах. Хотя в XIX веке изучение животных и растений стало академической дисциплиной, любители природы (а иногда и ученые) продолжали интересоваться традиционной естественной историей. Исследования животных и растений в естественной среде, а также изучение индивидуальности животных, в особенности домашних, стали необычайно популярны, а исследователи получали видимое удовольствие от сравнения повадок животных и поведения человека. Зоопарк и сад стали местом, где сошлись вместе интересы ученых и общественности. В 1940-е годы новая наука - этология - объединила естественную историю, с ее терпеливым изучением поведения животных в натуральных условиях, и университетскую лабораторную науку.

Затем, в 1970-е годы группа ученых-эволюционистов выступила с идеей социобиологии - дисциплины, призвавшей соединить теорию естественного отбора, этологию и знание о человеке; они намеревались включить науки о человеке в биологию. Социобиологи считали, что единства знания, отсутствие которого в науках о человеке столь очевидно, можно достичь лишь проводя последовательно идею о единстве человека и эволюционирующей природы, - иными словами, переосмысливая культуру с позиций биологии.

Корни этологии уходили в период до начала Первой мировой войны. Хотя модель научной биологии тогда задавали лабораторные исследования, отдельные ученые и знатоки естественной истории стремились к менее аналитическому, более непосредственному знанию о живой природе. В Англии Джулиан Хаксли (Julian Huxley, 1887–1975), внук “бульдога” Дарвина, Томаса Генри Хаксли (Thomas Henry Huxley), провел ставшее впоследствие знаменитым полевое исследование поведения птиц.

Оскар Хейнрот (Oscar Heinroth, 1871–1945), в 1920-х годах бывший директором Берлинского зоопарка, выступил с критикой самой идеи зоопарков и подчеркнул разницу между поведением животных в дикой природе и искусственно сформированным поведением в неволе. Хаксли и Хейнрот придавали главную ценность “естественному” поведению животных, что было чуждо, например, американскому бихевиоризму и сравнительной (зоо-)психологии. Желание познать “естественное животное” находило параллели в морали и эстетической доминанте общества, которое отдавало предпочтение натуральному перед искусственным.

Это противопоставление с особой силой зазвучало в индустриально-урбанистическую эпоху. Коллега Хейнрота Якоб фон Икскюль (Jakob J. von Uexkull, 1864–1944), директор Гамбургского зоопарка между 1925 и 1944 годами, ввел понятие Umwelt - мира, доступного сенсорным и моторным возможностям животного. Изучение животных он понимал как творческое воссоздание ученым их мира. Подобные же идеи развивали датчанин Николас Тинберген (Nikolaas Tinbergen, 1907–1988) и австриец Конрад Лоренц (Konrad Lorenz, 1903–1989). Они разработали строгие способы наблюдения за животными, не подозревающими о присутствии человека, прояснили понятие инстинкта и начали исследования наследственных моделей поведения. Деятельность Тинбергена в Англии, куда он переехал после заключения в концлагере во время войны (ему была предоставлена кафедра зоологии в Оксфордском университете), способствовала выделению этологии в самостоятельную дисциплину. Впоследствие она стала взаимодействовать с американской сравнительной психологией. Что касается Лоренца, то благодаря своим занимательным историям о животных (“Er redete mit dem Vieh, den Vogeln und den Fische”, 1949, в русском переводе - “Кольцо царя Соломона”), а также многолетним исследованиям серого гуся, - он приобрел широкую аудиторию по обе стороны Атлантического океана.

В карьере Лоренца отразилась моральная и эстетическая неоднозначность критики, которая была адресована современной цивилизации и упрекала ее в “неестественности”. Когда Лоренц сравнивал домашних животных с дикими и отмечал потерю у первых инстинктивной жизненной силы, это было комментарием к тому, что и он, и многие другие воспринимали как исчезновение из современной жизни “естественных” ценностей. Руководствуясь идеалистическими мотивами, разочаровавшись в индустриальной цивилизации и, возможно, на какое-то время поверив партийным ораторам, что немцы смогут вернуться к своим “естественным корням”, в 1930-х годах Лоренц вступил в нацистскую партию. В 1940 году он получил место в университете Кенигсберга. В своих тогдашних статьях он связывал биологические теории с нацистскими интересами, в частности, со стремлением очистить Volk (народ) от дегенеративных тенденций. Он проводил параллель между “чистотой природы” и идеалами “очищения”, которые часть интеллектуалов связывала с национал-социализмом.

Его работы, однако, не получили партийной поддержки. В 1939 году Лоренц сравнивал одомашнивание животных с вредным влиянием жизни в городах, а в 1963 году - интерпретировал политическую активность в терминах нарушений агрессивных инстинктов. “Агрессия, - писал он, - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям… Этология знает теперь так много о естественной истории агрессивности, что уже позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта у человека” .

За книгой Лоренца об агрессии последовала серия исследований таких авторов, как Роберт Ардри (Robert Ardrey), Десмонд Моррис (Desmond Morris), а также более осторожных в выводах замечательных ученых - Робина Фокса (Robin Fox) и Лионеля Тайгера (Lionel Tiger). Все они находили у животных человеческие черты, такие как агрессивность, территориальные притязания, способность к выражению эмоций. Эти работы собрали свою аудиторию, - невзирая на критику, а может быть, как раз из-за нее: со стороны гуманитариев, которые подчеркивали значение социальных и политических детерминант человеческих действий и опыта. Отыскать основу для человеческих действий за пределами политики, дать прочный фундамент человеческой природе, - это стремление, и без того привлекательное, нашло поддержку в риторике об объективном биологическом наблюдении. Сторонники новой, биологической, антропологии обвинили своих критиков в бездумном отвержении биологического измерения и назвали их “левые” симпатии в политике примитивным “коленным рефлексом”.

Критики, в свою очередь, заявляли, что биологический детерминизм на руку тем, кто хочет оправдать существующее политическое неравенство и социальную несправедливость. Эта полемика проходила одновременно с дебатами о коэффициенте интеллекта и о наследствености, и многие ученые участвовали и в той, и в другой дискуссии.

Именно на этом фоне появилась книга Эдварда О. Уильсона “Социобиология: новый синтез” (Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthesis, 1975), за которой последовала полемическая, предназначенная для широкой аудитории работа “О человеческой природе” (“On Human Nature”, 1978). Уильсон - биолог из Гарвардского университета, специалист по социальной жизни муравьев - задался целью создать новую науку - социобиологию, которую он определил как “систематическое исследование биологической основы всех форм социального поведения, у всех организмов, включая человека”. Амбиции Уильсона впечатляли: он собирался реформировать этику, гуманитарные и социальные науки, а также биологию человека, все это - на основе “подлинно эволюционистского объяснения человеческого поведения”. Выбор термина “социобиология” ясно передавал его веру в то, что общественные отношения могут быть поняты биологически, иными словами, что в основе их лежат, по выражению самого Уильсона, стратегии “человеческого животного” на выживание. Он считал, что использование знания, полученного биологией, - одна из самых передовых стратегий, которые может предложить сама природа. “Наука, - писал он, - скоро сможет изучать происхождение и значение человеческих ценностей, лежащих в основании этических заповедей и большей части политической практики”. В конечном счете, считал Уильсон, даже научному разуму, однако, придется столкнуться с ограничениями, накладываемыми нашей эволюционной наследственностью. Только она определяет “базовые правила человеческого поведения”, - или, по-другому выражаясь, “существует предел, лежащий, может быть, ближе, чем нам дано осознать, за которым биологическая эволюция начнет поворачивать культурную эволюцию вспять” .

В своих публикациях Уильсон конкретизировал те способы, с помощью которых, как он полагал, на основе теории естественного отбора можно предсказывать человеческое поведение.

К примеру, социобиологи объясняли запрет на инцест и стремление женщин выходить замуж за более богатого и знатного (или, по крайней мере, за равного) по положению и состоянию мужчину как составной элемент наследственной стратегии. Таковой они считали стратегию сообщества охотников и собирателей на избегание вредных последствий близкого скрещивания и увеличение способности к воспроизводству. Уильсон также сравнивал подобные современные сообщества с ранней стадией эволюции человечества. Он выбрал четыре категории поведения:

агрессию, секс, альтруизм и религию, назвав их “элементарными”, и предложил анализировать каждую как часть наследственной стратегии социального животного на выживание.

Подобно многим натуралистам и специалистам по общественным наукам в XIX веке, Уильсон считал, что приобретенное в эволюции знание, которое на современном языке он называл знанием генетических стратегий, лежит в основании всей науки и служит руководством к действию по общему благосостоянию.

“Гены держат культуру на поводке. Поводок этот довольно длинный, но он с неизбежностью будет сдерживать ценности в соответствии с их влиянием на генетический пул… Человеческое поведение - как и более глубоко лежащая способность эмоционального реагирования, которая нас побуждает и нами руководит - это циклическое устройство, посредством которого генетический материал человека был и будет сохраняем в неизменности. Доказать, что нравственность имеет более важное конечное назначение, невозможно” .

Уильсон со своими единомышленниками-социобиологами считали генетические стратегии самым важным “краеугольным основанием” человеческой природы и интерпретировали нравственность - как и культуру вообще - только в ракурсе ее значения для эволюции.

Для многих критиков социобиологии подобные высказывания были актами откровенного дисциплинарного империализма, более того, грубого сведения человеческой сущности к единственному “краеугольному” биологическому измерению. Так как Уильсон и другие социобиологи писали в том числе и для широкой аудитории, утверждая, что их наука может оказаться важной для принятия политических решений, то и полемика была острой. Критики связывали социобиологию с реакцией против левого либерализма 1960-х годов, который проповедовал свободный выбор образа жизни, а также с ростом в США влияния “новых правых”, веривших в то, что крайний индивидуализм - это “естественное”, нормальное состояние.

Одними из самых горячих противников Уильсона были феминисты - традиционные взгляды на гендер (gender), против которых они боролись, всегда опирались на привлекательность, которой для многих обладало все “природное”. Консервативные авторы, напротив, были рады найти в социобиологии поддержку “естественности” таких феноменов, как гетеросексуальность, семья, собственность, стремление к материальному вознаграждению и идентификация с непосредственным окружением.

Биологический взгляд, объяснявший происхождение этих ценностей природной эволюцией, был для этих авторов весьма привлекательным. Те же, кто стоял на либеральных или левых политических позициях, видели в нем отрицание социальноисторического характера человеческих ценностей, деятельности и институтов. Мнения биологов о работах Уильсона разделились: лишь немногие пытались рассуждать об общих вопросах, сосредоточась вместо этого на исследовании деталей поведения животных, динамики популяций и “работы” естественного отбора. Социобиология и биополитика, тем временем, выделились в самостоятельные дисциплины.

Нигде взгляды на человеческую природу и исследования животных не были так близки между собой, как в приматологии - дисциплине, изучающей обезьян и приматов. Интерес к этим “зеркальным отражениям” человека уходил в глубь прошлого, в период, предшествующий классификациям Бюффона и Линнея. Этот интерес проявился в дискуссии об эволюции - сам Дарвин был усердным посетителем Лондонского зоопарка - и отразился в экспериментах с шимпанзе, проведенных Кёлером (Koehler) на Тенерифе, и работах с шимпанзе Роберта М. Йеркса (Robert M. Yerkes), нацеленных на выяснение природы интеллекта.

Подобно различию между этологией и сравнительной психологией, эти работы отличались друг от друга тем, чему в них отдавался приоритет - полевым или лабораторным исследованиям. Работы Йеркса, руководившего Лабораторией биологии приматов в Йеле (она была основана в 1930 году во Флориде как Лаборатория сравнительной психологии), способствовали возникновению в США интереса к обучению приматов. Основное внимание уделялось языку как критической способности, отличающей людей от приматов, точнее, тому, можно ли научить шимпанзе говорить. Одна обезьяна шимпанзе, Уошу, которая была в центре начатого в 1966 году в университете Невады проекта, стала знаменитостью. Хотя она могла использовать знаки, все упорные попытки научить ее естественному языку к успеху не привели, - что, казалось, подтверждало наличие дистанции между человеком и животными. В других работах сравнивалось развитие молодого шимпанзе и ребенка; исследователи так и не пришли к согласию по поводу результатов, и тема в целом породила разные точки зрения.

За этим последовали ставшие широко известными работы Джейн Гудел (Jane Goodall) - исследовательницы, которая проводила много времени с шимпанзе в их естественной среде обитания в Гомби (Танзания). Ее работы заставили усомниться в интеллектуальной ценности и этической правомерности лабораторных исследований приматов. Джейн Гудел проложила дорогу целому ряду женщин-исследовательниц, - таких, как Дайн Фосси (Dian Fossey), которая жила в стаде центрально-африканских горилл и погибла от руки браконьеров. В их работах поддержку получили ценности природы, отличные от тех, что преобладали в экспериментально-механистической науке. После этих работ стало уже невозможным говорить, что, например, исследование Йеркса с соавтором, проведенное в 1935 году, было “чисто натуралистическим изучением животных в неволе” . Для исследовательниц, которые с сочувствием вошли в мир наших ближайших животных “родственников”, полевая работа была образом жизни. Она стала ярким примером природоохранного сознания, отмеченного ностальгией по тому, в чем люди видели свое собственное утерянное “естественное состояние”.

Культурный и политический контекст исследований приматов стал предметом внимания американского “феминистского” историка науки Донны Харауэй (Donna Haraway). В “Образах приматов” (“Primate Visions”, 1989) она утвержала, что эти исследования отражают взгляды самих ученых на человеческую природу. Харауэй сравнила отчеты о сексуальной и семейной жизни приматов, которые включали описания мужского доминирования, с современными представлениями о гендерной идентичности и гендерных ролях. Ее работа продолжила вызов, который в 1970-е годы был брошен идее о том, что гендерные различия - “естественны”. В то время это было основным руслом критики биологической точки зрения на человека. В самом деле: слово “гендер”, значение которого отличается от значения слова “пол”, было специально введено с целью подчеркнуть:

то, что традиция приписывала полу, биологии, может и должно быть описано без этих понятий. Книга Харауэй анализировала, каким образом знание, которое, на первый взгляд, черпается из природы, на деле производится в социальных отношениях и лишь опосредовано ссылками на природу. Феминисты, однако, по вопросу о природе и культуре разделились: были такие, кто подчеркивал сильные стороны женщины, так как верил в ее “естественную” близость природе, отражающуюся в ее заботе о детях. Другие с подозрением относились к любому утверждению о “естественном” и предлагали вместо этого искать основу для эмансипации женщин в свободе выбора - включая выбор сексуальной идентичности.

Начиная с 1970-х годов гендерная парадигма (иными словами, точка зрения, отдающая первенство гендеру как структурному понятию) повлияла на многие аспекты наук о человеке, включая описания поведения животных в этологии и исходящую из психоанализа критику стереотипов “мужского” и “женского” в языке и истории науки.

Стало невозможным писать о “человеческой природе” вообще, не задаваясь вопросом о мужчине и женщине. Участники этих дебатов разделились на тех, кто искал ответа в мире природы, в репродуктивной биологии и тех, кто утверждал, что все считающееся “данным”, “природным” - на деле сконструировано человеком. В этих обстоятельствах значительный интерес вызывали биология, культура и история сексуальности, которые стали предметом первостепенного политического внимания феминистов, а также вопрос о происхождении и характере различий между людьми.

Некоторые из наиболее провоцирующих аргументов были предложены французскими феминистами. В середине 1970-х годов философ и психоаналитик Люси Иригари (Luce Irigaray), бывшая в то время коллегой Лакана, задалась вопросом: не обусловлены ли наши представления о “фемининности” тем языком, на котором мы говорим? Если так, утверждала она, то возможно, изменив точку зрения в языке на “женскую”, пересмотреть данные представления; это демистифицировало бы “фемининное” и сделало бы именно его, а не “маскулинное”, точкой отсчета в речи. Идею подхватили многие авторы, увидевшие в нем перспективу для переосмысления в свете нового “гендерного сознания” академических дисциплин - таких, например, как литературный критицизм. Одна французская феминистка, Элен Сиксу (Helene Cixous), по этому поводу заметила, что “никто больше не может говорить о “женщине” или “мужчине” без того, чтобы не оказаться в идеологическом театре, где умножение репрезентаций, образов, отражений, мифов, идентификаций трансформирует, деформирует и переделывает все концептуализации до самого основания” . Было решено, что “мужчина” и “женщина” - это культурные конструкции и что такой точки зрения, которая обеспечивала бы независимый взгляд на вещи, не существует.

Биологические психологи и надеялись заменить упомянутый Сиксу “театр” отражений ясными истинами о человеческой природе. Преследуя к тому же и просветительские цели, они хотели получить такое знание, какое могло бы дать основу для создания будущего человека. Роберт М.Йеркс, создавая лабораторную колонию шимпанзе, разделял те же ценности, что и его современники, исследовавшие поведение и сообщество с целью предсказывать и контролировать человеческую природу.

“Особенностью нашего плана использовать шимпанзе как экспериментальное животное, - признавался он, - всегда была задача сделать его понятным и поддающимся научному определению, а не пытаться сохранить его естественные характеристики. Мы верили, что нужно сделать из животного объект для лабораторных исследований, настолько близкий к идеальному, насколько это практически осуществимо. С этим была связана надежда на то, что потенциальный успех послужит для демонстрации возможностей пересоздания человеком самого себя на основе общепринятого идеала” .

Это замечательное утверждение. Из него становится очевидным, во-первых, что в 1943 году шимпанзе как дикое животное Йеркса не интересовало. От господствующей тогда веры в то, что природа существует для использования ее человеком, было еще далеко до идеи конца века: что природа - это исток, который нужно охранять. Во-вторых, Йеркс верил в то, что вся наука в целом служит улучшению жизни, он не проводил различия между “чистой” и “прикладной” наукой. В-третьих, проект предполагал аналогии между лабораторным шимпанзе и “домашними” мужчиной и женщиной. В том мире, в котором жил Йеркс, каждый вид был наделен рядом естественных особенностей, знание которых могло помочь изменить характеристики вида. В-четвертых, Йеркс упоминал социальный феномен, “общепринятый идеал”, который затем не рассматривал. Он принимал как данное ту моральную и политическую культуру, в которой такой идеал приобретает свои очертания. Ему было трудно предположить, что знание этой культуры для нас может быть более необходимо, чем знание шимпанзе. Он брал идеалы из культуры, в которой жил, и проецировал их на мир приматов, а затем использовал знание о животных для описания человеческой природы. Знание и ценность, приписываемые гендерным ролям, агрессивности и соревновательности, замкнулись в некий неразрывный круг. Но Йеркс и другие исследователи продолжали верить в то, что изучают природу.

В западной культуре эпитет “естественный” продолжает оставаться связанным с политическими ценностями вопреки критикам, призывающим анализировать “материальные интересы” и “отношения доминантности в сознании”, а также “видеть в доминации производное от теории, а не природы” . Идеал эпохи Просвещения - показать человека “таким, какой он на самом деле”, узнать нечто путем сравнения цивилизации с воображаемым природным состоянием - в биологии конца ХХ века возродился в преображенном виде. Но и исторические представления о человечестве, в которых Вико и Гердер изображали человечество как само-рефлексирующее создание человеческого духа, также возродились в науках о человеке конца ХХ века.

Те из психологов, кто биологами не были, заявляли, что возможен иной взгляд на дискуссию о природном и культурном в человеке: взгляд, который позволил бы обогатить полемику и, возможно, даже найти решение. Они имели в виду кросскультурную психологию, эмпирическое изучении констант в психике разных людей. Вера в универсальные константы человеческой природы была широко распространенной, - на ней основывались, например, антропологические экскурсы Фрейда и Юнга, - но, чтобы доказать существование таких констант, нужна была немалая методологическая изобретательность. В 1970-е годы утвердилось мнение о том, что существуют константы цветового восприятия, памяти и т.п.

Утверждалось, что эти элементы являются общими для всех людей, а следовательно - частью универсальной человеческой природы.

Но, возражали теоретики культуры, даже если это так, ссылки на абстрактные психологические константы дают очень мало, поскольку свое выражение они получают лишь на языке какой-либо конкретной культуры. При таком подходе понять человеческую психологию - значит понять, как человек становится фокусом, в котором сходятся различные обозначения, узнать, в каких терминах, с помощью каких символических систем - будь то психологические, биологические, политические или религиозные системы - дается его описание. Критики сравнения человека с животными всегда подчеркивали тот факт, что человек пользуется языком; в науках о человеке большое значение придавалось теориям приобретения и употребления языка - таких, как теории Выготского и Лакана. Исследователи заключили, что даже если у человека есть какие-то биологические константы, все равно в каждом отдельном случае мы имеем дело с конкретными людьми, чья природа получает выражение только через определенные культурные формы.

–  –  –

http://www.ethology.ru/library/?id=38

Похожие работы:

« научно-биологические, поскольку «вегетарианские общества перестали существовать после 1 91 7 г. Идеологизация всех сторон бытия, начавшаяся в 20-е годы, монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживающих вегетарианство» . В.В. Усов указывает на «поразительные...»

« Кафедра биоэкологии Рамазанова Фирюза Зиннуровна ЦЕНОПОПУЛЯЦИИ ЖИВУЧКИ ПОЛЗУЧЕЙ (AJUGA REPTANS L.) В МЕСТООБИТАНИЯХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПАРКА «ЛЕБЯЖЬЕ» И ГПКЗ «БАЛТАСИНСКИЙ» РТ) Выпускная квалификационная работа Работа завершена 2014 г. Ф.З. Рамазанова Рекомендуется к защите: Научный руководитель,...»

«О. Н. Марцинкевич РИЦИНИОЛ Серия целебных эмульсий касторового масла Рициниол ООО НПФ «Марианна» Изготовлено эксклюзивно г. Новосибирск для Компании АРГО Эта брошюра посвящается всем аргонавтам, чья неуёмная энергия и любовь к нашему продукту – эмульсии «Рициниол» – способствовали открытию его новых полезных свойств и показали эффективность применения в самых разных областях. Как появилась эмульсия «Рициниол» Немного об истории создания «Рициниола». Эмульсия «Рициниол» создана мною в 1983 г. Я,...»

«АЗАСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЛТТЫ ЫЛЫМ АКАДЕМИЯСЫНЫ ХАБАРЛАРЫ ИЗВЕСТИЯ NEWS НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN БИОЛОГИЯ ЖНЕ МЕДИЦИНА СЕРИЯСЫ СЕРИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ SERIES OF BIOLOGICAL AND MEDICAL 4 (292) ШІЛДЕ–ТАМЫЗ 2012 ж. ИЮЛЬ–АВГУСТ 2012 г. JULY – AUGUST 2012 1963 ЖЫЛДЫ АТАР АЙЫНАН ШЫА БАСТААН ИЗДАЕТСЯ С ЯНВАРЯ 1963 ГОДА PUBLISHED SINCE JANUARY 1963 ЖЫЛЫНА 6 РЕТ ШЫАДЫ ВЫХОДИТ 6 РАЗ В ГОД PUBLISHED 6 TIMES A...»

«В библиотеке БелМАПО в продаже имеется литература (на 01.07.2015г.) ДЕРМАТОЛОГИЯ, КОСМЕТОЛОГИЯ IPL технологии в косметологии Автор – Поплавская Н.Б. Год издания, кол-во страниц – 2014, 41 с. Цена – 62500 руб. Лабораторная диагностика дерматозов Автор – Крумкачев В.В. Год издания, кол-во страниц – 2014, 36 с. Цена – 54000 руб. Диффузная алопеция Авторы – Крук Н.И., Шиманская И.Г. Год издания, кол-во страниц – 2014, 65 с. Цена – 78000 руб. Диагностика и лечение атопического дерматита у детей и...»

« ИНТЕГРАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности 03.00.09. «Физиология человека и животных» ЕРЕВАН – 2015. :......... 2015. 15 14:00., 023 (0028,.,. 22). www.physiol.sci.am: 2015. «14 »,.....»

«Путилов Аркадий Александрович Эволюция психологии: история основополагающих психологических и биологических теорий в зеркале эволюционной психологии личности ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие........................................................................ 3 Благодарности...................................................................... 3 Введение:...»

«ЛЕКЦИЯ Социально-биологические основы физической культуры Адаптации организма человека к физическим нагрузкам и факторам среды обитания (6 часов) Михонина Т.Н. Доцент, кандидат биологических наук, мастер спорта СССР План лекций Социально-биологическая проблема человека. 1. Возрастная периодизация онтогенеза человека. Биологический возраст. 2. Иерархическая характеристика организма человека. 3. Обмен веществ и энергии. 4. Внутренняя среда организма, системы и органы, участвующие в поддержании ее...»

«ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ РФФИ № 13-02-0044 «ДИАГНОСТИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ С ПОМОЩЬЮ МОДУЛЯЦИОННОЙ СПЕКЛ-СПЕКТРОСКОПИИ» 1. Коды классификатора, соответствующие содержанию фактически проделанной работы (в порядке значимости): 02-310 Физическая оптика; 02-920 Физические методы медицинской диагностики. Томография.2. Объявленные ранее цели проекта на 2014 год. В соответствии с основной задачей проекта разработкой теоретических основ, экспериментальной апробацией и...»

«2014 Географический вестник 2(29) Экология и природопользование 4. Баламирзоев М.А., Мирзоев Э.М-Р., Аджиев А.М., Муфараджев К.Г. Почвы Дагестана. Экологические аспекты их рационального использования. Махачкала: ГУ “Дагест. кн. изд-во”, 2008. 336 с.5. Вудворд Д.Б. Влияние экотуристской деятельности на микробиологический состав почв // Материалы II Международ. науч.-практ. конф. “Актуальные проблемы экологии и природопользования в Казахстане и сопредельных территориях”, 23–24 окт. 2007 г.,...»

«Грант Российского Фонда Фундаментальных Исследований 14-06-00381 Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам). Integration of sociobiological and sociological methods in the study of evolutionary grounds of morality and altruism (applied to the Russian communities).Исследовательский коллектив: Симонова Ольга Александровна – к.соц. н., руководитель Баскин Леонид Миронович – д. биол. н.,...»

«Митрукова Галина Геннадьевна КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ И АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ РДЕСТА ТУПОЛИСТНОГО (POTAMOGETON OBTUSIFOLIUS Mert. et Koch) И РОГОЛИСТНИКА ТЁМНО-ЗЕЛЁНОГО (CERATOPHYLLUM DEMERSUM L.) 03.02.08 экология Научный руководитель: доктор биологических наук, профессор Курашов Евгений Александрович Санкт-Петербург 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение.. Глава 1....»

«М.Л. Бутовская Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека Агрессия природа и воспитание Рост насилия в современном обществе, постоянные сообщения прессы о массовых беспорядках в разных точках земного шара, многочисленные гражданские и межэтнические конфликты заставляют исследователей социального поведения человека снова и снова обсуждать природу агрессии [I]. В специальной литературе выделены три основные теории агрессии: 1) биологическая, или инстинктивная,...»

« ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ Объект исследования – окружающая среда района планируемой хозяйственной деятельности – реконструкции биологических прудов под отвал технологических отходов в цехе №10 – очистные сооружения ОАО «Мозырский НПЗ». Предмет исследования – воздействия на окружающую среду при строительстве и...»

«1. Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Проблемы геоэкологии»: дать магистрам общие представления о структуре, составе, взаимосвязях, динамике и эволюции основных геосферных оболочек планеты (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера), их экологических функциях и изменениях, происходящих под воздействием человека. познакомить с основными проблемными качественными и количественными изменениями геосферных оболочек под воздействием природных фактором и в результате деятельности...»

«О методологических вопросах математической биологии ВВЕДЕНИЕ Каждая естественная наука состоит из трех частей: эмпирической, теоретической и математической. Эмпирическая часть содержит фактические сведения, добытые в экспериментах и наблюдениях, а также из их первичной систематизации. Теоретическая часть развивает теоретические концепции, позволяющие объявить и объяснить с единых позиций значительный комплекс явлений, и формулирует основные закономерности, которым подчиняется эмпирический...»

«Именной указатель1) (Современная монгольская транскрипция имен, отличающаяся от русской транскрипции автора, дана в квадратных скобках) Абатай хан (1534-1588) – монгольский правитель, сын Даян хана, внук Гэрсэнзэ; возродил ламаистскую религию в Монголии, основал монастырь Эрдэни Цзу (1586-1587). Т. 1. 361-362 Абдурахман – см. Вагапов А. Азаров С.Г. – зоотехник (МСЗ), профессор, участник работ Хангайской экспедиции Комитета Наук и МСЗ МНР 1933 г. (рук. А.Д.Симуков). Т. 1. 307-308; Т. 2. 452-585;...»

«ПЛАН лабораторных занятий по микробиологии для студентов 2 курса педиатрического факультета на весенний семестр 2014-2015 учебного года ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Методы исследования в микробиологии. Микроскопический (бактериоскопический) метод исследования. Характеристика основных форм бактерий. Простые методы окраски. Устройство микробиологической лаборатории, режим работы в ней. Правила работы с заразным материалом и культурами бактерий. Правила работы с электрическими и газовыми приборами. История...»

«ПЛАН лабораторных занятий по микробиологии для студентов 2 курса лечебного, военно-медицинского факультетов, МФИУ (лечебное дело) на весенний семестр 2014-2015 учебного года ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Методы исследования в микробиологии. Микроскопический (бактериоскопический) метод исследования. Характеристика основных форм бактерий. Простые методы окраски. Устройство микробиологической лаборатории, режим работы в ней. Правила работы с заразным материалом и культурами бактерий. Правила работы с...»

«ПЛАН лабораторных занятий по микробиологии для студентов 3 курса педиатрического факультета на осенний семестр 2014-2015 учебного года ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых стафилококками, стрептококками, нейссериями. Стафилококки, систематика, общая характеристика, факторы патогенности. Заболевания стафилококковой природы, особенности патогенеза, иммунитет. Методы микробиологической диагностики стафилококковых инфекций. Материал для исследования в...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Книги, издания, публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама