THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Под любовью ради Аллаха подразумевается любовь к человеку ради довольства Аллаха. Возможны два варианта такой любви:

а) Естественная любовь, появляющаяся из-за вашей любви к Аллаху или вашей любви к исламу. В результате вы естественным образом любите избранных рабов Аллаха. Сюда относится, например, любовь к пророкам (мир им), любовь к сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), алимам, хафизам (заучившим Коран наизусть), получающим исламские знания и т. д. Вы храните любовь к этим людям, поскольку они некоторым образом связаны с Аллахом или Его религией, что равносильно наличию любви ради Аллаха.

б) Второй вид любви ради Аллаха – умышленный и сознательный вид любви, когда вы сознательно стараетесь хранить любовь к определенному человеку ради Аллаха. Например, вы храните любовь к мусульманам, поскольку таков один из исламских принципов. Вы относитесь к ближнему мусульманину с любовью и милосердием, ведь так учил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и так поступал он сам. Это видно из хадиса:

لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا، ولا تؤمنوا حتى تحابوا، أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم؟ أفشوا السلام بينكم

Вы не войдете в рай, пока не поверите. И вы не поверите, пока не будете любить друг друга. Хотите, покажу вам то, при практиковании чего вы разовьете любовь друг к другу? Делайте салям (исламское приветствие) распространенным среди вас. (Муслим. Сахих. – № 93, передал Абу Хурейра)

Когда человек обладает такой любовью, это признак того, что он благословлен верой, ведь только человек с истинной верой будет стараться хранить любовь к другим ради Аллаха, несмотря на отсутствие у себя расположения к этим людям. Смысл этого можно лучше понять, если, например, у двух мусульман имеются разногласия, но они, несмотря на это, любят друг друга ради Аллаха.

Так же лишь человек, осознавший ценность веры и хранящий ее, любит все, что напоминает ему об Аллахе и исламской религии, включая избранных рабов Аллаха. Соответственно, это признак его веры. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил о человеке, обладающем такой любовью ради Аллаха:

ثلاث من كن فيه وجد حلاوة الإيمان: أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما، وأن يحب المرء لا يحبه إلا لله، وأن يكره أن يعود في الكفر كما يكره أن يقذف في النار

Кто обладает тремя качествами, тот почувствует сладость веры:
а) Аллах и Его посланник любимее ему, чем все остальное;
б) он любит человека лишь ради довольства Аллаха;
в) он боится возвращения к неверию так же, как быть брошенным в огонь. (Бухари. Сахих. – № 16, передал Анас)

Иногда человек сомневается, любит ли он другого мусульманина только лишь ради Аллаха, из-за наличия тесных дружеских или родственных связей. В такой ситуации ему нужно спросить себя: если б этой дружеской или родственной связи не было, любил бы он этого человека ради Аллаха или же относился бы к нему как к врагу и прекратил всякое добро по отношению к нему? Если верен первый вариант, и он все равно любил бы этого человека как мусульманина, то он должен быть удовлетворен тем, что его любовь – ради Аллаха, а то, что это его друг или родственник, лишь дополняет эту любовь и увеличивает ее.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q677

Подразумевает любовь и ради Него - к тем творениям и поступкам, которыми Он доволен. Любящий Аллаха обязан любить Его ангелов и пророков, Его законы и те дела, которые приближают человека к Нему. А среди окружающих людей он обязан любить тех, которые тоже любят Аллаха и Его посланников и чтут Его шариат. Как сказано об этом в благородном хадисе:

«Есть три (качества), благодаря которым ощутит сладость веры тот, в ком они (соединятся): Аллаха и Посланник Его будут ему любимей всего остального; если он полюбит (того или иного) человека, то будет любить его только ради Аллаха; и он будет ненавидеть возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от этого, так же, как не желает он быть ввергнутым в Огонь» (аль-Бухари; Муслим).

Любовь ради Аллаха исходит из сердца и не имеет ничего общего с похотью; к примеру, мусульманин не может любить так своих неверующих жён (христианок или иудеек) и наложниц, которых ему дозволил Аллах, хотя и вступает с ними в половую близость. С другой стороны, он обязан любить ради Аллаха всех правоверных мусульман - женщин и мужчин, детей и стариков, красивых и не очень, а также тех, которые уже ушли из этой жизни. Любовь мусульманина к живым единоверцам проявляется в том, что он радуется знакомству и общению с ними и помогает им ради Аллаха в праведных делах, а любовь к мёртвым мусульманам - в его мольбах за их усопшие души.

О важности любви ради Аллаха говорится во многих достоверных хадисах:

«Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не полюбите друг друга...» (Муслим);

«Поистине, Аллах Всевышний скажет в День воскресения: "Где полюбившие друг друга ради величия Моего? Сегодня Я укрою их в Своей тени - в тот День, когда нет (иной) тени, кроме Моей тени!"» (Муслим);

«Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Для любящих друг друга ради величия Моего уготованы минба́ры (возвышения) из света, и позавидуют им (белой завистью) пророки и шахиды"» (ат-Тирмизи, Ахмад, Малик. аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Хайсами подтвердили достоверность. См. «аль-Мустадрак», 6/153 и «Маджма"у-з-заваид», 10/279).

В третьем хадисе Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду тех пророков и мучеников, которые были одиноки в их народах. Как пояснил кады Ияд:

«Когда они (пророки и шахиды) увидят тех в День воскресения в таком положении и будут наблюдать их близость к Аллаху и почёт (, оказанный) им, то пожелают обрести эти их качества, соединить в себе два вида благодеяний (пророчество или шахаду и взаимную любовь ради Аллаха) и стать преуспевшими вдвойне» («Миркату-ль-мафатих» Али аль-Кари, 7/3137).

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда возле Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, находился один человек, а мимо него прошёл другой, первый сказал:

«О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: «А поведал ли ты ему это?» Он ответил: «Нет». (Пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: «Так поведай ему!» - и этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - (на что тот) ответил ему: «Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты полюбил меня!» (Абу Дауд, Ахмад. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным. См. «аль-Мустадрак», 6/155).

Также сказано:

«В своих любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу. Когда один из его членов поражает болезнь, то остальное тело отзывается на это бессонницей и жаром» (аль-Бухари, Муслим). См.

Все же остальные виды любви и братства, которые есть на земле, - по этническому, классовому, расовому, политическому и иным признакам - рано или поздно закончатся враждой и ненавистью, как предсказал Всевышний Аллах:

«Все любящие друзья тот День станут взаимными врагами, кроме богобоязненных» (Коран, 43:67);

«(В тот День ангелам будет велено:) “Соберите тех, которые были несправедливы (к себе), их товарищей и тех, кому они поклонялись помимо Аллаха, и выведите их на путь к Аду, и остановите их”; и будут они спрошены: “Что же вы не помогаете друг другу?” Да, в тот День они станут покорны (Аллаху) и обратятся друг к другу с вопросами. (Одни) скажут: “Вы подходили к нам с правой стороны (, заблуждая нас)!” (Другие) ответят: “Нет, вы не были верующими, а у нас не было над вами власти. Вы сами были преступными людьми!» (Коран, 37:22-30).

«Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в грядущий День и любят тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если те являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (Коран, 58:22).

Что же касается аята:

«Поистине, ты не поведёшь верным путём того, кого любишь!» (Коран, 28:56),

ниспосланном о неверующем дяде Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Талибе, то здесь Аллах именует «любовью» природные чувства тяги и уважения к родственникам (см. также ), которые не могут перевесить ненависть к их ложной вере (см. ).

С другой стороны, определённую любовь ради Аллаха мы обязаны питать даже к тем мусульманам, которые совершают тяжкие грехи типа незаконного убийства или блуда (не считая их дозволенными), как сказал шейху-ль-ислам Ибн Таймия:

«Наши праведные предки, несмотря на то, что между ними бывали сражения, любили друг друга по причине религии. Они не проявляли друг к другу ненависти, подобной ненависти к неверным. Они принимали свидетельства друг друга, приобретали знания друг у друга, наследовали, завещали и имели взаимоотношения друг с другом, несмотря на то, что между ними возникали сражения и вражда» («Маджму’у-ль-фатава», 3/285);

ибо сущность веры состоит не в полном отсутствии грехов, а в раскаянии за них и борьбе против их повторения (см. ).

Да наделит нас Аллах любовью ради Него и да благословит Своего Пророка, его семью и сподвижников.

Все чаще становится модным совершать какие-то дела и произносить при этом «ради Аллаха». Допустим, «клясться ради Аллаха», «сделать ради Аллаха», «любить ради Аллаха». Клясться и делать что-то – еще понятно, а что значит – любить ради Аллаха? Неужто ухаживание, свидания, подарки, «лежать с мыслями и просыпаться с мыслями о любимом» – все это значит любовь, и она ради Аллаха?

Любить кого-то – вторую половинку, членов семьи, друзей – ради Творца значит, делать все необходимое для этого человека, чтобы Всевышний был доволен им. Просить у Милостивого за него, предостеречь от неправильных поступков. Пример: любит муж жену, твердит на каждом шагу про чувства, но вот со временем не устраивает его домашний халат, лишний вес, приелись поступки, быт. И упрекнет ее в этом, выразит свое недовольство. Куда же исчезла любовь? Подобное отношение озвучивается и со стороны девушки к мужу; недолжное внимание, недостаточный заработок... Что тут сказать, мы, люди, загружены пустыми проблемами. Вместо того, чтобы искать и обрести успокоение в любимом человеке, у нас одни упреки и жалобы.

Если искренне любишь кого-то во имя Создателя, то любящий должен стараться быть довольным им, посредством чего добиться Высшего ублаготворения для любимого человека, совершать дуа и просить у Бога верного ему наставления.

Одна моя хорошая знакомая, скажем, сестра по вере, говорит: «А что такое любовь? Просто слово, придуманное, чтобы было из чего песни сочинять. Вот мой муж, если что-то понадобится мне, семье, или куда-то съездить, он мне поможет и отвезет, даже если у него нет времени. Или придя домой и видя мой уставший вид, он даже не попросит ужин, а скажет – иди поспи, понимая что дети маленькие, а хлопоты большие... И я в свою очередь стараюсь заслужить его довольство, понимая что, добившись умиротворения мужа, заслужу довольство Аллаха. Прошу у Него умножить его блага. Вот это любовь ради Аллаха. А все упреки насчет цветов, курортов, подарков – просто захламливание своего разума никчемными мыслями. Все это, конечно, приятно и поощряемо по мере возможности и желания. Но ведь молитва и довольство любимого намного приятнее...».

Я полностью солидарна с ее мнением.

В доме не должно понятие «Я хочу» стоять выше семейных потребностей. Если хотим внимания, богатства, отдыха, красоты, то лучше тихо об этом попросить у Всемогущего. И быть может, желания сбудутся, в зависимости от того, насколько сильно мы чего-то хотим и насколько это в воле Всеслышащего. Самое главное – попытаться сохранять спокойствие в семье.

Люблю тебя

Ради Аллаха хочу тебя уберечь

От дурного глаза, ведь такое есть,

Ради Аллаха же хочу предостеречь,

Чтобы шёпот шайтана не был в лесть.

Прошу у Всевышнего быть в помощь тебе

Во всех начинаниях в жизни твоей,

Да будет все идеально, складно в семье,

Окружение крепких в вере людей.

Соблазн потехи чтобы был далек,

Чтобы не познал ты потери и страх,

Прошу я, совершая за тебя дуа,

Будь Милостив к нему единый Аллах.

Подойду я украдкой и тихо спрошу,

– Скажи, родной, а как ты любишь меня?

– Точно так же, – ответ такой я услышу,

И посмотришь с милой улыбкой, любя.

Самира Магомедова (Турабова)

Любите друг друга ради Аллаха

Во многих хадисах упоминается почётное место и великая награда, которые ожидают в Судный день полюбивших друг друга ради Аллаха.

Абу Хурайра (мир ему) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в День воскресения Всевышний Аллах скажет: “Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня Я укрою их в Своей тени - в День, когда не будет иной тени, кроме Моей тени!”» [Муслим].

В Судный день, полный ужасов, полюбившие друг друга ради Аллаха удостоятся такой чести… Поистине, это повод задуматься!

Человеку нелегко любить другого этой чистой, бескорыстной любовью ради Всевышнего, и на это способны лишь глубоко верующие и праведные люди, сумевшие возвыситься духовно и подняться над мирским и бренным. Такие люди предпочитают вечное блаженство, которое у Аллаха, благам и удовольствиям мира этого, и довольство Аллаха для них превыше всего. Поэтому неудивительно, что Аллах превознёс их над остальными людьми, приготовил для них щедрую награду и окружил их почётом.

Му‘аз (мир ему) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Всевышний Аллах сказал: ‹Полюбивших друг друга ради величия Моего ждут минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды!›”» [Тирмизи].

Полюбившему другого ради Аллаха Всевышний дарует Свою любовь, а это воистину бесценный дар!

Абу Хурайра (мир ему) передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как-то раз один человек отправился навестить своего брата по вере в другом селении, а Всевышний Аллах велел ангелу поджидать его на дороге. Когда этот человек подошёл к нему, ангел спросил: “Куда ты идёшь?” Он ответил: “Я хочу навестить своего брата, живущего в этом селении”. Ангел спросил: “Наверное, ты оказал ему какую-нибудь услугу, а теперь желаешь получить вознаграждение?” Этот человек ответил: “Нет… Поистине, я просто люблю его ради Всевышнего Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Поистине, Аллах послал меня сказать тебе, что Он полюбил тебя так же, как ты полюбил того человека ради Аллаха!”» [Муслим].

Анас (мир ему) передаёт, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк сказал: «Так скажи ему!» - и этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - на что тот ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня!» [Абу Давуд].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи проницательным и дальновидным, понимал, что эта чистая любовь может сыграть важную роль в укреплении общества, возвысить людей и сделать их счастливыми. Поэтому он постоянно побуждал мусульман любить друг друга, сближаться и дружить. Он велел им открыто выражать свои чувства к братьям (или сёстрам) по вере, чтобы их сердца раскрылись друг для друга.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) показывал мусульманам прекрасный пример и учил их строить общество любви, братства и дружбы.

Му‘аз (мир ему) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) взял его за руку и сказал: «О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя. И я наказываю тебе, о Му‘аз, всегда говорить после каждой молитвы: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе должным образом”» [Ахмад].

После этого события Му‘аз отправился сеять чистую любовь между мусульманами, передавая им сказанное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о щедрой награде, уготованной полюбившим друг друга ради Аллаха, и о том, что лучше любой награды - Его любви.

Абу Идрис аль-Хауляни сказал: «Как-то раз, войдя в мечеть Дамаска, я увидел молодого человека с белыми зубами и красивой улыбкой. Его окружали люди, которые обращались к нему, когда расходились во мнениях, и в дальнейшем опирались на то, что считал правильным он. Я стал расспрашивать о нём, и мне сказали: “Это Му‘аз ибн Джабаль”. На следующий день я отправился в мечеть пораньше, но оказалось, что он опередил меня и уже совершал молитву. Я подождал, а когда он закончил молиться, я подошёл к нему спереди, поприветствовал его и сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” Он спросил: “Клянёшься, что ради Аллаха?”, - и я ответил: “Клянусь, что ради Аллаха!” Он ещё раз спросил: “Клянёшься, что ради Аллаха?”, и я снова ответил: “Клянусь!” Тогда он потянул меня к себе за края моего плаща и сказал: “Радуйся же, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‹Аллах Всевышний сказал: ‘Я обязательно полюблю тех людей, которые любят друг друга ради Меня, встречаются ради Меня, навещают друг друга ради Меня и ничего не жалеют ради Меня!’› ”» [Малик].

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама