THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Раздел 3. Функциональные направления разведки

Экономическая разведка

В основе причинной обусловленности возникновения, развития и дальнейшего совершенствования экономической разведки лежит обеспечение конкурентных преимуществ в экономике – либо национальных, либо корпоративных. В условиях продолжающегося воздействия на состояние всемирного хозяйства и его подсистем разноуровневых глобальных факторов, а именно – распада мировой социалистической системы, появления новых государств, не до конца определивших свои политические, культурные и прочие национальные интересы; политического и экономического кризиса в Латинской Америке и ряде государств и Индокитая, перерастающего в некоторых регионах в военно-политический; технологической и информационной революций; обострения энергосырьевой и продовольственной проблем; кризиса мировой финансово-кредитной и фондовой системы; обострения экологических проблем; усиления взаимозависимости национальных хозяйств, их экономической политики; сближения экономических уровней развития различных стран; преодоления межсистемных противоречий между странами, проявляющегося в признании конкуренции как главного фактора, обеспечивающего равновесие внутрихозяйственного развития, – несомненно, экономическая разведка сохранит свою актуальность и в дальнейшем.

Отсутствие до XX века экономической разведки в ее нынешнем концептуально-структурном понимании отнюдь не означало, что государствами не велось изучение экономического потенциала вероятного противника. Так в XIX веке в качестве самостоятельной науки оформилась в рамках военной теории и практики военная статистика, изучавшая различные аспекты экономики, экономического потенциала вероятного противника. При этом в качестве основных задач военной статистики были определены:

– выявление, сбор, научная обработка и анализ статистических данных, раскрывающих уровень экономических, морально-политических, научных и военных потенциалов изучаемых стран, степень подготовки их к войне;

– выявление военных и мобилизационных возможностей стран;

– анализ состояния вооруженных сил и состояния резервов.

Фактически это есть задачи сбора и анализа разведывательной военно-экономической информации.

Линия экономической разведки и контрразведки существует в спецслужбах достаточно длительный период, несмотря на ее недооценку, в частности, в годы Первой мировой войны. «Из-за ошибочных представлений о длительности войны не было и мысли о той важной роли, которую должна была играть в этой гигантской борьбе промышленность. Лишь необходимость привлечь в широчайшем масштабе промышленность к пополнению израсходованных запасов, далее – необходимость реализовать вновь появившиеся боевые средства, расширить имевшиеся заводы, построить новые и перевести огромное количество предприятий с мирного производства на военное постепенно выявили, что промышленность является одним из важнейших элементов военного дела», – пишет в главе «Коммерческий и промышленный шпионаж и диверсии» начальник разведки и контрразведки австрийской армии в годы Первой мировой войны М.Ронге в мемуарах «Война и индустрия шпионажа». Ронге рисует картину обширного промышленного шпионажа в военной сфере, в том числе с позиций нейтральных стран.

О «хозяйственной разведке», как необходимой и официальной государственной функции, упоминает в своих мемуарах «Тайные силы» руководитель немецкой разведки в 1913-1918 годы В. Николаи.

В годы Первой мировой войны «организация и ведение разведывательной работы по изучению иностранных государств в военном, экономическом, промышленном, финансовом… отношениях» являлись одной из задач российской разведки. В интересах разведки и контрразведки за границей в нейтральных странах для более твердого положения активно использовались прикрытия коммерческой деятельностью, для чего руководители органов разведки и контрразведки по состоявшемуся секретному соглашению с надлежащими ведомствами получили или полуофициальные назначения за границу по коммерческим делам, главным образом, в связи с торговой и коммерческой разведкой, или же стали во главе совершенно частных транспортно-комиссионных контор.

Значение экономической разведки было столь велико, что в 1917 году остро был поставлен вопрос об организации межведомственного особого центрального органа для сбора всех получавшихся различными ведомствами сведений об экономической жизни наших противников – Центрального бюро экономической разведки, или Бюро экономической войны. В качестве источников получения необходимых сведений о противнике намечалось использовать: Междусоюзническое бюро в Париже, заграничные организации и представительства всех ведомств, военно-цензурные комиссии, IV часть отдела генерал-квартирмейстера Генерального штаба, штабы фронтов и армий, а также все ведомства и учреждения, имевшие органы для экономической борьбы с противником. Намечалось, что бюро будет иметь два отделения: первое – по обработке корреспонденции, задержанной военно-цензурными комиссиями, и выдержек из прессы враждебных государств; второе – по обработке материалов, поступивших от заграничных органов заинтересованных ведомств, от штабов фронтов и армий, а также документов, касавшихся экономической жизни и захваченных русскими войсками.

Но Бюро так и не было создано, очевидно, в связи с Февральской революцией и последовавшей за тем неразберихой в военном ведомстве и в стране в целом.

Экономическая разведка и контрразведка всегда была в центре внимания советских органов государственной безопасности: в сентябре 1919 года для борьбы с экономическим шпионажем, вредительством и диверсиями образуется Экономический отдел (впоследствии управление) ВЧК, в 1922 году новое направление – экономическая разведка появляется в Иностранном отделе ВЧК. Экономическое направление деятельности советской разведки и контрразведки как неотъемлемая сфера интересов государства оставались неизменными на протяжении всей истории органов ВЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД – НКГБ – МВД – КГБ и Советского государства и всегда находили свое оформление в рамках организационно-штатной структуры спецслужб.

Впрочем, иного и быть не могло, ведь К. Марксом в его «Капитале» еще в XIX веке был провозглашен примат базиса (экономики) над надстройкой (политикой). Будучи последователями коммунистических идеологических постулатов органы ВЧК – ОГПУ никак не могли остаться в стороне от контроля за положением дел в базисной составляющей общественно-государственного устройства.

Необходимость в кратчайшие сроки преодолеть технологическую отсталость СССP от ведущих индустриальных держав мира вывела линию экономической разведки в число приоритетных. На добывание данных о финансово-экономическом, промышленном потенциале западных государств, закрытой технологической информации были сориентированы и резидентуры советской разведки. Так, объектами заинтересованности берлинской резидентуры ОГПУ, действовавшей под прикрытием торгового представительства СССР в Германии в 1931 годах, возглавляемой А. Орловым (Л. Фельдбиным), были концерны «ИГ Фарбениндустри», «АЭГ», «Сименс», «Рейнметалл», «Борзиг», «Маннесман». Активно использовался широчайший спектр методов экономической разведки, в числе которых были вербовка агентуры, закупки патентов, приглашение на работу в СССР немецких инженеров и ученых, кража патентов и изобретений. Применялись и новые методы разведки, например, открытие патентного бюро.

Насколько эффективно советская разведка осуществляла операции по промышленному шпионажу в Германии в период работы А. Орлова в Берлине можно судить по отчету за 1930 год Союза немецкой промышленности. Этот союз основал бюро по борьбе с промышленным шпионажем, по оценкам которого ежегодные потери германской промышленности от кражи технологий составляли почти 250 млн. марок в год. Усилия по борьбе со шпионажем, предпринятые Союзом немецкой промышленности, почти не имели успеха.

В 30-е годы XX века основной целью немецкой разведки в США было получение экономической и технологической информации, необходимой для реализации военной программы Германии. Использовались возможности крупнейших концернов и фирм, занятых производством однопрофильной продукции. Картельные соглашения между американскими и немецкими фирмами предусматривали обмен новыми изобретениями и лицензиями на их производство. Например, Дюпон в начале 30-х годов свободно обменивался с несколькими немецкими фирмами сведениями о взрывчатых веществах. «Сперри Гироскон» представила «Аскания Компани» лицензию на производство в Германии приборов для полетов вслепую и радиолокаторов, а также поставила немцам гирокомпасы и другое авиационное оборудование. «Пратт и Уитни» продала немцам двигатели, пропеллеры и запчасти к ним, а также снабжала «БМВ» детальными сведениями обо всех исследованиях и разработках, которые велись ею в США.

Между «Стандарт Ойл» и «ИГ Фарбениндустри» было заключено соглашение об обмене патентами и научными разработками, по которому «Стандарт Ойл» передала немцам формулу синтетического каучука – основного стратегического сырья, а также более совершенную технологию производства взрывчатых веществ. В июне 1940 года из 20 основных наименований, перечисленных в правительственном списке секретных и стратегических товаров, важных для обороноспособности США, не менее 14 производилось фирмами, имевшими контакты с немецкими компаниями.

Ошибки в оценке экономического потенциала противника, военно-технической составляющей оборонного потенциала вели к губительным стратегическим военно-политическим решениям.

Как известно, неверные разведывательные данные в отношении производственных и транспортных возможностей Советского Союза к 1941 году во многом способствовали формированию ошибочной точки зрения германского генерального штаба, согласно которой Германия благодаря военному и техническому превосходству способна победоносно завершить восточный поход в течение нескольких недель.

Наивысшего пика деятельность экономической разведки достигает во время войны. Данные об экономике противника становятся не менее важными, чем сведения о военных планах и замыслах, группировке войск, их оснащении, вооружении на театрах военных действий.

Так, весной 1942 года отделом «Иностранные армии Востока» Генерального штаба Германии был представлен специальный доклад «Экономический потенциал Советского Союза». В докладе отражены аспекты, касающиеся добычи и запасов угля, производства кокса, чугуна, стали, марганцевой руды, вольфрама, молибдена, алюминия, каучука, нефти и нефтепродуктов. Отдельно изучены вопросы размеров и характера поставок стратегического сырья, военного снаряжения и боевой техники, продовольствия из США.

С точки зрения истории и теории экономической разведки небезынтересны заключения комиссии «Экономическая разведка и стратегия предприятий» Генерального комиссариата по планированию Франции, представленные в середине 90-х годов XX века. По оценке экспертов этой комиссии, крупные средства, которые японцы и американцы выделяют в настоящее время для добывания и обработки полезной информации, свидетельствуют о наступлении так называемой эры информации. В связи с окончанием «холодной войны» и уменьшением вероятности всепланетного конфликта, государства будут вести борьбу друг с другом уже в области экономики и технологии. В этих же областях будут вести борьбу – с поддержкой государства или без таковой – предприятия всех возможных видов, размеров и форм собственности, при лидирующей роли транснациональных корпораций. В этой многообразной конфронтации особо важную роль будет играть информация.

Рассматривая варианты конфронтации в экономической сфере на стратегическом уровне, французские эксперты используют специфическую методику, именуемую «сеткой Бернара Надулека», который подразделяет конфронтацию прямую, косвенную и стратегию опережения.

Прямая конфронтация (П) характерна для двухполюсного конфликта, по принципу «один на один». Перенеся прямую конфронтацию в экономическую сферу, в качестве образца приводится наступление Японии на европейское судостроение, когда, овладев в ходе переговоров британским «ноу-хау», японцы наводнили западный рынок скопированными изделиями. В таком классическом добывание «предварительной информации» сосредоточено на факторах, способных изменить соотношение сил, своеобразных «факторах мощи» с целью нанесения решающего удара.

Косвенная конфронтация (К) присуща многополюсному конфликту: все против всех. Здесь нужно победить, по возможности не сражаясь напрямую, особый упор сделать на коалицию и мобильность, добиваться преимущества, воздействуя на самые устои системы, пытаться запугать противника. В качестве классического примера приводится многократно повторяющаяся ситуация в валютно-финансовой сфере: коалиции возникают и распадаются соразмерно скорости колебаний соотношения сил между спекулянтами и правительствами, намерения заинтересованные лица всячески пытаются разузнать (приобретение инсайдерской информации).

Стратегия опережения (О) присуща тому, кто в одиночку противостоит всем и вынужден учитывать как общую обстановку, в целом для него неблагоприятную, так и свои собственные силы, при их постоянной передислокации. Такая стратегия устраняет различие между состоянием войны и мира и означает постоянную готовность, что позволяет мгновенно перейти к молниеносной войне. Перенесенный на экономическую почву, этот принцип хорошо иллюстрируется нынешней стратегией Японии. Именно в этих условиях достигает апогея информации и разведки. Поскольку ситуация «один против всех» исключает право на ошибку, необходима всеобщая активность, которая увеличивает эффективность добывания и внутреннего распределения информации. Разведка, прежде всего, выясняет слабые места противника с целью блокирования сферы влияния и нанесения решающего удара.

Эксперты комиссии «Экономическая разведка и стратегия предприятий» считают, что концепция Надулека рельефно вырисовывает факторы, связанные со значением предварительной информации при конкуренции. Для наиболее сильной остроты восприятия экономические столкновения сравниваются с военными. При этом отмечается, что если война как-то ограничена во времени, то экономическое соперничество постоянно. Операции по добыванию информации и разведданных никогда не прекращаются в разных сферах, в том числе в военной и экономической. Задача защиты информации в двух этих сферах различна. Если солдат и офицер с незапамятных времен понимали, что нужно молчать, то инженеры или коммерческие работники далеко не всегда в этом убеждены. Люди слишком медленно начинают понимать, что информация сегодня – новое богатство. С законодательством в этом плане положение следующее: если все, связанное с военной тайной, было его предметом с древних времен, то законы, охраняющие достояние предприятия, появились сравнительно недавно и нуждаются в периодическом пересмотре с учетом бурного прогресса информационной технологии и изменения методов добывания информации. Следует также напомнить, что так называемая технология двойного назначения расширяет зону, общую для военной и гражданской промышленной информации, что требует ее более изощренной защиты.

Разграничение между «открытой» информацией, доступ к которой свободен, и «закрытой», защищаемой законом, по мнению французских экспертов, имеет решающее значение. Однако это разграничение осложняется возникновением так называемой «промежуточной информации», расположенной в зоне юридического вакуума, отделяющей открытую информацию от закрытой, а также в нейтральной зоне, расположенной между открытыми поисками экономической информации с использованием законных методов и тайными поисками с использованием незаконных методов. Эта «промежуточная зона» растет как в связи с трудностями контроля над растущим объемом информации и со сложными юридическими ситуациями, так и в связи с ожесточенностью конкурентной борьбы.

Экономическая разведка в концептуальном понимании этого явления – это совокупность согласованных действий по добыванию, интерпретации, распространению и защите информации, полезной для субъектов экономики и добываемой, легально и нелегально и при наилучших условиях в смысле качества, сроков и издержек.

Концепция экономической разведки выше отдельных действий, обозначаемых терминами: «слежение»; «защита собственности конкурента»; «влияние», Ее высшая ступень – стратегические и тактические цели, задачи и планы, определяющие характер и проведение отдельных действий и гарантирующие их успех. Она означает также взаимодействие между всеми сферами деятельности экономической разведки, а именно: сложная игра «сотрудничество – конкуренция», которой активно занимаются на высшем стратегическом уровне более 500 крупнейших мировых промышленных групп; перемежающаяся с переговорами конфронтация между основными экономическими блоками; особые национальные интересы, практически исключающие диалог; межрегиональная стратегия, более или менее свободная от опеки центральных правительств; сферы языкового, конфессионного влияния и диаспоры.

Таким образом, традиционная «окружающая среда» промышленности коренным образом изменилась, а коммерческая практика предприятий стала более агрессивной, так как новые условия потребовали и нового подхода к информации, тем более что количественный и качественный рост торговли стимулировал конкуренцию, и рынки. В 80-е годы XX века еще более утвердилась интернационализация экономики, которой ранее было присуще взаимопроникновение и зависимость между экономиками отдельных стран; в 90-е годы началась ее глобализация – новый и качественно иной этап, ведущий к созданию единого мирового рынка, опирающегося на три континентальных полюса. Французские эксперты отмечают, что в этой сложной и эволюционирующей обстановке предприятия должны учитывать еще три фактора:

– рост числа субъектов экономики, лидирующих на некоторых рынках (японцы в электронике, немцы в станкостроении);

– рост угрозы, проистекающей из незаконной практики сговора;

– мафиозные приемы.

Экономические руководители вынуждены сейчас разбираться в крайне обширной и сложной информации, ибо только это позволяет конкретно узнать другого, особенно когда этот другой – конкурент. Поэтому информация становится боевым оружием, возникшим в связи с описанными выше новыми условиями.

Поскольку концепция экономической разведки тесно объединяет в себе знания и действия, она чаще всего толкуется в наступательном плане. Французские специалисты приводят следующие несколько примеров.

1. «Кампания влияния», проводимая через печать с целью воспротивиться нежелательным официальным мерам. Так, весной 1993 года Союз предпринимателей текстильной промышленности провел операцию против регламентации, диктуемой ЕС. Эта операция была столь эффективна, что ЕС вынуждено было опубликовать ответ, очень похожий на неуклюжее оправдание.

2. Систематический анализ продукции и публикаций конкурента или местного законодательства для выявления и использования их пробелов в своих интересах. Так, анализ официальных японских документов, посвященных промышленному контршпионажу, свидетельствует о большой гибкости с целью не попасться в собственную западню.

3. Легальное овладение полезной информацией путем прямого воздействия на человеческий фактор: очень эффективны в этом отношении беседы с персоналом того или иного предприятия под прикрытием опроса общественного мнения. Никто не запретит заказать разговор с квалифицированным инженером, придав ему затем желательное направление.

4. Изучение технических возможностей конкурента с помощью «клиента», который на самом деле проверяет все аспекты системы сбыта конкурента и служб.

5. «Очернение» продукции конкурента путем «информирования» публики о ее недостатках, основываясь на сравнении рекламы и фактического качества продукции.

Совершенно ясно, что средства нападения в экономической конфронтации многообразны. Овладение промышленной информацией выходит далеко за пределы овладения только документацией или технологической слежки. Экономическая разведка – оружие, которое нужно по возможности подчинить закону, с тем, чтобы ограничить его в принципе открытой информацией, зная при этом, что конкурент пойдет на браконьерство в нейтральной зоне или осуществит набеги на запретную зону, правда, уже чужими руками.

Словом, необходимый контроль над растущим потоком информации, полезной субъекту экономики, находящемуся в условиях все более жесткой и сложной конкуренции, требует и новых механизмов. Не случайно наиболее конкурентоспособные экономики опираются на коллективную культуру информации, дающую большую отдачу, чем индивидуальные методы. Предприятия должны заручиться структурами, средствами и процедурами, позволяющими использовать открытую информацию на всех уровнях принятия решений, развивая одновременно способность к глобальному осознанию окружающей их среды, а также располагать легальными средствами наступления. У многих из них нет необходимых ресурсов, и поэтому им приходится действовать по-другому.

Особый интерес представляет проведенный французскими специалистами сравнительный анализ американской, японской и немецкой систем экономической разведки.

Одна из главных характеристик экономической системы Японии – высокая степень экономической безопасности хозяйствующих субъектов (далее – ХС). Это достигнуто, прежде всего, благодаря таким природным барьерам как отдаленность, островное положение, а также языку и культуре, которые постоянно подкреплялись такими искусственными мерами, как технические меры защиты, неразглашение, контроль над связью, тщательно отделенной от информации. Чрезвычайный динамизм японской экономики создает еще один барьер: за растущим технологическим уровнем Японии угнаться так же трудно, как за расширяющимся горизонтом.

Японский механизм экономической разведки был порожден, прежде всего, стремлением возродить страну после войны. Соединяя в себе все указанные элементы, он черпает свою наступательную мощь в коллективной культуре информации, в высоком патриотизме коллективов предприятий и в своей сугубо экономической ориентации. Таким образом, он может служить приоритетным целям нации и одновременно – оперативным потребностям предприятий.

Этот механизм основан технически на эффективном управлении и распределении ролей между большим числом организаций, так или иначе ориентированных на мировой рынок. С этой целью мобилизуются вся политическая, экономическая и социальная системы. По этой схеме рынок оказывается в центре своего рода паутины, главными секторами которой являются министерства внешней торговли и промышленности, финансов, иностранных дел и учреждения, заменяющее в Японии министерство внутренних дел, государственные организации, торговые компании типа «Мицубиси» или «Мицуи», шесть групп, объединяющих по несколько компаний, промышленные и банковские объединения, государственные разведслужбы, политические круги, причем каждая из этих единиц поддерживает непосредственные связи с несколькими другими.

Информация циркулирует в этой экономической системе по множеству перекрещивающихся каналов, что особенно относится к банкам, страховым компаниям и промышленным предприятиям. Результатом этого является постоянное согласование действий между продавцом и рынком, между финансовыми руководителями и промышленниками, между учреждениями и предприятиями, что облегчает разработку долгосрочной глобальной стратегии и ее согласованное проведение в реальной экономике.

Немецкая экономическая система. После объединения Германии в XIX веке немецкое государство строилось по принципу стратегического единства главных центров принятия решений.

Этот объективный союз породил настоящую «военно-экономическую машину» на базе партнерства при условиях постоянных консультаций между партнерами по вопросу о намеченных экономических целях, коллективного соревнования и гибкости методов торговли, систематического использования зарубежных немецких общин, принципа взаимного обмена экономическими сведениями.

Методы очень скоро стали наступательными: демпинг, протекционизм, экспортные премии, увязка тарифов сухопутных и морских транспортных компаний, превращение зарубежных немецких колоний в опорные пункты разведки и пропаганды, что достаточно наглядно проявилось, в частности, в России в начале ХХ века.

Механизм немецкой экономической разведки отличается от японского тем, что в центре «паутины» находится триединство, состоящее из промышленных банков и страховых компаний, создающих таким образом стратегическую, финансовую и юридическую сеть. Подобно федеральному правительству, которое взяло на себя техническую сторону информации, власти отдельных земель представляют собой коллективных партнеров, а политические партии в массовом порядке поддерживают все, что, по их мнению, отвечает национальным экономическим интересам. Вокруг этого располагается сеть: 6 тысяч торговых фирм, общины зарубежных немцев, связи с профсоюзами в Центральной Европе, частные фонды, консалтинговые фирмы. Все они образуют несметное число корреспондентов, поставляющих полезную информацию.

Подобная структура подкрепляется также методами сбора и обработки информации. При этом заимствуются методы германского генштаба, хорошо известного своей точностью, откуда происходит чисто немецкий стиль овладения информацией: систематическое и подробное планирование целей, тщательность исполнения, пунктуальность в отслеживании.

Таким образом, концепция немецкой экономической разведки, целиком пропитанная духом патриотизма, с точки зрения прагматизма и достижения реальных результатов ничем не уступает японской. Обе сумели ввести в своей стране глобальный коллективный подход к информации.

Механизм экономической разведки США , по мнению французских экспертов, характеризуется существованием двух образований, совсем или почти совсем не связанных между собой. Первое, предназначенное для исполнительной власти, имеет контакты со всеми федеральными учреждениями (включая шесть десятков гражданских и военных агентств, практикующих экономическую разведку); второе, предназначенное для предприятий, охватывает частный сектор.

Важным связующим звеном между ними являются такие организации, как Массачусетский технологический институт или Общество специалистов по конкурентной разведке. Практика свидетельствует о большом профессионализме и ориентации в основном на конкурентоспособность, что подчеркивается и в выбранном наименовании. Задачи экономической разведки выполняются специализированной «Системой бизнес-разведки». Необходимость такой практики теперь признана благодаря введению в руководстве все большего числа компаний поста директора по бизнес-разведке.

Однако слабость американского механизма проистекает из ориентации, прежде всего, на внутренний рынок и на чрезмерный упор на конкурентоспособность в ущерб более глобальному анализу с учетом культурного и социального факторов, сотрудничества и союзов.

В целом имеет место следующий парадокс: американцы располагают самым крупным в мире штатом, занимающимся сбором экономической информации, однако эта деятельность приносит больше выгоды отдельным предприятиям, чем национальной экономике США. Главная причина коренится в том, что, как правило, частный интерес преобладает над коллективным.

Экономическая разведка является одним из трех основных традиционных видов разведки, которая ведется в дополнение к политической и военной разведке. Большая часть информации и материалов по экономической разведке доступна через открытые источники.

Еще в 1949 году Шерман Кент, ветеран Управления стратегических служб США, очертил контуры экономической разведки в своей книге «Стратегическая разведка для американской мировой политики». Разведывательная организация, писал он, «…должна отслеживать новые урожаи, развитие новых методов ведения сельского хозяйства, нововведения в сельскохозяйственном машиностроении, землепользовании, появление новых видов удобрений, программы освоения целинных земель и так далее. Она должна пристально наблюдать за процессами, происходящими в промышленности, засекать появление новых технологий, новых отраслей, открытие новых шахт…».

Экономическая разведка – одна из фундаментальных составляющих основ разведывательного анализа. Как уже говорилось, подавляющее большинство материалов по этой теме получить весьма несложно. Британский историк А. Дж. П. Тэйлор отмечал, что 90 процентов всей информации, которой оперируют разведывательные службы, можно почерпнуть в открытой печати. Кент поднял планку для США до 95 процентов и объяснил это открытостью американского общества.

Со времени своего основания ЦРУ США чутко следит за такими проблемами, как мировая добыча нефти, урожаи основных сельскохозяйственных культур, внешнеэкономическая политика различных государств, развитие мировой торговли. При этом специалисты понимают, что в некоторых из тех стран, которые являются целью разведки, экономическая информация может быть закрыта или под ее видом может подаваться дезинформация. Поэтому необходимо тщательно проверять и оценивать надежность всех поступающих сведений.

Китай, к примеру, держит свою экономическую статистику под таким жестким контролем, что в 1996 году даже объявил о введении ограничений на поступление финансовых известий. В Китае традиционно считается, что несанкционированное разглашение любой финансовой информации есть столь же серьезное нарушение правил безопасности, как и разглашение военных сведений.

Роберт М. Гейтс заявил в 1991 году – в бытность свою директором ЦРУ США, – что запросы на экономические материалы из ЦРУ превышают по своему количеству все остальные. И почти половина всех заданий разведке, поступающих из 20 главных государственных учреждений, добавил он, «экономические по своему характеру».

Порой бывает очень трудно провести грань между экономической разведкой и промышленным шпионажем. Даже обсуждая, казалось бы, «чистые» проблемы экономической разведки, Гейтс отметил, что необходимо обратить особое внимание на те страны, которые «пытаются воровать наши технологии и всяческими нечестными путями пытаются досадить американскому бизнесу».

Что для одной страны экономическая разведка, то для другой – промышленный шпионаж. В ноябре 1971 года шеф французской службы экономической разведки сообщил руководителю внешней разведки Александру де Мараншу, что Соединенные Штаты в следующем месяце девальвируют свой доллар. Маранш передал эту новость президенту Франции Жоржу Помпиду. Президент, в свою очередь, информировал Французский банк, который заработал миллионы на продаже долларов и покупке франков на мировых валютных рынках.

В сентябре 1993 года президент США Клинтон – вместе с генеральными менеджерами «Дженерал Моторс», «Форда» и «Крайслера» – объявил о том, что американское правительство станет партнером этих автомобильных компаний в попытке создания машины, чей расход топлива будет в три раза меньше, чем у существующих моделей. В заявлении Белого дома относительно этого нового партнерства между властью и промышленностью» говорилось: «…Сверхпрочные, легкие материалы, применяемые при разработке новых типов вооружений, наработки программы «звездных войн», сверхэкономичные двигатели и топливные отсеки, созданные в Агентстве передовых исследовательских проектов (при Министерстве обороны), виртуальные чертежи и прототипы, позаимствованные у командования танковых войск, и многие-многие другие технологии – все это будет брошено на разработку проекта».

Некоторые наблюдатели склонны усматривать в этом заявлении своего рода санкцию на промышленный шпионаж. То есть Пентагон через разведывательное сообщество будет получать военно-технические секреты других стран и передавать их американским автомобильным концернам.

На протяжении последнего десятилетия в США одним из самых злободневных в правительственных и разведывательных кругах является вопрос об участии спецслужб в деятельности по защите экономических интересов как страны в целом, так и отдельных частных компаний и фирм.

Руководителями ЦРУ США разрабатываются планы привлечения американской разведки к добыванию экономической информации. В случае их утверждения ЦРУ стало бы передавать американским компаниям торговые и промышленные секреты зарубежных фирм, выявлять агентов иностранных разведок проникших в американские компании, а также внедрять свою агентуру в зарубежные фирмы в целях обнаружения случаев нарушения иностранными партнерами патентного законодательства США.

Сторонники использования возможностей ЦРУ для добывания иностранных экономических, технических и коммерческих секретов приводят в качестве аргумента многочисленные факты ведения разведками иностранных государств промышленного шпионажа против США. По неофициальным данным утрата торговых и технических секретов США обошлась американским компаниям в 1992 году в 100 млрд. долларов. Если не будут приняты решительные меры по пресечению промышленного шпионажа, указанные потери, по оценке специалистов, к 2003 году составят 150 млрд. долларов.

Активнее других против экономики США действуют разведывательные службы не стран, враждебно настроенных по отношению к США, а государств, считающихся их союзниками. Из них следует отметить спецслужбы Израиля, Франции, Японии, Германии, Южной Кореи и Канады. В 1992 году американская фирма Recon/Optical (Чикаго) обвинила Израиль в хищении копий чертежей секретной бортовой аппаратуры видовой разведки. За нанесенный этой фирме ущерб Израиль согласился выплатить 3 млн. долларов. Французская разведка внедрила агентуру в европейские филиалы американских компаний IBM, Texas Instruments и других фирм, выпускающих электронные изделия. В 1992 году группа французских специалистов успела посетить свыше десяти различных химических компаний США, прежде чем ФБР разоблачило их как лиц, занимающихся промышленным шпионажем.

Несмотря на регулярные разоблачения шпионской деятельности французских частных фирм и специальных служб, официальные протесты госдепартамента США французскому правительству, Франция расширяет промышленный шпионаж в США. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные в апреле 1993 года американской газетой Miami Herald. По словам официального представителя ЦРУ, «французы появляются в поле зрения американских спецслужб чаще всего».

В конце апреля 1993 года ЦРУ рекомендовало американским авиакосмическим компаниям отказаться в этом году от участия в традиционном авиасалоне в Бурже (Франция), с тем, чтобы американские концерны не стали мишенью для шпионажа французских спецслужб. Комментируя рекомендации ЦРУ, газета Tribune подчеркивает, что действия американской разведки «объясняются, прежде всего, стремлением дестабилизировать главного конкурента США в аэрокосмической промышленности». По мнению Главного управления внешней безопасности Франции, основной причиной указанных действий является то, что ЦРУ переживает «сложный период: ему надо отрабатывать огромный бюджет в условиях, когда рухнул советский блок, существование которого в основном и оправдывало расходы ЦРУ».

Что касается поведения других союзников США, то никто иной, как британская разведка МИ-6, занималась прослушиванием межконтинентальных телефонных разговоров между штаб-квартирами корпораций в США и их филиалами в Европе. Сотни тайных агентов Китая охотятся за экономическими и военными секретами США. По мнению одного из ведущих экспертов Вашингтона, сотрудника американской военной разведки Николаса Эфтимиадеса, «речь идет о крупнейшей после окончания «холодной войны» тайной операции с участием как граждан КНР – дипломатов, журналистов и студентов, так и завербованных на территории США этнических китайцев. Ее цель – создание в перспективе аналогичного американскому оборонного производства на территории самого Китая, не полагаясь на импорт современных вооружений из других стран. В том числе из России».

Аргументируя свои выводы, сотрудник американского разведцентра напоминает о ряде скандалов, в том числе депортации некоего Као Эньмэня, владельца ресторана в Северной Каролине, которого ФБР обвинило в попытке получить у производителей в США и передать Пекину целый ряд секретных военных технологий, касающихся выпуска и использования двигателей для американского истребителя «Хорнет» и торпед.

В середине 90-х годов XX века Пекин официально объявил о том, что в китайских КБ разрабатывается первый отечественный истребитель, производство которого, по мнению американского аналитика, вряд ли возможно без соответствующей «шпионской проработки». По мнению Эфтимиадеса, главной опорой министерства государственной безопасности КНР в этой операции являются так называемые «агенты-слиперы». Их засылают в США, долго выдерживают на консервации без конкретных заданий, и лишь через несколько лет, после легализации и адаптации к местным условиям, используют по назначению.

«Если бы в одной песчинке содержалась крупинка информации, то они прислали бы среди бела дня на пляж 100 тысяч купальщиков, каждый из них поднял бы песчинку и захватил ее домой. Именно нечто подобное и происходят», – считает Эфтимиадес.

Вторым каналом шпионажа Николас Эфтимиадес называет представительства китайских компаний в Гонконге, персонал которых ориентирован на закупку высоких технологий у американских партнеров. Наконец, утверждает он, неплохие возможности для получения информации представил китайцам сам Пентагон, возобновивший сотрудничество с Пекином в военной области, планирующий работу совместной китайско-американской комиссии по конверсии оборонных предприятий.

По мере усиления экономического соперничества взаимный шпионаж союзников будет усиливаться, считает один из ведущих американских экспертов в области экономической разведки П. Швейцер. Американские спецслужбы ранее активно работали на территории своих друзей и союзников. А некоторые ведущие американские компании, например, Motorola, имеют свои разведывательные подразделения. По мнению Швейцера «в условиях нового мирового порядка вчерашние политические союзники являются сегодня экономическими соперниками».

Нельзя сказать, что американцы являются пассивными наблюдателями за действиями иностранных спецслужб.

Агрессивные методы разведывательно-подрывной деятельности в экономике активно использовались и используются самими спецслужбами США. В начале 1984 года ЦРУ и Пентагон начали стратегическую операцию по дезинформации, целью которой был развал экономики СССР. Использовалась зависимость советской экономики от западных технологий. Ряд фиктивных предприятий ЦРУ продавали искаженную информацию агентуре советских спецслужб и используемым ими посредникам, что заставляло советских специалистов принимать неверные технологические решения.

Уже в первые годы эта программа имела значительный успех.

Химический комбинат в Омске использовал неверную информацию в планах расширения. Проект вел специалистов по техническим лабиринтам и, в конце концов, оказался абсолютно бесполезным. Это стоило комбинату около 8-10 млн. долларов, прежде чем ошибку смогли исправить.

Завод по изготовлению тракторов на Украине пробовал выпускать инструменты на основе проектов, поставленных через ЦРУ. В течение 16 месяцев завод работал лишь на половину своей мощности, пока инженеры не отказались от «новой системы автоматизации», на основе которой создавался проект.

Состав комплектующих газовой турбины был передан Советам в начале 1984 года. Несколько таких турбин было установлено на газопроводе, но там преднамеренно были заложены ошибки. Турбина не могла работать. В результате пуск газопровода был замедлен.

Поврежденные детали компьютеров, проданные через посредников, оказались в устройствах многих советских военных и гражданских промышленных объектов, и лишь по прошествии многих месяцев удалось разгадать, в чем дело. Конвейеры стояли целыми днями.

В 1998 году вопрос о глобальном экономическом шпионаже, осуществляемом США в рамках секретной программы «Эшелон» через свои станции перехвата конфиденциальной информации в Европе, был вынесен в повестку специального заседания Совета Европейского союза. Инициатором слушаний являлся член Европейского парламента от Великобритании Глен Форд.

Данное решение ЕС мотивировано завершением работы парламентского комитета по расследованию обстоятельств работы американского Агентства национальной безопасности (АНБ). Итогом этой работы стал следующий вывод: в последние годы США создали глобальную сеть электронного прослушивания практически всех схем телекоммуникаций в Европе и Азии – телефонной и факсимильной связи, Интернета и электронной почты.

Согласно распространенной в Лондоне информации засекреченная база АНБ действует с 1966 года на территории графства Северный Йоркшир, в окрестностях города Хэррогейт. Станция под кодовым названием «Ф-83» расположена на территории бывшей базы британских ВВС, владевших 300 гектарами площадей на протяжении почти десяти лет (с конца 50-х). Затем США взяли базу в аренду по межправительственному соглашению на 50 лет, и этот срок истекает в 2016 году. Сейчас там работают в общей сложности 1400 американцев – инженеров, математиков, физиков и лингвистов.

Парламентарий-британец Глен Форд заявил, что через Совет ЕС намерен добиться законодательной отчетности США о деятельности АНБ на территории Великобритании.

В докладе «Технологии политического контроля», например, приводятся данные, что США опираются на получаемые через системы экономического шпионажа сведения для укрепления своего геостратегического влияния. В частности, так осуществляется контроль за деятельностью Всемирной торговой организации и подготовкой крупных коммерческих сделок, а также сбор сведений об участниках международных торговых тендеров.

В качестве примера авторы доклада приводят подоплеку недавнего противостояния двух автогигантов – германской компании «Фольксваген» и американской «Дженерал Моторс». Как оказалось, последняя имела данные перехвата всех конфиденциальных переговоров руководства германского концерна. АНБ помогло также американской компании «Рэйтеон» расстроить сделку на 1,4 млрд. долларов между Бразилией и французской фирмой «Томпсон» и получить контракт на поставку в Рио-де-Жанейро зенитных ракетных комплексов «Пэтриот».

По некоторым данным, в счет оплаты услуг за предоставление Великобританией своей территории для работы американской станции прослушивания Вашингтон передает Лондону часть конфиденциальных сведений.

В 1998 году правоохранительные органы ФРГ заявили, что один из высокопоставленных сотрудников Государственного банка Германии оказался сотрудником английской разведки МИ-6. Чиновник (в досье он значился под псевдонимом «Аркада») занимал ключевой пост в этом банке около двенадцати лет.

По признанию рассекреченного несколько лет назад британского агента МИ-6 Ричарда Томлинсона, «Аркада» был самым высокооплачиваемым шпионом за всю историю британской разведки.

В 1998 году в Мюнхене за закрытыми дверями завершился судебный процесс по делу о трех сотрудниках германской разведки БНД, продававших образцы советской военной техники своим английским коллегам из английской разведывательной службы МИ-6. После месячного разбирательства земельный суд Мюнхена признал двух работников БНД виновными в злоупотреблении служебным положением и незаконном присвоении средств от сбыта Великобритании советской техники и вооружений, которые тайно приобретались у офицеров дислоцировавшейся на территории бывшей ГДР Западной группы войск.

Несмотря на серьезность выдвинутых против сотрудников БНД обвинений, суд вынес в отношении разведчиков, фамилии которых не раскрываются, мягкие вердикты. Так, 49-летний старший фельдфебель приговорен к 7 месяцам лишения свободы условно и денежному штрафу в 25 тыс. немецких марок. Его 52-летний коллега и сообщник отделается штрафом в 3,6 тыс. марок. Третий подозреваемый участник незаконных махинаций был в итоге оправдан.

Чистым удалось выйти из воды некоему подполковнику немецкой разведки Эрнсту Ассингеру, который, как первоначально считала генеральная прокуратура, с 1991 по 1995 год во время вывода Западной группы войск из Восточной Германии руководил в Берлине реализацией совместного с разведкой министерства обороны США плана под кодовым названием «Жираф». В ходе этой сверхсекретной операции, осуществлявшейся с ведома правительства Федеративной Республики и администрации США, лучшие специалисты немецкой и американской спецслужб подкупали российских офицеров с целью получения тайных документов Вооруженных сил РФ и последних моделей советской и российской военной техники.

Еще в 1990 году агенты расквартированных в столице ГДР миссий различных западных спецслужб в последние месяцы существования Восточной Германии обрабатывали в вербовочном плане советских офицеров, которые выходили за ворота военгородков и подавали хоть какие-то признаки «мещанских интересов». В порыве любой ценой заполучить тайны разведчики в буквальном смысле перерывали груды мусора в районах компактного проживания российских военных и дипломатов, надеясь наткнуться хоть на что-нибудь «полезное».

На этом фоне почти незаметно проходила перепродажа российских секретов высокопоставленными участниками операции «Жираф». Лишь в августе 1995 года германские контрразведчики почуяли неладное, выяснив, что отделение МИ-6 на берегах Шпрее каким-то непостижимым образом получает советскую документацию. В ходе проверки были выявлены все три агента-двойника, а в Пуллах ушла секретная депеша об измене.

Раздел I. Документы военной разведки 18-й армии Документ № 12 Командование 18-й армииОтдел 1с21 сентября 1941 г.Разведка ПетербургаПо непроверенным до сих пор данным источника от 18 сентября, положение Петербурга по состоянию на 16 сентября характеризуется следующим

Из книги СМЕРШ. Гвардия Сталина автора Макаров Владимир

Экономическая разведка Абвера На советско-германском фронте действовали пять команд экономической разведки Абвера (Wirtschaft; сокр. Wi), проводивших сбор разведданных о состоянии различных отраслей народного хозяйства Советского Союза путем опроса специалистов, выявленных

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Политическая и экономическая разведка Помимо ведения военной разведки партизаны собирали и направляли в Москву сведения о политическом, экономическом и социальном положении на оккупированных немцами территориях. В особенности советское руководство интересовало

Из книги Русская полиция автора Жуков Дмитрий Александрович

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И СТРУКТУРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ Основной задачей органов оккупационной администрации в зоне оккупации «А» (а именно в нее входила большая часть захваченной нацистами территории РСФСР) являлось «обеспечение функционирования военного

автора

Раздел 2. Разведка в системе государства Спецслужбы, каковыми являются разведка и контрразведка, – важнейшая и непременная составная часть государственного механизма, политической системы любой страны, независимо от существующего общественно-политического строя,

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Раздел 4. Некоторые механизмы и технологии разведки Фрагменты информационного и аналитического обеспечения разведкиЦель национальной разведки Великобритании сформулирована следующим образом: «осуществление позитивной разведывательной деятельности», что означает

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Раздел 9. Разведка, контрразведка и преступные организации Методологическое сходство спецслужб и организованных преступных сообществ очевидно.Спецслужбы – это система государственных органов, созданных и действующих с целью защиты национальных интересов и

Из книги Поворот под Москвой автора Рейнгардт Клаус

Раздел III Военная, экономическая и политическая обстановка в ноябре-декабре 1941 года 1. Обстановка на Восточном фронтеВ связи с большими потерями группа армий «Центр» была в конце концов вынуждена на всем фронте перейти к обороне. Большинство дивизий потеряли до половины

Из книги Русская разведка и контрразведка в войне 1904-1905 гг. автора Деревянко Илья

РАЗДЕЛ I РАБОТА СЛУЖБ РАЗВЕДКИ И КОНТРРАЗВЕДКИ В 1904-1905 гг. В настоящем разделе мы предлагаем вниманию читателей комплекс документов, созданных верховными органами руководства разведки на театре военных действий.В первую очередь это Отчет разведывательного отделения

Из книги Часы [От гномона до атомных часов] автора Михаль Станислав

Из книги Отечественные спецслужбы и Красная армия. 1917-1921 автора Войтиков Сергей Сергеевич

Раздел II. ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

3 Функциональные элиты империи Этой консервативной функции двора можно противопоставить его ведущую роль в изменении политической системы, реформировании экономики и общества и в попытках установить абсолютизм. Учитывая задачи империи в рамках международной системы

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Экономическая дискуссия и экономическая реформа 1965 года Дискуссия о судьбе товарно-денежных отношений при социализме осталась в народной памяти в виде анекдота:– Будут ли деньги при коммунизме?– Югославские ревизионисты считают, что да – будут, китайские

автора Европейский Союз

Раздел IV. Визы, предоставление убежища, иммиграционная политика и другеи направления политики, связанные со свободным передвижением людей Статья 61В целях постепенного создания зоны свободы, безопасности и законности Совет должен принять:а) в пятилетний срок со дня

Из книги Договор об учреждении Европейского Сообщества автора Европейский Союз

Раздел VII. Экономическая и Валютная Политика ГЛАВА 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКАСтатья 98Государства-члены должны проводить свои экономические политики с целью способствовать достижению целей Сообщества, как они определены в статье 2, и в контексте широких ориентиров,

Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами.

Наиболее полное с юридической точки зрения определение экономической разведки дает Интерпол: "Это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики".

Неотъемлемой частью экономической разведки стал промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами.

Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.

При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:

Определение целей разведывательной деятельности;

Определение потребности в информации для достижения этих целей;

Определение источников получения необходимой информации.

Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.

Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков. Это:

Финансовые отчеты и прогнозы;

Маркетинг и стратегия цен;

Технические параметры существующей и перспективной продукции;

Условия контрактов;

Перспективные планы развития производства;

Финансовое положение компаний;

Условия продажи или слияния фирм;

Организационная структура корпорации;

Элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек. По данным журнала "Тайм", из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долларов в год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как "Американское сообщество по промышленной безопасности".

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Законные методы (то есть методы экономической разведки):

Сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;

Посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;

Приобретение и изучение продукции конкурентов.

Незаконные методы (то есть методы промышленного шпионажа):

Выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;

Сманивание специалистов для получения от них информации;

Подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

Засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

Похищение чертежей, документов и образцов изделий;

Негласный контроль за деловой корреспонденцией;

Незаконное получение информации у государственных чиновников;

Получение информации с использованием технических средств;

Ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

В России положение с легальной и незаконной экономической разведкой двойственное. Оно регламентируется двумя законами: Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и Законом РФ " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", право осуществлять оперативно-розыскные действия предоставляется только оперативным подразделениям государственных силовых структур: органов внутренних дел РФ; органов Федеральной службы безопасности; федеральных органов налоговой полиции; Службе безопасности Президента России; органов Федеральной пограничной службы РФ; Таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ.

Вместе с тем, в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" указано, что в целях сыска разрешается предоставление коммерческим структурам ряда услуг розыскного характера. Это:

Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

Установление обстоятельств неправомерного использования фирменных знаков и наименований, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении с ними трудовых или иных контрактов;

Поиск без вести пропавших граждан;

Поиск утраченного гражданами или организациями имущества.

В то же время этот Закон запрещает:

Собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

Осуществлять аудио- и видеозапись, фото и видео съемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных лиц;

Прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

Совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

Фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

Разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

Проводить сыскные действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

Разрешенные частным охранным предприятиям виды деятельности по сбору информации реализуются следующими методами (согласно Закону): устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.

Несмотря на такую жесткую регламентацию, отдельные положения Закона очень часто нарушаются.

Для сбора разведывательных данных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой корректностью, однако, все они неизменно эффективны. Это:

Закупка товаров конкурента;

Присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п. с целью сбора всей доступной информации и фотографирования всего, что возможно;

Посещение предприятий;

Финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения на фирму;

Отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;

Бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;

Похищение чертежей и технической информации;

Шпионаж и заурядное воровство. Ну и, конечно же, основной канал получения информации - это изучение различных открытых публикаций и изданий.

Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50%, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 70%. Исходя из этого, к примеру, Правительство Японии еще в 1957 году организовало Японский научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 тыс. журналов, в том числе 7 тыс. зарубежных, 15 тыс. технических отчетов и докладов и рассылает 500 тыс. резюме.

Представляющими особый интерес для экономической разведки областями являются:

Научно-исследовательские и конструкторские работы;

Финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;

Особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;

Маркетинг, и, в частности, режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также отчеты о реализации продукции;

Организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;

Коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов, стратегия их бизнеса и т.д.

Информация о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами имеет свойство устаревать.

По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год.

В современных условиях при проведении промышленного шпионажа негосударственными структурами широко применяются технические средства. На рынках России, имеется широкий выбор микрофонов, микромагнитофонов, радиозакладок, закамуфлированных под бытовые предметы, приборы ночного видения и т.п., что позволяет достаточно эффективно и в короткие сроки осуществлять операции по техническому проникновению на объекты.

Для осуществления промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных средств. Среди них можно назвать:

Специальная звукозаписывающая аппаратура;

Приборы для съема информации с телефонных линий связи;

Мини-радиозакладки;

Аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;

Направленные микрофоны;

Специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;

Специальная фотоаппаратура;

Приборы наблюдения;

Приборы ночного видения;

Аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.

Важная деталь современной разведывательной деятельности - простота, доступность и дешевизна современных средств тайного съема информации.

Комплект оборудования мобильного поста перехвата, позволяющий осуществить дистанционный съем информации на расстоянии 1 км стоит не более 400 долларов.

Практика показывает, что работу по перехвату, допустим, пейджинговых сообщений может выполнить частное лицо (к примеру, бывший работник спецслужб или даже средний программист) с помощью компьютера с процессором Pentium-200 и сканирующего приемника.

Ситуация усугубляется тем, что за подобные действия практически не предусмотрена уголовная ответственность. Статья 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений) сулит нарушителям штраф в размере от 100 до 300 минимальных окладов или арест - на срок от двух до четырех месяцев.

    Стратегический маркетинг - инструмент прогнозирования будущих параметров функционирования и развития сложной системы
    "Творите о себе мифы. Боги начинали именно так". Народная мудрость

ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Целью этого прогнозирования являются нормативы конкурентоспособности будущих товаров, работ (услуг), которые будет выпускать, производить (оказывать) эта система.
Выполнение нормативов конкурентоспособности предприятия в целом, его товаров, работ (услуг), новшеств, технологий, методов организации производства и менеджмента достигается путем выявления его конкурентных преимуществ, т.е. превосходства в какой-либо области деятельности по сравнению с конкурентом и позволяет удерживать имеющиеся конкурентные преимущества, либо создавать новое преимущество. Мы рассмотрим, естественно, только стратегические факторы конкурентного преимущества, так как говорим о стратегическом, а не о тактическом маркетинге.
Существуют различные подходы к классификации конкурентных преимуществ, их можно насчитать до 100 и более. Однако проблема состоит в том, что в нашей стране более половины этих конкурентных "преимуществ" невозможно идентифицировать как безусловное преимущество, потому что отсутствует достоверная информация о конкурентах.

Статистика - "третья ложь"

Совершенно очевидно, что статистики в РФ сегодня нет, орган статистики (Госкомстат) есть, а статистики нет. И даже не потому, что огромная часть предприятий вообще не сдает туда отчетность. Кстати, когда этот прискорбный факт выявили, то был издан федеральный закон № 2761-1 от 13 мая 1992 г. "Об ответственности за нарушение порядка представления статистической отчетности", который установил административные наказания за нарушение порядка представления отчетности. Этот закон действителен до сих пор, только он не действует. Даже договоренность Госкомстата с Министерством по налогам и сборам РФ об обязательном наличии штампа органа статистики на балансах предприятий, сдаваемых в налоговые инспекции, не всегда соблюдается. Да и не в этом дело.
Дело в том, что отчетность, сдаваемая официальным органам власти, не имеет ничего общего с реальным положением дел на предприятиях. Думаю, эта сентенция не нуждается в дополнительных пояснениях.
Таким образом, у предприятий появилась проблема: как использовать метод сравнения при идентификации своих конкурентных преимуществ при отсутствии сколько-нибудь достоверной информации о конкурентах?

Выручает разведка

Из 30 видов конкурентных преимуществ (и 100 возможных преимуществ как таковых) более половины невозможно определить из-за отсутствия какой бы то ни было информации в открытом доступе. И тут помогает экономическая разведка.
Бизнес-среда, в которой нам приходится существовать, выживать и процветать, достаточно агрессивна, а потому требует постоянной информации о ней, ее профессиональной обработки и анализа.
Попытка экономить деньги на службе экономической разведки в условиях агрессивной внешней среды и отсутствия открытой качественной информации неизбежно приводит к конкурентному отставанию, часто такому, которое уже невозможно наверстать, а следовательно, к поглощению предприятия конкурентом либо к его гибели. Часто приходится расплачиваться если и не всем бизнесом, то снятием с производства перспективных товаров или отказом от тех услуг, которые уже освоены конкурентами быстрее (раньше), дешевле и качественнее, а вы, пребывая в неведении, уже потратили огромную сумму средств на НИОКР этого товара, маркетинговые исследования, организацию его производства и т.д.
Совершенно не очевидно, что служба экономической разведки требует огромных или просто существенных затрат. Очень часто бывает вполне достаточно одного настоящего профессионала, который подбирает двух-трех молодых людей и обучает их специальным навыкам.
Известный специалист в области экономической разведки и контрразведки А. И. Доронин так формулирует2 предпосылки осуществления разведывательной деятельности в экономике.

  • Политическая, экономическая и социальная обстановки в нашей стране меняются так резко, что неформальных средств наблюдения за окружающей средой становится недостаточно. Поэтому для адекватного реагирования на влияние окружающей среды и обеспечения успеха в конкурентной борьбе предприятию необходима стройная и эффективная система экономической разведки.
  • Для качественного информационного обеспечения руководства предприятия система экономической разведки должна быть ориентирована на конкретных лиц, принимающих управленческие решения.
  • Система экономической разведки не просто решает вопросы накопления данных и выдачи отчетов, главная ее задача - обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, такой информацией, которая помогала бы выбрать наиболее оптимальный вариант решения стоящей перед предприятием проблемы.
  • Целенаправленный сбор общедоступной информации из различных открытых источников, многие из которых, на первый взгляд, могут показаться бесполезными с последующим сравнением и анализом, очень часто позволяет принимать важные, незаметные при поверхностном подходе, решения.
  • Система экономической разведки должна работать легитимно, т.е. без обращения к незаконным и неэтичным методам сбора информации.
  • Всегда следует исходить из предположения, что конкуренты также могут иметь разведорганы и при необходимости прибегнуть к незаконным способам получения интересующей их информации, поэтому "также необходима система экономической контрразведки предприятия".

ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИИ

Мне представляется показательным тот факт, что, по заявлению адмирала Захариаса (заместителя начальника разведки ВМС США), во время второй мировой войны 95% информации разведка военно-морских сил черпала из открытых, 4% - из полуофициальных и только 1% - из секретных источников.
Открытая печать традиционно является самым емким и наиболее используемым каналом получения информации.
Действительно, сегодня в открытых источниках - средствах массовой информации можно найти достаточное количество "полезных" фактов из жизни конкурентов. Надо только уметь организовать сбор, обработку полученной информации.
В сегодняшний "век разоблачений" по поиску данных и их анализу очень профессионально работают журналисты.
Но самое главное - необходимо определить круг СМИ, где может публиковаться информация об интересующих вас компаниях. Ну, в самом деле, если вы находитесь на рынке производства хлебобулочных изделий, то вряд ли вас в целях сбора разведывательной информации о конкурентах будет интересовать пресса с рынка продажи нефти или, скажем, металла.
Однако каким бы ни был ваш собственный бизнес, вас всегда должна интересовать пресса с рынка, скажем, телекоммуникационных услуг. Если ваш конкурент стал клиентом телекоммуникационной компании, а вы еще даже не слышали о системной интеграции, для вас это сообщение должно прозвучать тревожным звонком.
На первый взгляд, сбор и первичная обработка информации кажутся трудоемким и дорогостоящим делом. Трудоемким - да. Но не дорогостоящим. На этом этапе работы с информацией (поиск и первичная обработка) наилучшим образом справляются профессиональные библиотекари. Во-первых, они получают всю прессу в библиотечный фонд и имеют не только свежую периодику, но и необходимые архивы для глубокого анализа; во-вторых, они квалифицированно составляют дайджест; в-третьих, они делают эту работу за совершенно незначительные деньги (в свете их официальной зарплаты). Это только один из примеров сбора информации из открытых источников.
Другой обязательный способ сбора правдивой информации - посещение всех выставок, в которых участвуют ваши конкуренты. Если вы тоже участник этой выставки, то перестаньте любоваться собственным стендом или углом. Идите на территорию конкурента (только, естественно, не сами, если вас там знают в лицо). Идите и слушайте, и смотрите: предполагаемые направления развития, цены, поставщиков, технологические решения. И сравнивайте, сравнивайте, сравнивайте.
Еще один из известных способов добыть информацию - прикинуться клиентом, желательно - выгодным. Именно будучи потенциально выгодным "клиентом", вы получите наиполнейшую информацию о качестве товара и макси-
мально возможных скидках, предоставляемых покупателю. Используя этот способ, вы обретаете доступ к самой ценной для вас информации: вам подробно расскажут, почему клиенту не стоит обращаться в вашу собственную компанию, чем вы хуже и каковы их собственные конкурентные преимущества по сравнению с вашей компанией.

ИБД

На основе собираемой и анализируемой информации обязательно рекомендуется создавать интегрированную базу данных (ИБД). Для чего? Как известно, целью всех предприятий (кроме общественных и благотворительных) является получение прибыли. Для роста прибыли существует всего три пути: рост доходов, снижение издержек, сокращение рисков. Вся работа службы экономической разведки сосредоточена на первом и третьем "путях" - увеличении доходов за счет эффективного формирования конкурентных преимуществ, правильной их идентификации и сокращении рисков.
Риски А. И. Доронин определяет следующим образом:
"На сформированной таким образом информационной базе решается широкий спектр задач в интересах различных подразделений предприятия:

  • выявление среди партнеров, а также разовых посетителей предприятия лиц и организаций, имеющих признаки связи с вероятными источниками угроз (конкурентами, мошенниками, фирмами-банкротами, криминальными структурами, предъявителями фальшивых документов, участниками иных чрезвычайных происшествий и событий в окружении предприятия);
  • оценка кандидатов при приеме на работу (места прежней работы, репутация кандидата и фирм, где он работал; возможные связи с конкурентами, партнерами по рынку, криминальными и мошенническими структурами; причастность к всевозможным ЧП, характер и объекты собственных коммерческих интересов и др.);
  • анализ инвестиционных предложений предприятию (учредительские, акционерные, иные связи инвестора (агента на фондовом рынке), его зависимость от крупнейших стратегических инвесторов, партнерские связи и опыт деятельности на фондовом рынке, пересечение связей с другими акционерами предприятия, цели и стратегия инвестора, чьи интересы он выражает, оценка рентабельности инвестиционного проекта для предприятия и риска его внешней зависимости);
  • первичная оценка и текущий контроль экономического состояния крупных партнеров и контрагентов предприятия (оценка платежеспособности, контроль исполнения договоров, участие в поиске цепочек погашения задолженностей);
  • оценка надежности и устойчивости банков и иных категорий партнеров предприятия;
  • поиск условий и обстоятельств, конкретных участников совершения произошедших фактов нанесения ущерба предприятию. Изучение связей участников (выход на источники угроз предприятию, аналогичные факты в прошлом, конфликты интересов внутри предприятия); поиск признаков подготовки и нанесения ущерба персоналу, руководству, объектам предприятия;
  • поиск каналов и источников изучения конкурентов предприятия через их учредительные, акционерные, партнерские, территориальные связи;
  • отслеживание макроэкономических изменений и конкретных событий, свидетельствующих о новых факторах конкурентной борьбы, взаимоотношениях с государством, правовых условиях хозяйствования;
  • поиск данных о совершенных и планируемых переговорах, командировках, выставках, публикациях, иных внешних контактах функциональных подразделений предприятия, относящихся к данным проблемам, объектам, регионам (в интересах постановки службой безопасности задач по экономической разведке и контрразведке, поиска источников дополнительной информации о внешней среде предприятия);
  • поиск всех прямых и опосредованных связей заданного объекта (проблемы, документы, лица) в инфраструктуре предприятия, а также данных о защите соответствующих каналов административными, организационными и оперативными мероприятиями.
Задачи, решаемые на интегрированной информационной базе, не затрагивают процессов принятия управленческих решений руководителями подразделений предприятия, но позволяют по запросу получить в виде досье структуру прямых и опосредованных связей изучаемого объекта и очертить среди них проблемные точки (выходы на источники угроз или объекты интереса предприятия), по некоторым необходимо вести детальный анализ с подключением всех информационных ресурсов предприятия.
Использование собственной ИБД позволяет максимально ограничить число и содержание заказываемых у внешних источников запросов с соответствующей экономией средств на оплату информационных услуг и исключение вероятности утечки информации к объекту оперативного интереса".

Об экономической разведке из открытых источников известно не так уж много. Тема эта достаточно закрытая и редко обсуждаемая. Особенно это касается таких аспектов работы экономической разведки, как ее современное значение, структура и состав внутренних подразделений, методов работы, направлений деятельности на внешних и внутренних рынках.

В то же время данная тематика достаточно любопытна как с точки зрения науки, так и общественного интереса. Попробуем проанализировать деятельность экономических спецслужб с точки зрения стороннего наблюдателя, не связанного по долгу службы с этой работой. При этом оговоримся сразу, что любые совпадения с методами аналитической и оперативной работы, структурой и методами получения информации российской или всякой другой экономической разведки являются случайными.

На первом этапе нашего обзора обратимся к значению термина «экономическая разведка». Что под ним обычно понимается? Как правило, сущность данной дефиниции истолковывается в широком и узком смысле.

В широком смысле категория экономической разведки включает в себя совокупность отношений и структур государственного и негосударственного сектора, собирающих, анализирующих и применяющих сведения о различных хозяйственных и околохозяйственных феноменах в своих целях.

В узком смысле под экономической разведкой понимают деятельность, связанную со сбором коммерческой информации о конкурентах, инновациях, новых технологиях, рецептурах, идеях и проектах, которые могут помочь государству или отдельным юридическим и физическим лицам поддержать свою конкурентоспособность или же увеличить ее.

Схематично можно подразделить экономическую разведку на следующие составляющие (см. рис.1).

Рис.1. Общая классификация экономической разведки. Назначение государственной экономической разведки состоит в том, чтобы средствами оперативной, аналитической и агентурной работы предотвращать хозяйственные преступления, которые могут нанести значительный ущерб хозяйственной системе страны. Любые правонарушения, связанные с налоговыми деяниями, банковскими махинациями, утечкой капитала за рубеж, коррупционными действиями, расхищением бюджетных средств, незаконной предпринимательской деятельностью – находятся в пределах компетенции экономической разведки как специальной службы государства.

Если экономическая разведка в стране отсутствует, а ее функции выполняют налоговые, финансовые или иные непрофильные органы, то утечка денежных средств из легального оборота, злоупотребления предпринимателей и должностных лиц могут достигать гигантских размеров.

Современные развитые и развивающиеся государства предпочитают иметь в своем составе компактную и не слишком дорогую службу экономической разведки, которая не только окупает свое существование, но и предотвращает серьезные бюджетные потери.

Что же касается корпоративной разведки, частных детективных служб, маркетинговых агентств, которые отслеживают хозяйственную деятельность конкурентов, их ноу-хау и технологические разработки, то эта часть сектора разведки гораздо более многочисленна, и подчас весьма неплохо технически оснащена. Но об этом сегменте мы будем говорить меньше, нежели о государственной экономической разведке.

Стратегия врага выражает его намерения, которые могут быть выяснены только с помощью разведки, несостоятельность разведки в любой войне приводит к катастрофе

. Разведка - это целенаправленная деятельность любых субъектов по проведению мероприятий для сбора сведений о действиях противника (конкурента) для оценки обстановки и принятия решений

. Коммерческая разведка появилась в XI веке, когда итальянские города прокладывали путь на. Восток. Все купцы и дипломаты. Венеции, которые отправлялись в зарубежные страны, в обязательном порядке становились агентами правителя. Венеции, как в коммерческих, так и в политических вопросах, благодаря чему маленькая республика получила ведущие позиции и сохранила их, несмотря на открытие новых океанских путей и образования крупных держав.

На сегодня ни любая стратегия, ни любая производственная или коммерческая политика, ни капиталовложения или научно-исследовательская работа не будут иметь успеха без глубокого изучения сил, управляющих миром: то ехнологии, экономика, политика и тот, кто сегодня лучше владеет информацией, может обеспечить себе решающее преимущество в современной мировой экономической войне

Основной чертой экономической войны разумная хитрость и неутомимая деятельность, а решающее значение в достижении успеха имеет экономическая разведка

. Экономическая разведка - сфера тайной деятельности по сбору, анализу и использованию особо ценной информации, охватывающей все сферы рыночной экономики

Экономическая разведка включает стратегические и тактические планы, которые определяют характер и проведения отдельных ее видов, как например:

Сложная международная игра под названием"сотрудничество-конкуренция ", которой активно занимаются около 500 крупнейших в мире промышленных групп;

Перемежая переговорами конфронтация между основными экономическими блоками;

Национальные интересы разных стран, практически без малейших попыток к диалогу между собой;

Межрегиональная стратегия государств, более или менее свободная от опеки центрального правления;

Области речевого воздействия и этнические диаспоры

Основные принципы и составляющие экономической разведки

К основных принципов экономической разведки относятся:

Подчиненность задач и целей экономической разведки ключевым национальным экономическим интересам;

Независимость выбора объектов экономической разведки от политических, военных и других отношений между государствами;

Постоянство в ее ведении;

Дестабилизирующий и другой деструктивное влияние на объекты экономики и экономическую структуру разведывательных государств;

Стимулирование деятельности экономической разведки компаниями и финансово-промышленными группами и фирмами, которые заинтересованы в получении разведывательной информации

. Наибольший интерес для экономической разведки составляют:

Научно-исследовательские и конструкторские работы;

Финансовые операции компаний, из них финансирование проектов, инвестиционная политика;

Особенности технологического процесса, результаты исследований;

Маркетинг, в частности: режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключенных сделках, отчеты о реализации продукции;

Организация производства;

Тенденцию экономического развития иностранных государств;

Энергетические и сырьевые ресурсы;

Разработанные за рубежом технологии;

Состояние отраслевых и региональных рынков;

Деятельность крупных корпораций мира;

Функционирование финансовых систем и др.

Главной особенностью макроэкономической разведки является неожиданный факт - ее часть осуществляется вполне легально, и по своему содержанию она подобна научно-исследовательской работы

. Экономическая контрразведка обеспечивает прекращение попыток иностранных фирм и спецслужб добычи торгово-экономических и технологических тайн, которые имеют значительную ценность

. Микроэкономическая разведка которая ведется государственными службами в интересах промышленных корпораций в борьбе с иностранными конкурентами, является наиболее деликатным направлением в деятельности разведывательных служб. Это сфера глобального бизнеса, поэтому для такой деятельности нужны сотрудники с опытом работы в области бизнеса и финансов. Для них создают так называемые глубокие прикрытия в транснациональных корпорациях, фирмах и компаниях, их представительств за рубежомом.

Кроме традиционных методов разведки применяются и различные дестабилизирующие методы:

Компрометация фирм;

Проникновение и дезинформация;

Торпедирование крупных контрактов;

Доктрина"наведения мостов"

. Компрометация фирм . Чаще всего частные разведывательные структуры готовят компрометирующее досье на промышленные группы или отдельные фирмы с целью его продажи конкурентам

. Проникновение и дезинформация . Данный метод характеризуется попыткой укорениться в государственные или частные структуры с намерением получить надежное прикрытие для своей незаконной деятельности

Для проникновения в стратегические отрасли промышленности используется метод участия акционеров заинтересованной страны в общей судьбы капитала на тот или иной проект стратегического назначения может также пр рактикуватися сбор данных консультационными фирмами, для чего рассылаются анкеты, в которые включаются пункты, ответы на которые могут открыть секрет производства продукцииї.

Для дезинформации может также использоваться международная сеть Internet, куда специально, с определенной целью, могут заносить ложные технологические данные

. Торпедирование крупных контрактов . Этим методом пользуются крупные корпорации при участии правительства для заключения выгодных контрактов с другой страной (или перехвата нужного контракта его должны заключить определенные страны), находя для ц этого слабые безвыходные стороны, такие например, как требование немедленно погасить задолженность тощ.

. Доктрина"наведения мостов" - это эффективный инструмент ведения"агрессивной экономической политики"по отношению к конкретной стране. По этому методу предусматривается предоставление гуманитарной и другой помощи в целях широкомасштабного п проникновения в страну. При этом основной упор делается на подключение к программам помощи научным институтам, которые занимаются опросом общественного мнения, экономическими и социальными исследованиями. Это помогает получить более четкое представление о политических и экономических процессах в стране, ее интеллектуальные, производственные и сырьевые ресурсы; емкости рынков сбыта, наладить нужные контакты и проявлять воздействие на лиц, владеющих важной информациейю інформацією.

Данный метод предусматривает:

Посещение предприятий (фирм) с целью обмена опытом и закупки продукции, при которых устанавливаются неформальные контакты с руководителями данных предприятий;

Специальная изменение повестки деловых переговоров с постановкой вопросов, выходящих за рамки ранее согласованной программы;

Включение, иногда в последний момент в состав делегации новых лиц, о которых раньше не отмечалось и другое

Особый интерес проявляют иностранные спецслужбы в торговых делегаций, ведущих переговоры на межгосударственном уровне. Используют они и консультационные фирмы, имея возможность таким образом получать почте или по телефаксу нужную обзорную информациию.

Широкие потенциальные возможности для ведения экономической разведки открывает практика создания совместных предприятий. Это дает возможность иностранным сотрудникам иметь доступ к важной информации. А разви иток электронных информационных технологий значительно расширяет возможность получения ценной информации через: прослушивание телефонных разговоров; съема информации с факсов и портативных компьютеров тощщо.

Экономическая разведка, как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию особо ценной конфиденциальной информации, охватывает все сферы рыночной экономики. Убытки от экономического ро озвидкы, например, в банковской сфере составляют в мире 30 процентов от всех потерь, которые несет банки.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама