THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей: корпус, лампы,панельки к ним, трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен,а если что-то надо будет докупить по мелочи, куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине, а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот, ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там).

Решение принято. Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с.



Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с,мне захотелось больше мощности и,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи:)) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении, но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так.

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть .

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц, ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ, возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой.

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.





Получается неплохо:) пока мне всё нравится.

И так, и эдак. сверлим пилим:)

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа:) .



Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком никуда без подручных материалов: так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск




Я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет:)

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий).

С этим готово. Хорошо получилось:)

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента.

И установлена следующим образом в корпус.


Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя.


Собираем, проверяем, примеряем.


Время срабатывания выставил около 40 секунд, а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду, индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука. Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм. так как у меня их два,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам:)

Индикаторы.

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.




При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам, что порадовало:)

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли, что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое!!!

Поднял бюджетную аудиосистему на новый уровень. Об усилителе «PAS-240», 4-я модель от «Профиль аудио».
Моя система:
1. СД плеер Маранц 6002–бюджетный.
2. ЦАП Маркана-шедевр аудиотехники.
3. Усилитель Маранц 7001-бюджетный.
4. Акустика Дали Айкон-2 -бюджетная.
5. Провода Павлова и Маркитанова – нет претензий, супер. Выход с СД на ЦАП оптика - нет претензий.

Начал стоить свою систему исходя из бюджета, сначала без ЦАПа. Менял колонки, менял на дорогие провода. Все не то. Рылся в литературе, говорил со спецами и пришел к мысли, что, для перехода на аудиофильский уровень, для начала нужен ЦАП. Рождалось все в муках и родился ЦАП Маркана. Поставил и чуть не заплакал, казалось бы, вот то что надо. Наслаждайся звуком, четкая стерео сцена, отличная деталировка. Верхние частоты сначала радовали своей звонкостью, но потом стали раздражать. Низких не хватало, купил сабвуфер Реал Квейк – нет претензий, отличный, стало не хватать середины. Понятно, что менять надо было и акустику и усилитель. Но в связи с отсутствием наличия, решил начать с усилителя.
Исходя из моего опыта, да и не только, решил выбирать из российских производителей, так как при прочих равных условиях они в 2, а то и в 5 раз дешевле буржуйских. Слушал и более дорогие, чем мой модели Стародубцева, Алекса, Мусатова. Да, усилители хорошие, но не настолько, чтобы был серьезный скачок в звуке. Через некоторое время нашел информацию о «PAS-240» Модель 4 от «Профиль аудио», почитал характеристики, связался и, после длительной переписки, взял таки у московского представителя на пробу домой 4-ю модель.
Принесли с сыном домой, поставили и начали с оперы «Деревенская честь» с Пласидо Даминго в исполнении симфонического оркестра, потом джаз, потом старый добрый рок и далее все подряд. Сидели обалдевшие. Появились глубокие, упругие низкие, даже в тяжеляке, где как из пулемета рвалась барабанная дробь, все было детализировано и четко, ушли раздражающие верхние частоты, середина - просто изумительная. Главное появилось мясо, которого так не хватало на Маранце и вообще на СДюках. Расширилась стерео сцена. Мы получали истинное удовольствие, стало понятно, что мы нашли что искали.
Но главный показатель - моя жена. Когда я включал Маранц, она убегала из комнаты. Теперь же она с удовольствием 4 часа сидела вместе с нами и слушала, хотя она не любитель этого дела по определению. Ее фраза говорит о многом: «звучание стало благородным». В общем, они и предложили купить! При первом прослушивании, а мой сын (он меломан-фанатик) два дня, с утра до вечера слушал и не вылезал от нас.

Даже на моей «простой» акустике Дали Айкон (Dali Ikon) 2, звучание «PAS-240» разительно отличается от Маранца! Теперь не нужен сабвуфер, низов достаточно. Кстати, у меня неплохой саб Рел Квейк, может кому надо?
С каждым днем звучание все больше и больше нравится. Рекомендую! «PAS-240» Модель 4 - это в высшей степени усилитель Хай Энд класса. Берите российское, не кормите буржуев!

Дополнение:

Сменил акустику «Dali Ikon» 2, как самое слабое звено в своей системе. Это акустика «ALEKS» с его супертвиттерами. С вашим усем звучит великолепно. Есть все и ровно на всех частотах. Сам Алекс слушал у меня дома и оценил.
Слушал ПроАки за 170 т.р. - все ровно, хорошо, но не Хай Энд. Слабая деталировка, глубины сцены не услышал. Остановился на «ALEKS». Есть все! А самое главное звук близок к натуральному.
В лоб сравнивали ваш усь (Модель 4 «PAS-240» за 85 т.р.) с Бристоном за 300 Тыс руб. На напольной акустике МТУСИ «ТОПАЗ» с супертвиттерами. Результат: Ваш, по крайней мере, не уступает! Остался доволен.
Уже купил ALEKS и его твиттеры. Цена акустики 80 тыс + 15 тыс за супер твиттеры ST-9. Итого 95 тыс. Доволен как мамонт. Недостатков нет. Звук честный, близок к натуральному без приукрашиваний. Но, нужно - высокое качество записи. Иначе вся грязь и недостатки слышны. При такой акустике и усе слушать плохие записи это деньги не ветер. Он, Алекс, их позиционирует как Хай Гранд Хай. При такой акустике ставлю громкость на 7, максимум на 10 часов. Громко. Но даже на низкой громкости деталировка шикарная.

ОТЗЫВ 41. МОДЕЛЬ 4 (РОМАН, КРАСНОЯРСК)

Вчера меня уведомили о том что груз пришёл, сегодня с раннего утра я агрегат забрал. Когда мне выкатили посылку я аж офигел от её размеров, куда я его суну, хоть у меня и универсал:) Правда меня успокоили, что это просто защитная обрешётка и мы Вам её не отдадим. При мне вскрыли пломбы, я забрал содержимое и был таков.

Первые впечатления. Внешний вид понравился, довольно солидно выглядит, одно железо и никакого пластика - класс!, да и домашние на этот счёт ничего не сказали, значит всё - гуд. Надписи, крутилки, ножки сделаны отлично (особенно ножки мне понравились), смотрятся основательно. Кнопка включения - класс!
В целом звучание чистое, что мне нравится уже, подъём низов при прослушивании на малой громкости (что частенько бывает) добавляет звуку мяса, чего я был долгое время лишён и это конечно же радует! Устройствами в такой ценовой нише я ещё не владел. Последние годы музыку слушал на ресивере ONKYO TX-NR 708, акустика напольная JBL ES 90.

Звучание усилителя после ресивера, что и понятно в целом понравилось. Отличная динамика звука, хорошая детальность, разрешение, звуковая сцена не выпячивается вперёд, по глубине ширине звуковой сцены всё в порядке. На хороших записях с CD услышал много нового в знакомых записях, чего ранее не слышал, например на альбоме Iron Maiden «Somewhere in Time» столько всего появилось, что я был не много обескуражен. Пока не понял хорошо это или плохо.
Мощи для дома более чем достаточно, более 9,5 часов регулятор не кручу, поёт так что мама не горюй, сабвуфер пока нафиг не нужен. Поселить его в спальне из-за этого, как планировалось, не получится. Даже на малой громкости всего достаточно, можно тонкомпенсацию не включать даже, тонкомпенсация поднимает низы ну очень здорово, я не ожидал такого. Хотелось услышать по низам, то что когда-то слышал на своём Pioneer A-702R, получилось даже лучше. В целом окраски звука (тонкомпенсация не в счет) я не заметил, всё достаточно нейтрально. Если энергичная музыка, то играет очень энергично, если спокойная, то и звучание такое же. Характер звука зависит от фонограммы, как записано так и звучит. Под AC/DC невольно ножкой хочется притопывать и кажется, что в такт музыке подпрыгивает и всё вокруг.

Данные отзывы написаны реальными покупателями усилителей в нашем магазине. Мы не публикуем фамилии клиентов из соображений сохранности персональных данных. Покупая у нас тот или иной товар, вы также имеете возможность добавить свой отзыв.

Усилитель приятно удивил своим звучанием по Bluetooth, учитывая его стоимость и функционал, ожидал от звука худшего, чем получил в итоге. Очень удобная вещь, если идешь по улице, слушая музыку с телефона или занимаешься своими делами, спортом и т д. Советую.

Впечатляет, мои Magnat заиграли. Очень музыкальный, отлично справляется с вокалом, фортепиано- как-будто в комнате играет. Интересная, красивая подача низких частот. Комната 15м2, ручка громкости на "2" из десяти. До этого слушал на ресивере Pioneer-711. Все супер.

Наконец-то это произошло, я собрал полноценную Hi-Fi систему. К CD проигрывателю Denon DCD-800NE присоединились усилитель Denon PMA-800NE и АС Monitor Audio Bronze 2. Теперь я услышал сам что значит "прозрачный звук". Даже на небольшой громкости отчётливо слышны все инструменты. Связка аппаратуры получилась удачная. Начиная со вскрытия упаковки, подключения аппаратуры и прослушивания любимой музыки на CD вау-эффект до сих пор остаётся. Усилитель цвета "Silver" очень стильно смотрится с АС цвета "Black Oak". Они у меня расположены на одной поверхности AV-тумбы. Мощности с избытком для комнаты 20 м2, слушаю музыку в положении регулятора громкости на 8-9 часов. Дальше уже не поднимаю, берегу покой соседей за стеной. Очень понравилась функция SOURCE DIRECT, отключающая тембр-блок. Здесь звук такой полноценный, что приукрашать его нет надобности. Приобретением этого усилителя полностью удовлетворил свои "хотелки". Спасибо Аудиомании за сервис.

Намедни приобрел Octave V40SE и не пожалел. Уж на что люблю ламповый звук, но тут и лампы есть, однако ж звук другой. Вот они, 4 подогретых баллона 6550, а будто слушаешь транзисторы. И всего-то прогрева 10 часов. А что впереди! Если можно, я бы назвал его транзисторным усилителем на лампах. Про конструкцию. Достаточно массивное шасси, все трансформаторы в задней части, закрыты металлическим кожухом. Вес тяготеет на заднюю часть, так что конусы Cold Ray я поставил на заднюю часть и посередине. Вполне сбалансировано получилось. В комплекте есть ХБ перчатки для установки ламп (идут в отдельной коробке) и салфетка. Это немец, и защитный кожух ламп в полной мере соответствует этому. Как забрало рыцарского шлема, он защищает лампы от возможных повреждений. Представьте себе тевтонского рыцаря. Он и есть. А ежели снять шлем (шестигранник в комплекте), так ничем не отличается от остальных, даже симпатичный. Всего две ручки на передней панели: слева переключение источника (и включение специальных режимов), справа громкость. Выбранный источник отображается зеленым светодиодом, с положением переключателя мало связан (позиционной точки на ручке нет), посему привыкайте к положению светодиода на дисплее. Правда надписи с боков дисплея тоже мало связаны со светодиодами. Подключение входов/выходов сзади вопросов не создает. Четыре входа RCA вполне достаточно для большинства пользователей. Единственное затруднение вызвало подключение колонок, т. к. напротив клемм у меня оказалась довольно широкая опора стойки, а вперед сильно усилитель не подвинешь. Есть выход предусилителя, на запись и вход фронтального канала при работе в составе домашнего кинотеатра (многоканального звука). Есть специальный разъем для подключения дополнительного блока конденсаторов для улучшения блока питания. Но в продаже не было, так что пока слушаю без него. Большим плюсом идет возможность установки широкого диапазона ламп (уж простите за язык) и простой подстройки тока покоя. Для этого есть 4 отверстия внизу дисплея и шлицевая отвертка в комплекте. По заявлению производителя, точность подстройки не хуже 0.3%! Этого вполне достаточно для обычного пользователя. Выудив из коробки ПДУ, подивился его весу. По ощущениям, грамм 200, и всего-то 2 кнопки громкости и 2 элемента питания ААА. Остальное корпус. Так что ежели Вам мешают наслаждаться сим аппаратом, смело кидайте пульт во врага. Если сразу не прибьете, так оглушите надолго. Шутка! А если взаправду, так почему к регулировке громкости не добавить переключение источников? Но нет. Хотите послушать винил после СД? Выполните минимальные физические упражнения! Про звук. Мне достался экземпляр с лампами 6550 и после настройки по инструкции он выдал такой интересный звук, что я срочно стал прослушивать старые, давно заученные альбомы. Четкий, динамичный. Качество записи выдает с потрохами. Поставил Высоцкого. Концерт в Северодонецке (CD32, MOROZ Records, 2000г). Как будто не на СД слушаешь, а на катушках того времени! Рихард Штраусс Also sprach Zarathustra, Op.30: Prelude (Sonnenaufgang) отыграл четко, может малость низов не дотянул. Фортиссимо выдал без нареканий, яркое и детальное. На Time Pink Floyd, в начале, где бьют часы, четко отслеживалась локализация каждых часов, в конце прелюдии хорошо прослушивалось вращение шестерней (в левом канале). Бас получился упругий. Отлично работает с СД и ЦАП, выскажет свое мнение (без прикрас) по винилу. Жанровых пристрастий я не заметил. Так что покупкой вполне доволен!

Вашему вниманию представляется усилитель с очень мягким, как ламповый усилитель звуком, но превосходящий ламповые усилители по другим параметрам (отношение сигнал/шум и нелинейные искажения).

Воспроизводимый звуковой диапазон: от 10Гц до 25кГц

Соотношение сигнал/шум: не ниже 92dB (не взвешенное)

Нелинейные искажения: 0,001%

Подтолкнуло меня к созданию такого усилителя, любовь к очень хорошему и качественному звуку.

Пересмотрев массу всевозможных схем, сделал небольшой набросок принципиальной схемы усилителя. Позже столкнулся с поиском хорошего по качеству звучания операционного усилителя, занял такой поиск микросхемы в интернете на тот момент около 2 недель.

Первое условие - этот операционный усилитель должен быть высоковольтным, второе - очень качественным по соотношению сигнал/шум. До этого я собирал неплохие усилители на отечественной элементной базе микросхемах К544УД2 и К574УД1, а также на мощных выходных транзисторах КТ818 и КТ819. На тот момент их параметры меня полностью устраивали.

Но с появлением на наших прилавках современной импортной техники (акустические системы) требования к такому усилителю стали намного выше, хотелось очень качественного звука, сравнимого по звучанию с ламповыми усилителями.

Итак, со всеми компонентами я определился, началась непосредственная сборка самого усилителя, а поскольку в то время я работал в сервисном центре, то и настройку со сборкой делал на работе в свободное от ремонта время.

Первый вариант усилителя выглядел так - это было только начало.

Поскольку на тот момент у меня еще не было ни корпуса, ни окончательно разведенных плат, устройство было собранно в коробке от упаковок ДВД проигрывателей. В таком виде оно проработало около месяца, и никаких казусов в работе не произошло.

После этого я плотно взялся за разводку печатных плат и вот что из этого вышло.

Ну и как выглядят платы промышленного производства

Схемотехника усилителя довольно проста в сборке и не содержит дефицитных элементов.

Все компоненты можно приобрести на любом радиорынке.

Классическое схемопостроение как входного, так и выходного каскадов, позволило выполнить очень простую в сборке схему усилителя и что немало важно нет никакой необходимости в его настройке. Да именно в настройке он не нуждается, поскольку в схеме нет регулирующих элементов подстройки токов покоя выходного каскада, системы термостабилизации и т.п.

Схема усилителя

После сборки усилителя необходимо после включения в сеть проверить на выходе усилителя постоянное напряжение, оно должно быть в диапазоне +20/ -20мВ, при этом вход усилителя нужно замкнуть на землю. Если это напряжение находиться в пределах нормы усилитель готов к работе, не забудьте только выпаять перемычку по входу.

На операционном усилителе собрана схема усиления по напряжению, с коэффициентом усиления приблизительно на 25. Транзисторы VT1, VT2, VT5, VT6, VT7 и VT8 включены по схеме ОЭ и выполняют функцию усилителей тока с коэффициентом 10.

На транзисторах VT3 и VT4 собрана схема термостабилизации самого усилителя, и они, как и выходные транзисторы также находятся на радиаторе. Если эти транзисторы не будут укреплены на радиатор, то усилитель мгновенно нагреется до температуры свыше 90 градусов.

Максимальная температура нагрева усилителя при нагрузке и длительной его эксплуатации составляла 70 градусов.

Катушка L1 содержит от 16 до 20 витков намотанные в один слой провода ПЭВ-2 1мм.

Конденсаторы С2 и С7 желательно использовать металлобумажные, а остальные многослойная керамика.

Транзисторы можно использовать импортные, подходящие по параметрам.

При определенных изменениях в схеме мощность данного усилителя можно поднять до 100Вт.

Ниже прилагается фото собранного усилителя

К сожалению, я не мастер по металлу и дереву, но вот что у меня из этого вышло.

Данный усилитель работает достаточно надежно уже на протяжении 8 лет и никаких проблем не происходило. Качество его звучания очень пристойное, где-то и превосходящее ламповые усилители по мягкости звука, не говоря о шумах и нелинейных искажениях самих ламповых усилителей. Да-да я не оговорился.

Были произведены сравнения по качеству звучания с такими моделями как NAD, Rotel, Arcam и Yamaha, данная схема усилителя превзошла все выше перечисленные модели по мягкости и качеству звука.

Схема, плата и описание прилагается в архиве здесь

Существует два варианта плат под левую сторону и правую сторону, в архиве находится только левая сторона разводки платы, разведены в программе Layout 5.0.

Если возникнут, какие либо вопросы пишите на мою почту.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатную плату

История эта началась довольно давно, уже и не помню когда точно, думаю лет 6-8 назад. Приобрел я в местных «культтоварах» за $140 ресивер BBK AV321T. Приобрел с одной единственной целью - использование его в качестве усилителя мощности. Прочитал на него сервис-мануал и даже не поверил, что он имеет такую начинку. Ни разу он у меня не работал в той среде, которой задумал китайский создатель - в домашнем кинотеатре. Однако за эти деньги я получил довольно многое: тороидальный трансформатор, неплохой по конструкции блок питания с шунтированными диодами и двумя конденсаторами по 15 т.мкФ, классическая схема усилителя мощности. Заявленная мощность - 80 Вт на канал в стерео, самые что ни есть настоящие. Он у меня так и трудился в качестве контрольного усилителя от внешней звуковой карты с ПК, потом одно время появился ламповый пред. Однако в силу жизненных обстоятельств востребован он был где-то всего пару лет и потом остался не у дел.

Прошло время, и я смог собрать себе проигрыватель винила на базе Унитры 602 первой модификации. Совершенно случайно смог ее купить за символические деньги практически в первозданном виде - пролежала более 30 лет на антресоли. Вот теперь я и стал подыскивать усиление для этого проигрывателя и решил перевести старенький ресивер на новый уровень и собрать полноценный усилитель с фонокорректором.

В результате чего от ВВК остался корпус и трансформатор с платами блока питания и усилителя мощности. Все остальное было удалено, больше всего мне не нравилась зеркальная лицевая панель:)


"Останки" BBK

Если бы пришлось покупать все это по отдельности, то сумма оказалось бы намного больше $200.

Еще ранее, сразу после покупки, платы блоков питания и усилителя мощности были подвергнуты модернизации. На этих платах были продублированы акустическим проводом земля и силовые дорожки от блока питания до выводов оконечных транзисторов и от транзисторов к реле защиты, и далее на акустические терминалы, которые тоже были заменены. На транзисторы, стоящие перед оконечными, установлены дополнительно радиаторы.

Была сделана новая лицевая панель из искусственного камня, очень уж нравится этот материал. От старенького усилителя «Одиссей 010» позаимствованы наборный регулятор громкости, селектор входов и блок фонокорректора.


Больше всего пришлось повозиться именно с фонокорректором. Произведена полная ревизия, некоторые транзисторы были заменены. Фонокорректор выполнен на двух моно платах без единого конденсатора. В итоге, на пути сигнала от головки звукоснимателя до терминала АС находится всего один конденсатор, я поставил первоначально отечественный К73-17. Конечно, можно было выбрать что-то более интересное и подороже, но я и ранее их использовал, поэтому результат был ожидаем. Разводка сигнала произведена микрофонным кабелем из меди, хорошая экранировка, цена всего 40р/м. Я, правда, убедился, что кабель этот ни чего плохого собой не представляет, на слух он ни чем не хуже кабеля, который я ставил в проигрыватель, тоже медный, недорогой. Хотя, опять же, можно вложится и в более дорогой вариант. В итоге получился полноценный стереоусилитель в духе минимализма.


Не удержался и поставил MKP Jantzen Standart Z-Cap вместо к73-17
Крупным планом регулятор громкости и трансформатор

Сейчас усилитель в режиме тестирования работает именно с проигрывателем для пластинок. Звучание достоверное, больше похоже на мониторное, возможно немного не хватает деликатности, на поверхность выводятся все недостатки записи, сложно предъявить претензии к звучанию, учитывая его небольшую стоимость. Если будет время, постараюсь сравнить его с чем-нибудь. Но сейчас просто хочется слушать винил. Усилитель работает с самодельными двухполосными АС. Если будет интересно, расскажу об этом проекте, правда не уверен, что его смогут повторить - масса тонкостей на этом пути поджидает желающего повторить их.


Уже в процессе написания статьи не удержался и поставил MKP Jantzen Standart Z-Cap вместо к73-17. Результат сразу стал слышен - повысилось разрешение, сцена стала более рельефная.

А вообще - это ведь очень интересно. И самое главное, все вносимые изменения слышны и представляют огромный простор для творчества.

В итоге затраты составили менее $200, но получился очень добротный усилитель. Самое достойное в нем, на мой взгляд - это дискретный регулятор громкости. А самое дорогое по внесенному добавлению - Jantzen Z-Cap.

С удовольствием отвечу на вопросы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама