THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Исследовательская работа «Слова-сорняки в нашей речи»

Слайд 1 Моё выступление посвящено одной из актуальнейших проблем современного русского языка. Мы видим, как существенно меняется язык прямо на глазах одного поколения. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. Очень часто учащиеся задаются вопросом, а нужно ли сегодня изучать русский язык, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном сленге, взрослые используют жаргонизмы, а речь видных деятелей, телеведущих далека от совершенства. Этот вопрос становится актуальным, и на него нужно отвечать. Нужно знать, что засоряет нашу речь, как исправить ситуацию, с кого брать пример.

Этим словам посвящено стихотворение Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Эти слова - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов. Синтаксически большинство таких слов являются вводными словами.

3 слайд.

Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.

На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком

Но есть и другие, вроде бы, нормальные слова.(На слайде показать и объяснить)

4 слайд . Таково истинное значение некоторых слов: (слайд)

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ...

Факт

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли .

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

Слайд 9 . Таблица

Слайд 11

Мои размышления о лишних словах:

  • Вредные слова ужасны,
  • Они вовсе не прекрасны,
  • И, наверно, не чудесны,
  • В жизни нашей не полезны.
  • Не сгодятся вовсе вам
  • Все «заразные» слова:
  • Толи, может, так, короче.
  • Впрочем, просто - ПУСТОТА!
  • Не используйте их в речи,
  • Не то хватит вас беда!

Слайд 12 . Берегите же наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…

И.С.Тургенев

Слайд 13 Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Исследовательская работа на тему «Особенности культуры речи современной молодежи».

Елань-Колено, 2016 год

Введение. 2

2.Особенности культуры речи современной молодёжи. 4

2.1.Проблема «Язык и общество» 4

2.2.Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». 7

3.Вывод. 12

4.Заключение. 14

5.Список использованной литературы. 16

Введение.

Язык необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Русский язык по праву считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности и неповторимости русского языка с восторгом говорили многие поэты и писатели.

И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

А.И. Куприн размышлял так: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую совершенно обратный процесс: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Особую тревогу у специалистов вызывает современный молодёжный язык.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Нужно ли вообще сегодня учить современному русскому языку, на котором говорит все общество, по которому нас узнают в мире, который обеспечивает нам весь объем культурной информации, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном языке? Этот вопрос становится всё более актуальным, и мы постараемся на него ответить. Но для этого нужно знать, что такое речевая культура и каковы особенности речи современной молодёжи.

В связи с этим, основной целью нашей работы станет следующая: изучить культуру речи и коммуникативную грамотность в молодёжной среде.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть особенности культуры речи и коммуникативной грамотности современной молодёжи.

2. Изучить состояние речевой культуры учащихся 5-11 классов КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

3. Оформить результаты исследования в виде письменной работы и мультимедийной презентации.

Особенности культуры речи современной молодёжи.

Проблема «Язык и общество»

Проблема «Язык и общество» широка и многопланова. Прежде всего, язык социален по своей сущности. Основная его функция - быть средством, орудием общения людей.

Пристальный интерес к вопросам культуры речи в российской науке возникает в конце 80-х годов XX века. Но к более тщательному анализу речевой ситуации в современном обществе учёные обращаются уже в XXI веке, веке ультрасовременных технологий и научно-технического прогресса, когда все чаще прослеживается тенденция к максимальному упрощению языка.

Но что такое культура речи?

Термин «культура речи» многозначен. Среди его основных значений лингвисты выделяют следующие:

«Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения»;

«Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве»;

«Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи».

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.

«Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев.

Также, говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Но на сегодняшний день часто бывает так, что этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.

По данным исследований, большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также глобальная сеть Интернет, телевидение, модные журналы, книги, музыка и общество в целом.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Но, современная тенденция развития языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение next настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия.

Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Cool», «Молоток», «BRAVO», которыми читает вся «продвинутая» молодежь, и с первых же страниц видим (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, движуха, слинял, по-любэ, затарился и так можно перечислять до бесконечности).

Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, СТС, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «ХБ», «Однажды в России и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными.

Но особо стоит отметить музыкальные композиции некоторых современных групп, тексты песен которых способны вызвать шок у любого мало-мальски образованного человека (группы «Фактор-2», «Ленинград», большинство рок- и рэп-исполнителей). Куда бы ни поехал, в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи.

Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

В связи со всем вышесказанным, мы решили провести небольшое исследование, направленное на выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». Для проведения исследования была выбрана форма анкетирования, в котором приняли участие 50 учащихся 5-11 классов в возрасте от 12 до 18 лет. Цель, стоящая перед нами: выяснить, употребляют ли учащиеся нашей школы в своей речи жаргонизмы и как реагируют на их речь взрослые.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

2. Какой Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) для самоутверждения;

б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;

в) обмениваться информацией и узнавать новое;

г) придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы чаще всего используете в своей повседневной речи?

а) матерные;

б) юмористические;

в) и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

б) учителя не обращают внимания на мою речь;

в) не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) им не важно, как я говорю;

б) они постоянно напоминают, чтобы я следил за своей речью;

в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей;

б) моих родителей;

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении, в Интернете.

Данные, полученные нами в ходе анкетирования, отражены в графиках и диаграммах, которые вы видите на экране:

Вывод.

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение жаргонной речи учащихся нашей школы - современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные отметили, что считают использование жаргонной речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня жаргонной речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек сленг является прежде всего игрой слов, средством придания их речи легкого юмористического характера.

3. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень использования сленга в речи ведущих в теле- и радиопередачах, известных блоггеров, в публикациях газет и журналов.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи учащихся средних и старших классов. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника:

1. Социальные факторы. Сегодня активное использование жаргонной речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, в повышенной жаргонизации речи при общении школьников.

Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (сленговом, жаргонном) языке.

2. Значимость «своего» языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).

3. Влияние средств массовой информации (чтение молодежных журналов, просмотр телепередач, общение в сети Интернет) на речь подростка.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что все усилия учителей, преподавателей и даже государства по защите великого русского языка представляются на данный момент ничтожными под натиском моды, общественного вкуса и неуёмной жажды обогащения любой ценой. Но хотелось бы верить, что это всего лишь временное явление, и уже через пару лет общество откажется от «продуктов массового поражения» (музыки, телепередач, социальных сетей и журналов, которые делают акцент на использовании жаргонизмов).

Как нам представляется, положение дел с культурой речи современной молодёжи вполне возможно улучшить. Для этого необходимо:

    пропагандировать бережное отношение к русскому языку

    разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

    разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

    пропагандировать классическую русскую литературу;

    воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку;

    организовать на базе КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» консультативную службу русского языка;

    усилить работу педагога-психолога по формированию культуры речи школьников.

Завершить своё исследование мне хотелось бы словами великой Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.

Список использованной литературы.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000.

    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2000.

    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

    Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

    Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.

    Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

    Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

Введение.

К.Г.Паустовский оставил нам очень точные, емкие слова о русском языке, о том необыкновенном даре природы, которым обладаем мы: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Эти слова можно с уверенностью отнести и к любому другому языку. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь наша неразрывно связана с языком. Через сказки бабушек, колыбельные матерей, живые беседы учителей, через страницы сотен книг мы видим и познаем окружающий нас мир. Через слово мы впервые узнаем о том, чего еще не видели глаза, а, может быть, никогда и не увидят. Так мы постигаем красоту слова, красоту языка.

Но все чаще и чащев последнее время задумываюсь вот над чем. Как стало вокруг много некрасивой речи, нехороших слов! Почему люди вокруг так говорят? Так ли уж необходимы в нашей речи грубые, бранные слова? Всегда ли так было? Так ли уж они безобидны? Все эти вопросы заставили меня обратиться к разной литературе о значении слов, о красоте языка: к пословицам и поговоркам, поэтическим произведениям, статья, цитатам, материалам Интернета.

Цель исследования:

    рассмотреть некоторые аспекты раздела лингвистики «Культура речи»

Задачи:

    изучить значение силы слова в общении и его влияние на здоровье человека;

    рассмотреть, как отражается значение слова в некоторых фольклорных жанрах;

    изучить историю возникновения ненормативной лексики в речи;

    провести исследование с помощью анкеты «Сквернословие в моей жизни»;

Методы исследования:

    обзор специальной литературы;

    анкетирование учащихся гимназии

    беседы с учителями, родителями

1 . Что такое язык.

Слово понадобилось человеку

для того, чтобы дать имя всему,

что есть в мире и самому себе.

Слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само ее часть, дух и плоть. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве». Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Объектом моего небольшого исследования стало слово, его воздействие на человека. А слово-это единица языка. Начнем с того, что же обозначает само слово «язык». В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова дается несколько значений этого слова (См. приложение)

    Язык и речь.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести…

Остановимся подробнее на значении слова « язык», как речь, способность говорить. Существует древняя легенда, связанная с именем баснописца Эзопа. Именно благодаря ему есть в нашем языке понятие «эзопов язык», что значит иносказание. Эта легенда очень ярко отражает значение слова «язык» как речь. (См. приложение)

Мы видим, что в этой легенде иллюстрируется значение слова «язык» как речь. Мы часто рассматриваем эти слова как синонимы. Точнее сказать язык-это потенциальная речь. Основная функция языка - быть средством общения. С помощью сохраняется и передается духовный опыт поколений, знания, умения. Язык - один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций.

3.Душа слова. Опыты М. Эмото. Фольклор о значении слова.

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа…

Порой мы не придаем значения тому, какой силой нас одарила природа и не всегда думаем что говорим. Замечательный калмыцкий поэт - философ Д.Н. Кугультинов очень точно сказал:

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа…

А что такое душа? А душа слова? Меня очень заинтересовали исследования ученых разных стран, стремящихся доказать, что сила слова оказывает воздействие не только на настроение, душевное состояние человека, но и на его здоровье.

Известный японский ученый Масару Эмото, проводя свои многочисленные опыты с водой, доказывает, что у воды есть память. Он налил воду в сто чашечек Петри и поместил их в холод при температуре до -200 градусов, получил кристаллы воды и подверг их различным воздействиям. Например, «заставлял» их слушать музыку, слушать разные слова. Кристаллы воды принимали красивые формы, слушая хорошие, добрые слова, а от грубых, бранных слов искривлялись, становились бесформенными. (Смотрите приложение).

Эти опыты очень заинтересовали меня еще и потому, что вокруг нас стало так много слов, которых не должно быть в речи человека. Употребляют их и взрослые, и дети. Это ненормативная лексика, с которой нужно бороться всем миром.

Если подобные изменения происходят с кристаллами воды, то что же происходит с человеческим организмом, когда он постоянно подвергается влиянию со стороны грубых, бранных слов.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Думаю, что вы удивлены. Рассматривая эти фотографии, невольно размышляешь и проводишь сравнения, аналогии. Например, вот о чем. Все мы знаем, что в фольклоре каждого народа есть благопожелания. У нашего народа они называются…..? (йорялы) Почему народ наш придавал и придает такое большое значение им? Ведь нет ни одного события большого или маленького, чтобы ему не посвящали йорялы. Есть немало пословиц, подтверждающих огромное значение благопожеланий в жизни народа. Например: «Йорял уга алтнас йорялтя зес» (Благословленная медь дороже неблагословленного золота), «Йорялин экн - тосн, харалин экн - цусн» (У истоков благопожелания - масло, а у истоков проклятий - кровь).

Неграмотные наши далекие предки, наверняка, не знали о том, что человеческий организм на 80% состоит из воды, но во все времена желали произносить и слышать йорялы и очень боялись харалов. Можно ведь предположить, что они имели и имеют воздействие на организм, а, значит, и жизнь человека.

Во всяком случае, эти сведения должны нас заставить задуматься так ли уж безобидны слова, которые многие из нас употребляют в своей речи и без которых можно прекрасно обходиться.

4.Из истории ненормативной лексики.

Откуда же они появились в нашей речи? Всегда ли они существовали?

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо - татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной брани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

5. Ненормативная лексика и мы.

Заговори, чтобы я тебя увидел…

Зачем же нужна «ненормативная лексика» в речи. С какой целью ее употребляют, в каких ситуациях? Результаты исследования указывают на несколько причин:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Приведем некоторые статистические данные о том, как молодые люди относятся к проблеме сквернословия, и какое место нецензурная брань занимает в их жизни. По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

Государство действует здесь своими методами. Нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом всё ещё приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной?

Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он – де у нас в крови. Плохого в нём ничего нет, Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар.

Тем, кто так думает, нужно знать ещё и следующее. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово – это уже совершенно конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии. В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

6. Сквернословие и здоровье человека. Исследования ученых.

Результаты анкетирования.

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Они считают, что прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, должны появиться изменения в духовном плане человека, в его мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. (См. приложение)

Изменение отношения человека к самому себе – очень важный путь, ведущий к здоровью.

Состояние души современного россиянина отражено в исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения.

За последние 10 – 15 лет, по мнению большинства опрошенных, в окружающих людях усилились качества, помогающие достижению личного успеха любыми средствами: цинизм и умение «идти напролом» (считают 57% россиян). Одновременно отмечается ослабление таких качеств как искренность (67%), честность (63%), душевность (62%), бескорыстие (59%), верность товарищам (52%) – т.е. истинных человеческих ценностей. Естественно, что в обществе, в котором потеряли цену настоящие ценности, слова и выражения не будут исполнены высокой духовной культуры. Отсюда же – вспышка наркомании, алкоголизма, преступности. Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается. (См. приложение)

По данной теме было проведено анкетирование среди учащихся седьмых, девятых классов. (Образец анкеты в приложении)

Анкетирование учащихся показало, что прослеживается непосредственная связь между употреблением мата в семье и самими участниками анкеты.

Всего 7,8 % респондентов отметили, что у них в семьях не ругаются матом; В 17,6 % семей – мат употребляют; 74,5 % респондентов отмечают, что мат в их семьях употребляют иногда (учащиеся отмечают, что неформальная лексика в их семьях используется в основном для выражения недовольства со стороны родителей по отношению к детям, во время ссор).

Доказательством вышеуказанного утверждения являются ответы учащихся на вопрос: «Как вы относитесь к мату?» 53 % опрошенных отвечают, что в определённой жизненной ситуации ненормативная лексика необходима, т.е. иногда. В подтверждение этого можно привести анализ ответов на вопрос о случаях употребления мата. Подавляющее большинство респондентов (84,5 %) отмечают, что они ругаются матом, когда сердятся или злятся.

74,1 % опрошенных утверждают, что используют мат иногда, что является лишним подтверждением вышесказанного.

На вопрос «Как часто вы употребляете неформальную лексику?» 20,7% респондентов ответили, что «часто». Обратим внимание, что в первом вопросе «Ругаются ли матом в вашей семье?» 17,6 % опрошенных ответили утвердительно. Прослеживается определённое соответствие ответов.

С матерными словами связано одно интересное наблюдение. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Л.Китаев - Смык вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того. Кто использует нецензурные выражения. Однако, по этим же результатам исследований, человек прибегает к мату тогда, когда он, пусть даже на подсознательном уровне, не уверен в своей состоятельности, в своих силах, то есть чувствует свою неполноценность.

Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом – то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведёт к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность как в душе, так и во внешности. Причина всё в тех же мужских гормонах. Для женщин мат противоестественен на физиологическом уровне.

Сквернословие наносит вред здоровью самого матершинника. Доказательством этому служит одно известное исследование влияния сквернословия на здоровье человека. В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы.

То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

«Мы пришли к выводу, - говорит Пётр Гаряев, - что волновые «уши» ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний… ДНК не безразлична к получаемой «информации». Например, молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает программы, которые обеспечивают нормальную работу организма».мы это увидели и на опытах японского ученого.

Вновь обратимся к словам П.Гаряева: «Генетическому аппарату далеко не безразлично, о чём вы думаете, говорите или читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном. Любое произнесённое слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь».

К ещё более поразительным выводам недавно пришёл уральский учёный Г.Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя всё живое. Гипотезу Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ – столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт - Петербурга и Барнаула. И доказать теорию удалось! Вместе с коллегами учёные в лаборатории в целях эксперимента поливали зёрна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговорённой молитвами, прорастали в 96 случаях. Всё это ещё раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из нас догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Выходит, что наши предки, не изучавшие законов физики, химии и других наук, были гораздо мудрее, культурнее. Они ценили и возносили благопожелания и избегали проклятий, думая о своем здоровье и заботясь о здоровье своих потомков.

Может быть, сквернословие действительно является одной из причин слабого здоровья молодого поколения?

III. Заключение.

Исследуя эту тему, собирая материал, приходишь к следующему выводу: «Борьбу со сквернословием, с грубыми, бранными словами нужно каждому человеку начинать с себя!» Нравственным правилом для каждого из нас должны стать слова известного писателя А.Солженицына: « Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но только не через меня».

Попробуем устоять в такой позиции. Попробуем не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Позиция «Я – исключение!» притягательна потому, что отвечает подлинным потребностям личности выделиться, проявить свою уникальность. Как раньше боролись со сквернословием?

Однажды в Киеве знаменитая Дева Мария обратилась к молодому человеку лет 18-ти: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел».

Вот, оказывается, каким сильным образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда поможет «небесный кремль», будь только достоин этой помощи.

Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

Я ИСКЛЮЧЕНИЕ. МОЯ РЕЧЬ – ЭТО МОЕ ЗЕРКАЛО, МОЕ ДОС-

ТОИНСТВО. НАСТОЯЩИЙ КОНТРОЛЬ – ЭТО КОНТРОЛЬ ИЗНУТРИ.

Список использованных источников и литературы:

1.С. Ожегов.Толковый словарь русского языка.

2.Я.Григорян.Язык мой-друг мой.

3.Д. Кугультинов. Сборник стихотворений «Простор».М.Прогресс.1977 г.

4.В.Солоухин.Стихотворение «Слово о словах».

5.В.Харченко.Молодежи о сквернословии..Журнал «Русский язык в школе» №1 1977 г.

6.Хальмг ульгурмуд болн тяялвртя туульс.Элиста.1960 г.

7.Ю.Андросова.Вирус сквернословия.Газета «Школьный психолог» №20 -2008г.

8.Эмото и его фотографии.tasya -moor ./ucoz .ru

9.Вирус сквернословия.www .schsite .ru


«Подгорненская средняя общеобразовательная школа им. Чиркина»

Исследовательская работа по русскому языку

Выполнила: Грезнева Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Подгорненская СОШ им. Чиркина»

Подгорное 2016 уч.год

Введение

«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»

Объект исследования : речь учащихся МОУ «Подгорненская СОШ им. Чиркина»

Задачи исследования :

Методы исследования : Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)

Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Проблемные вопросы:

    Основополагающий вопрос:

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследовательского проекта

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

2).Причины возникновения

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

    Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

    Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

    Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

    Мода на некоторые слова

буквально

как говорится

собственно говоря

видишь / видите (ли)

как сказать

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

вообще (-то)

на самом деле

типа того

в принципе

в самом деле

все такое

дело в том, что...

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

В анкетировании и устном опросе принимали участие учащихся 5-9 классов (Приложение №1)

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ...

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли .

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

Читай хорошую литературу;

Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;

Наказывай себя штрафом;

Практикуй выступления перед аудиторией;

Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4. Вывод

изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

III.Заключение

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

IV. Литература

2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

    http://www.philology.ru

    http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 2

Приложение 3

МОУ НИЖНЕ-ИВОЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДОКЛАД

На республиканскую научно-практическую конференцию

«Шаг в будущее»

Тема: Чем засорена речь учащихся нашей школы

Секция: Литература

Выполнила: Жалсанова Сарюна, ученица 8 «а» класса

Руководитель: Бальчинова Соелма Доржиевна

Рецензия

на исследовательскую работу

ученицы 8а класса ЖалсановойСарюны:

чем засорена речь учащихся нашей школы

Работа Жалсановой Сарюны посвящена культуре речи учащихся нашей школы. Данная исследовательская работа основана на материалах, собранных методами анкетирования, наблюдения, опроса, изучения специальной литературы.

Актуальность темы продиктована современным состоянием речи большинства учащихся. Влияние технических новинок, интернета; частое пользование детей смс-сообщениями, убывающий интерес к книге-все это вкупе способствует искажению речи. Особенно остро это явление ощущается в нашей национальной школе, где обучение предмету русский язык проходит в условиях билингвизма. На сегодня мы имеем ученика с родным бурятским языком, который зачастую не знает родного бурятского и имеет бедный словарный запас по русскому языку. Таким образом, употребление «лишних» слов еще больше затрудняет процесс обучения.

Сарюна в ходе своей работы изучала специальную литературу, проводила анкетирование, наблюдение. Затем все эти материалы анализировала, составила словарик «лишних» слов учащихся своей школы, памятку для устранения проблемы.

Автор провела действительно большую практическую работу. Данная исследовательская работа выполнена на высоком уровне, имеет практическую значимость. Сарюна также грамотно использовала все названные методы.Сделаны соответствующие выводы.

Научно-исследовательская работа Жалсановой Сарюны «Чем засорена речь учащихся нашей школы» оформлена согласно предъявленным требованиям и рекомендуется для участия в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Рецензент: Бальчинова Соелма Доржиевна

Оглавление:

Введение:

    Цель исследования

    Задачи

    Объект исследования

    Предмет исследования

    Методы исследования

Основная часть:

    Теоретическая часть

    Практическая часть

Заключение

Список литературы

Чем засорена речь учащихся нашей школы

Введение

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. Еще в глубокой древности умные люди считали, что речь человека должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.Также мы знаем, что в древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов. Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и просто людьми, за которыми шли другие.

Изначально язык придумывали первобытные люди, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Речь в нашей жизни играет огромную роль. Она пе­ре­да­ёт наши мысли. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- говорил наш великий классик А.П.Чехов. Об­ща­ясь друг с дру­гом и ис­поль­зуя язык, мы со­вер­ша­е­м ре­че­вое дей­ствие.

Наша речь «рас­тет» и «взрос­ле­ет» вме­сте с нами. Чем боль­ше слов знает че­ло­век, тем точ­нее и ярче вы­ра­жа­ет он свои мысли, тем при­ят­нее с ним об­щать­ся окру­жа­ю­щим его людям. Но, к сожалению, мы сплошь и рядом видим и слышим, как сильно засорена наша речь, письменная и устная.

Цель моего исследования: выяснить, чем засорена речь учащихся нашей школы, побудить школьников к бережному отношению к чистоте языка

. Задачи :

    Изучить литературу по данной теме

    Провести анкетирование учащихся 5-11 классов и проанализировать полученные результаты

    Разработать текст беседы «Чем засорена наша речь и как сделать ее красивой » и выступить с ней перед учащимися

Объект исследования – речь учащихся.

Предмет исследования – отношение учеников к проблеме сохранения чистоты нашей речи.

Методы исследования:

    Изучение специальной литературы

    Анкетирование

    Наблюдение

Теоретическая часть

Что портит речь человека

Жаргонизмы

Жаргонизмы - это жаргонные слова или выражения. Людей, которые употребляют жаргонизмы, объединяют общие интересы. Так же можно сказать, что эти люди объединены по социальному признаку. Например: молодежный, профессиональный, тюремный, студенческий.

В словаре Ожегова дается следующее толкование слову «жаргон»: Жаргон-

речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж.

Наиболее популярным считается тюремный жаргон. Например,мне запомнилось жаргонное слово «редиска» (плохой человек) из кинофильма «Джентльмены удачи»..

Если попытаться объяснить на простом языке, что такое жаргонизмы , то можно сказать, что это узкоспециализированные слова, которые использует группа людей, объединенная общими интересами или родом деятельности.

К примеру, школьные жаргонизмы:

    училка - учитель (физичка, русичка, химичка и т.д., только эти слова относятся к учителю, который ведет определенный предмет)

    физра - физическая культура

    шпора - шпаргалка

    домашка - домашняя работа

и т.д.

В данном случае, эти жаргонизмы относятся к группе лиц "школьники", которые активно используют их при общении между собой.

И таких примеров можно привести очень много, но смысл, думаю, понятен.

« Кстати » - это слово употребляют в повседневной своей речи все те люди, которым не хватает внимания.

Они могут ощущать неловкость в незнакомой компании, и поэтому и прикрывают свое смущение этим словом.
Вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».

« Короче » - показатель торопливости, нервозности и агрессии.

Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента. Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной нервной системы. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.

« Это самое » часто говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности.

Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.

« Вообще-то » - еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей.

Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.

« На самом деле » проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей.

Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его жизненных выступлений.

« Типа » и « Значит » любят повторять настоящие консерваторы.

Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.

« Как бы » - это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире.

Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.

« Просто » часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным.

Они зависят от своего окружения, и бояться взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.

Не могу не заострить ваше внимание еще на одной очень большой проблеме нашей речи- сквернословии . Это целое явление, имеющее и другие определения: «нецензурная брань», «ненормативная лексика», «матерные слова» и т.д. По моему мнению, это самые непристойные, грубые слова из всех групп слов, портящих нашу речь.

Недаром это явление именуется сквернословием, от слова «скверна».

В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное».

В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать». Матерные слова – неприличные слова.

В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем: Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.

Я абсолютна не согласна с мнением некоторых исследователей, которые считают, что сквернословить - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали публичной порке: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.

Вызывает большой интерес и уважение ккнига "Юности Честное Зерцало»выпущенная еще при Петре1-м , где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Самым важным и научно подтверждённым является то , что матерные слова опасны для здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Таким образом, эта группа слов, которые засоряют нашу речь, совершенно недопустима к употреблению, особенно в речи школьников.

Следующая группа слов, также портящая чистоту нашей речи, - слова иноязычного происхождения.

Изучая литературу по данной теме, просматривая данные статистики, я с удивлением обнаружила, что за последние 10 лет естественней прирост иностранных слов превышает норму в 17 раз!

С одной стороны, использование иностранных слов в современной российской жизни абсолютно закономерно и связано с прогрессом. Как я выше отмечала, ведь язык как живой организм: развивается, изменяется. Но не всякое значение употребляемых иностранных слов понятно, особенно для массового восприятия. Прежде всего,это относится к узкопрофессиональным словам. Впрочем, не ясными порой оказываются слова, политически и экономически предназначенные для активного употребления в самых широких слоях. Например, есть же аналоги в русском языке иностранным словам: бартер-обмен, ребрендинг – переименование;ритейлер – продавец, торговец и т.д.

Я ни в коем случае не против иностранных слов. Без многих из них мы уже не сможем обойтись. Например: аэропорт, аналог и аналогичный, эквивалент, компьютер, процесс, феномен, профилактика и тысячи других слов. Вебмастера вовсю пользуются “плагинами”, “виджетами”, мы все знаем, что такое “он-лайн”, не говоря уже про “компьютер”. (Несколько завидуем французам.Они так берегут свой язык, что общепринятое “компьютер” заменили своим родным словом, придумав для него новое понятие). Но зачем засорять язык мерчендайзерами и ритейлерами, когда по сути это означает одно и то же – продавец, торговец. Для солидности? Продавец – не солидно, а ритейлер – значимо? Это с какой стороны посмотреть. Для умных людей – продавец – это профессия, заслуживающая уважения. Ритейлер – общее понятие для человека непонятной и вряд ли полезной деятельности.

По мнению многих исследователей, иноязычные слова зачастую являются данью моде.Подводя итог вышесказанному об иноязычных словах, я бы отметила следующее: если сквернословие абсолютно недопустимо в речи, то в отношении иностранных слов категоричной быть никак не могу. Ведь как учили нас в 7-м классе, язык - это развивающееся явление. Тем не менее, мне кажется, во всем нужна мера. Есть слова, которые действительно мы используем неоправданно. С другой стороны, немало и тех слов, которые прочно вошли в язык: информация, пообщаться, протестировать, офис, бизнесмен и т.д.

Практическая часть

В практической части своей исследовательской работы мною было проведено следующее:

    проведено анкетирование учащихся 6-х, 8-х, 10-го класса нашей школы

    изучена литература по данной теме

    просмотрены художественные тексты, высказывания русских писателей о красоте русского языка

    подготовлен доклад «Как научиться красиво говорить»

    составлен словарик наиболее часто употребляемых слов, засоряющих речь учащихся нашей школы

Результаты анкетирования

    «Какими словами засоряете свою речь» показали:

    втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин;

    многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами -

    7.Учащиеся8-11 классов употребляют даже слова ненормативной лексики (прост. «матерные слова»). Среди них есть девочки

    Анкетирование «Употребление «мусорных»слов у учащихся разных возрастных групп» (учащиеся 5- 11 классов).

Из результатов анкеты следует, что:

Чаще всего произносятся следующие

    1. жаргонные слова: училка, домаха, физра,чувак,братан,лох,хавчик

      иноязычные слова: селфи, имидж, мейк-ап. Нужно сказать, что эти слова чаще произносятся в старших классах

Заключение

Список литературы

1Брагина, А.А. Лексика языка и культура страны. Москва, Просвещение, 2001г.

2.Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Москва, Просвещение, 1996 г.

4. Люстрова, З.Н., Скворцова, Л.И. О культуре русской речи. Москва, «Знание», 1998 г.

5.Успенский, Л.В. Культура речи. Москва, Знание, 1996 г.

6.Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.

Приложение 1

Анкета.

    Какие лишние слова, портящие нашу речь, Вами используются?

    Замечаете ли Вы, что их произносят Ваши друзья, знакомые?

    Почему Вы их употребляете?

    Как можно от них избавиться?

Приложение 2

Ну

Нежелание (Поиск слова)

Ну… щас подумаю.

Типа

    Желание выделиться

    Заменить паузы

Ты, типа, не понял?

Это самое

Пауза во время говорения при употреблении слов

Я…это самое…учила…

Реально

Одобрение, уверенность

Клевый был фильм, реально!

Вообще, ваще!

Легкое возмущение

Идешь домой? – ну ты, ваще!

По ходу

Неуверенное утверждение

По ходу, мои родители придут на собрание

Прикольно

Весело

На вечере так прикольно было.

Блин

Недовольство кем-нибудь или чем-нибудь

Ну ты блин совсем…

Пипец!

Сильное удивление,недовольство чем-нибудь

Ты что, не придешь?! Нупипец!

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-либо вспомнить

Сложное предложение… как его…это такое предложение… как его…

Глубоко фиолетово

Все равно

Да мне глубоко фиолетово, что ты сказал.

Словарик жаргонных слов:

Училка-учительница

Хавчик-еда

Домаха-домашнее задание

Ботан-отличник

Двигай-иди

Словарик иноязычных слов:

Селфи – автопортретный фотоснимок

Мейкап- макияж

Онлайн-в реальном режиме (в интернете)

Хамаагуй-ничего, все нормально

Байгааюмдаа - да ладно

Приложение3

Памятка

Способы избавления от ненужных слов

1. Постоянно практикуйтесь в своей устной речи

Ищите любую, даже самую крохотную возможность для выступления перед той или иной целевой аудиторией. Ведь без постоянных тренировок и самосовершенствования невозможно ничего достичь.

2. Задержите дыхание

Если вы вдруг почувствовали большой соблазн вставить в свою речь какое-нибудь ненужное словечко, сделайте большой вдох. Это действие приведет к ненамеренной паузе, которую можно использовать для дальнейшего построения ваших будущих фраз.

3. Контролируйте себя со стороны

В избавлении от данной проблемы могут помочь посторонние люди. Попросите своего друга, знакомого или родственника пообщаться с вами или просто понаблюдать за вашей речью.Полученный результат нужно будет постоянно корректировать, и в итоге вы сможете сделать речь более грамотной и ясной.

4. Вынужденные остановки в речи

Необходимо приучить себя делать паузу в нужном месте. Если раньше вместо этого у вас возникал поток ненужных фраз и словосочетаний, необходимо научиться помолчать. И в этом молчании очень много плюсов:

Во-первых, при небольшой остановке ваше внимание автоматически концентрируется на дальнейшем продолжении рассказа.

Во-вторых, многие люди начинают переваривать услышанную информацию только после небольшой паузы, в чем вы им и поможете.

5. Отбросить все волнения

6. Самое главное: больше читать , постоянно пополнять свой словарный запас

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама