"В гостях у Хрюши "
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
Конспект непрерывной образовательной деятельности
" В гостях у Хрюши "
для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)
Задачи:
Формировать умение различать величины: длинный – короткий, большой – маленький, средний;
Способность составлять сериационный ряд из трёх предметов, различных по величине;
Умение выделять и называть много, один и ни одного предметов
Развивать способность называть и находить в ближайшем окружении геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат.
Развивать внимание, память, логическое мышление, математические способности детей
Закреплять представление о некоторых частях суток - утро, ночь
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Задачи:
Активизировать словарь детей новыми понятиями в соответствии с темой НОД;
Учить детей отгадывать загадки
Закреплять навыки связной диалогической речи
Социально-коммуникативное развитие
Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками
Физическое развитие :
Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук
Развивать координацию движений
Использование современных образовательных технологий
1. Здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика «Двое толстых поросят»
Технология музыкального воздействия (Екатерина Железнова «Покажи- ка мне ладошки»)
2. Проблемно – игровые технологии:
Логическая математическая игра «Строим домик»
Материалы и оборудование
1. Игрушки –Поросенок Хрюша, свинка, волк
2. Корзина с муляжами–яблоками по количеству детей.
3. Коврики «Длинная дорожка», «Короткая дорожка»
4. 3 игрушки медведя разной величины и 3 чашки разной величины.
5. Музыкальный центр, диск или флешка (Екатерина Железнова)
6. Логическая игра «Строим домик» (геометрическая мозаика по образцу) по количеству детей. Домик – квадрат, треугольник – крыша, круг – окошко, прямоугольник – дверь.
7. Образец «Домик»
Предварительная совместная деятельность
1. Чтение русских народных сказок «Три медведя», «Три поросенка»
2. Логическая игра «Геометрическая мозаика»
3. Знакомство с понятием «загадка» и принципом их отгадывания.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Организационная часть:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
Солнышко проснулось,
Деткам улыбнулось,
Ну а детки – молодцы
Улыбнулись, потянулись,
Прыг с кроватки,
А потом – в детский сад бегом.
Воспитатель: Ребята, это стихотворение про вас. Когда вы просыпаетесь и приходите в детский сад, какое это время суток? (утро) А когда на улице темно и вы крепко спите рядом со своими мамами? (ночь)
Воспитатель: Вы пришли в детский сад, и к вам сюда пришёл гость – поросенок Хрюша. В сказке случилась беда, Волк обижает маленьких поросят. Только мы можем помочь. Хрюша очень об этом просит. Поможем?
Дети соглашаются и все «отправляются в путь»
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами две дороги, они одинаковые? Дети: Нет, дороги разные – одна короткая, другая длинная.
Воспитатель: Мы с вами пойдем по длинной дороге, нам далеко идти покажите длинную дорогу. По какой дороге мы идем?
Дети идут по длинному коврику друг за другом
Воспитатель: Вот мы и пришли. Кто же здесь спрятался? Отгадайте загадку:
У меня забавный хвостик,
Вместо носа – пятачок,
Я люблю, чтоб мне чесали
Толстый розовый бочок (поросенок)
Воспитатель: Да это поросенок! Хрюша, что случилось? (Хрюша: Волк разрушил домики поросят)
Воспитатель: Что же делать, ребята? (надо построить домики для поросят). Воспитатель: Хрюша, ребята тебе помогут, они построят такие же домики, как были, даже лучше!
Логическая математическая игра «Строим домик»
Воспитатель: Какие фигуры вы возьмете, чтобы построить домики? (квадрат). А крыша нужна домику? Какую фигуру возьмете? (треугольник). А окошки будут? Какую фигуру возьмете? (круг). А дверь будет в доме? Какую фигуру возьмёте? (прямоугольник).
Воспитатель: Какие красивые домики получились. Хрюша: Спасибо, ребята. Вы так нам помогли. Когда Волк выгнал нас из домиков, мы так испугались, что все спрятались, но теперь у нас есть домики и мы пляшем от радости!
Технология музыкального воздействия – Екатерина Железнова « Двое толстых поросят »:
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.
Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста .
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.
Бегают туда - сюда:
"Где же вкусная еда?"
Поднять большие пальцы, качать ими .
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Вдруг открылась эта дверь:
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола .
"Можно выбежать теперь!"
Большие пальцы стучат по столу .
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
Вращать большими пальцами
"Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!"
Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони.
Воспитатель: Хрюша, мы пришли к тебе не с пустыми руками, мы принесли тебе целую корзинкуяблок. Ребята, сколько яблок в корзинке? (много) Сейчас, каждый из вас возьмет по одному яблоку и угостит Хрюшу. По сколько у вас яблок? (по одному) Сколько яблок осталось в корзине? (ни одного) Сколько яблок уХрюши? (много). Сколько яблоку меня, у вас? (ни одного). Хрюша так обрадовался нашему угощению, что снова решил потанцевать, и вас приглашает.
Технология музыкального воздействия – Екатерина Железнова «Покажи- ка мне ладошки» (дети выполняют движения в соответствии со словами песни)
Покажи -ка мне ладошки
И похлопай ты немножко
Хлоп- хлоп- хлоп,
Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотри (сделать любое движение)
Точно всё ты повтори.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три
Воситатель: Ребята, пока вы потанцевали, к Хрюше гости пожаловали. Кто это? (медведи) А медведи одинакового размера? Покажите самого большого медведя, самого маленького? Хрюша приготовил для медведей чай, пить они его будут из посуды, как она называется? (чашки) Чашки одинаковые по величине? (разные)
Воспитатель: Давайте расставим чашки в ряд от самой большой до самой маленькой! Давайте рассадим медведей по росту – от самого большого до самого маленького!
Воспитатель: Какому медведю дадим самую большую чашку? Почему? Какому медведю самую маленькую чашку? Почему? (Дети угощают чаем медведей)
Часть 3 –заключительная.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад.
К кому в гости мы ходили?
По какой дорожке шли?
Как мы помогли поросятам?
Чем угощали поросенка Хрюшу?
Кто приходил к Хрюше в гости?
Воспитатель: Вы, ребята, так Хрюше понравились, что он решил остаться с вами вместе в нашей группе! (Новая игрушка Хрюша остаётся в группе)
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок»
ОО «Познавательное развитие»
ООД «Формирование элементарных математических представлений»
Средняя группа
Тема: «Волшебная бабочка»
Разработал:
вос-ль I кат.
Зорикова Н.В.
2016-2017уч.год
Конспект ООД
Тема: «Волшебная бабочка»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности
Задачи:
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже;
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
Закрепить знание порядкового и количественного счета до 5.
Оборудование:
Демонстрационный материал. Макет бабочки (с изображением на крыльях геометрических фигур), 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяялента разной длины, 2 дощечки разной ширины, мольберт (фланелеграф).
Раздаточный материал: Двухполосные счётные карточки, карточки с изображением воздушных шаров красного цвета и бабочек синего цвета (по 5 шт. для каждого ребёнка), звёздочки.
Игровая ситуация «К нам в гости прилетает волшебная бабочка».
Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня к нам гости прилетела волшебная бабочка.
Ребята посмотрите, что изображено у нашей гостье на крылышках?
Ответы детей: (геометрические фигуры)
Назовите геометрические фигуры на левом крыле?
Назовите геометрические фигуры на правом крыле?
Волшебная бабочка «играет» с воздушными шариками.
Ребята скажите: «Сколько шариков у бабочки? Какого они цвета?»
Ответы детей:
Ребята, у вас на столах разложены тарелочки, а в них шарики и карточки. Давайте покажем бабочке, как мы умеем считать.
Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю - все картинки с красными шариками.
После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков?
Шариков какого цвета больше (меньше)?
Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну?
Ответы детей:
Какие вы молодцы! А тебе бабочка, ответы наших детей понравились? Раз понравились мы хотим еще в одну игру поиграть. Ребята, покажем игру бабочке? (Да).
Физминутка «Бабочки»
Мы шагаем друг за другом.
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три,
Сели на цветок - замри!
Молодцы ребята!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сравним ленты».
Волшебная бабочка очень любит играть с ленточками (показ полёта бабочки с лентами).
Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленточки у бабочки?
Одинаковые ли они по длине?
Как это можно узнать?»
Воспитатель вместе с детьми располагает ленточки на фланелеграфе (мальберте) друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей?
Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»
Ответы детей:
Игровое упражнение «Перепрыгиваем через ручеёк».
Воспитатель показывает детям дощечки (ручеёк) и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкий (узкий) ручеёк и предлагает перепрыгнуть через ручеёк.
В конце занятия бабочка дарит ребятам звездочки.
Молодцы, ребята. Бабочке очень понравилось с нами играть. Давайте бабочку попросим остаться у нас в группе, (бабочка останься). Она согласна, Бабочка остается.
В конце занятия воспитатель подводит итоги занятия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
"Детский сад № 57 "Веснушки".
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «А в попугаях я гораздо длиннее»
Бельская Светлана Ивановна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Петрозаводск
2017
Цель: ознакомление детей с измерительными приборами - линейка и рулетка; c единицей измерения длины - сантиметр
Образовательные задачи:
Формировать навык измерения длины разными мерками и устанавливать причинно-следственные связи: зависимость количества мерок от их величины;
Закрепить понятие «условная мерка»;
Познакомить со старинными мерами длины;
Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром;
Формировать умение измерять длину с помощью линейки;
Развивающие задачи:
Развивать умение видеть проблему и принимать активное участие в совместном обсуждении нахождения путей её решения;
Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математике.
Словарь: «ладонь», сантиметр, метр.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «38 попугаев» - «Зарядка для хвоста», беседа об единицах измерения, о способах измерения длины, измерение предметов с использованием условной мерки.
Методы и приёмы: игровой (сюрпризный момент); наглядный (использование проектора); совместная деятельность в подгруппе; практическая деятельность детей; вопросы поискового характера; использование интернета (отрывок из мультфильма); анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Использование современных образовательных технологий:
социо - игровая технология
ИКТ технология
технология музыкального воздействия;
ТРИЗ
технология исследовательской деятельности
здоровьесберегающие технологии
личностно-ориентированные технологии
Материалы:
Демонстрационный: отрывок из мультфильма «38 попугаев», линейка, рулетка, игрушка удав, посылка, письмо, нитки, компьютер, проектор, цифры 1,2, 3, 4 - формат А4.
Раздаточный: по 6 карточек с цифрами 1,2,3,4; 4 конверта с карточками с изображением животных и насекомых (червяк, гусеница, ящерица, змея); куски ниток на каждого ребенка, линейки на каждого ребенка.
Ход оод:
I . Вводная часть.
Организационный момент:
Дети располагаются на ковре полукругом.
Разминка:
Воспитатель: Какое сегодня число? Какой месяц? Какой сегодня день недели? Какой по счету это день? Завтра - какой день? Сколько сегодня детей в группе (мальчиков, девочек)?
Воспитатель: Дети, посмотрите налево, посмотрите направо и скажите, а в группе у нас ничего необычного нет?
Дети рассматривают помещение группы и находят на подоконнике посылку
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришла посылка. На посылке кодовый замок, нам нужно угадать код. А вот и подсказки: цифры какие-то и задачи. Слушайте внимательно и отвечайте, подняв руку:
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Первая цифра кода - 3.
Воспитатель вызывает одного ребенка, он берет в руки соответствующую цифру и поворачивается лицом к детям.
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Вторая цифра кода - 4
Воспитатель вызывает второго ребенка, который берет в руки следующую цифру и поворачивается лицом к детям.
3. У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры? Третья цифра кода -1.
Воспитатель вызывает третьего ребенка, который берет в руки третью цифру и поворачивается лицом к детям.
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес?
Четвертая цифра кода - 2.
Воспитатель вызывает четвертого ребенка, который берет в руки четвертую цифру и поворачивается лицом к детям.
Воспитатель: назовите хором код к посылке.
Дети хором называют: 3412
Технология музыкального воздействия:
Воспитатель открывает коробку, звучит музыка из мультфильма «38 попугаев»
Воспитатель: Снова загадка, вот послушайте:
Без рук, без ног -
Ползает на брюхе.
Нет у нее слуха,
Не жуёт - глотает.
Смотрит - не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали?
Кто - …
Воспитатель: Правильно змея. Эта змея живет в джунглях, она очень длинная. Как называется? (Удав).
Верно удав. (воспитатель достает из коробки игрушечного удава, длиной 1,5 метра)
Воспитатель: А еще в посылке есть письмо, давайте прочитаем.
«Здравствуйте дети. Пишут вам Мартышка, Слоненок и Попугай. У нас есть друг Удав, который похож на игрушку из посылки. Он очень хочет знать какой у него рост. Мы измеряли его рост и мартышками и слоненками и попугаями, но всегда рост получался разный. Это очень расстраивает нашего друга Удава, помогите нам, пожалуйста. Подскажите чем можно измерить удава еще, да так, чтобы у всех один и тот же рост получался. Ждем с нетерпением от вас ответа».
Воспитатель: Дети давайте посмотрим как Мартышка, Слоненок и Попугай измеряли удава.
ИКТ технология:
Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев».
Воспитатель: Да действительно, результат получался всегда разный.
Чем являлись слон, мартышка и попугай при измерении длины удава? (Условной меркой)
Ну что, поможем друзьям? (да).
II . Основная часть
Социо - игровая технология:
Воспитатель: Для начала давайте разделимся на команды, и каждая команда выберет себе капитана. На подносе разложены карточки с цифрами. Выбираем каждый по карточке. У кого цифра один - первая команда, занимает стол с цифрой 1, у кого цифра 2 - вторая команда, занимает стол с цифрой 2, у кого цифра 3 - третья команда, занимает стол с цифрой 3, и у кого цифра 4 - четвертая команда занимает стол с цифрой 4.
Дети садятся за стол.
Воспитатель: А теперь даю вам полминутки выбрать капитана команды.
Дети выбирают капитана команды и сообщают об этом воспитателю.
Воспитатель:
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!
Воспитатель:
Руки? - на месте
Ноги? - на месте
Локти? - у края
Спина? - прямая.
Воспитатель: Сейчас ко мне подойдут капитаны команды.
Шепотом дает задание капитанам команд: У вас на столах лежат конверты с изображением животных и насекомых. Разложите этих животных и насекомых от самого короткого до самого длинного.
Мозговой штурм (ТРИЗ) «А в попугаях - то я гораздо длиннее!»
Воспитатель: Сейчас ко мне снова подойдут капитаны команды.
Воспитатель шепотом дает задание капитанам команд:
Подумайте, в каких животных удав будет длиннее, чем в попугаях? Каждая команда должна назвать по три таких животных.
Капитан сообщает задание своей команде.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Отвечать выходят по одному участнику команды
Вопросы к детям : - Друзья из мультфильма разных удавов измеряли или одного и того же? - Почему результаты измерения получились разные? - Что получилось, если бы захотели измерить удава в муравьях? В мультфильме удав воскликнул: «А в попугаях - то я гораздо длиннее!»
Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?
В результате обсуждения делается вывод: длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений.
Воспитатель: Не получается одинаковый результат.
А давайте попробуем измерить удава нашими шагами?
Воспитатель выбирает 2 ребенка разного роста (самого высокого и самого низкого).
Практическая деятельность: Дети шагают вдоль удава по очереди и считают шаги.
Вопросы детям : Сколько шагов получилось у Леона? А сколько шагов у Насти? У Леона больше шагов или у Насти? А теперь подумайте, удав одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Леона были шаги шире, у него получилось меньше кол-во шагов. А у Насти шаги уже, поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Спасибо! Можете сесть за свои места.
Здоровьесберегающая технология:
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Из мультфильма «38 попугаев» «Зарядка для хвоста».
Технология исследовательской деятельности:
Воспитатель: Как же нам помочь удаву?
Раньше люди для измерения длины пользовались тем, что было всегда с собой: руками, пальцами, шагами. Шагами мы уже измеряли, не получился один и тот же рост. А еще люди измеряли длину в «локтях», т. е. использовали расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
Я сейчас вам покажу, как измеряли локтем (на примере нитки).
Воспитатель дает задание капитанам команд: У вас на столах есть нитки, отмерьте нитку длиной в свой локоть.
Практическая деятельность детей : дети отмеряют нитку длинной в «локоть»
Воспитатель : А теперь этой меркой измеряем удава. (воспитатель вызывает несколько детей).
Вопросы детям: Одинаковый результат получился или нет? Почему? (Дети разного роста и мерка, поэтому, у всех разная).
Подходят нам старинные мерки длины? (Нет.)
Воспитатель: Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.
Воспитатель демонстрирует линейку сантиметровую и рулетку, объясняя, где удобнее использовать линейку, а где рулетку. Расстояние от одной цифры до другой называется сантиметр. В сантиметрах измеряют небольшие по длине предметы. А сто сантиметров - это один метр. Им измеряют длинные предметы.
Воспитатель: У вас на столах лежат линейки, возьмите их в руки. Рассмотрите. Какая первая цифра на линейке? Какая последняя? Чтобы правильно измерить длину, нужно совместить цифру «0» и край предмета, размещая линейку по прямой линии до конца предмета.
Ребята, давайте попробуем измерить линейкой высоту жирафа и высоту тигра.
Практическая деятельность детей: Дети измеряют и сравнивают по высоте жирафа и тигра.
Скажите, удобно ли линейкой измерять длинные предметы? А чем удобнее измерять?
А удава чем удобнее измерить линейкой или рулеткой?
Воспитатель вызывает нескольких детей по - очереди и измеряют удава.
А теперь получился у всех одинаковый результат или нет.
III . Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Вика, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Все у нас получилось?
Смогли ли мы помочь друзьям? Что мы напишем в письме? Чем нужно измерить удава, чтобы узнать его рост?
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Очень долго занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Всем спасибо, все были сегодня молодцы!
Конспект непосредственно образовательной деятельности
группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет по образовательной области «Познавательное развитие»
«Удивительный космос»
Выполнила:
Молчанова Н.П.
Воспитатель
МБДОУ №48 «Росток», г. Сургут
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определил систему целевых ориентиров дошкольного детства по направлениям детского развития (образовательным областям). В том числе сформулированы требования к содержанию образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников (ФГОС ДО раздел II, п. 2.6). Можно ли назвать эту задачу простой в контексте работы с детьми дошкольного возраста?
Многие свойства и отношения объектов окружающего мира абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Как показать и доступно объяснить ребенку то, что достаточно сложно для понимания даже взрослого человека? Следовательно, работа с детьми по познавательному развитию требует особой организации образовательной деятельности.
Таким образом, педагогическая задача состоит в подборе актуальных и эффективных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире.
ФГОС ДО определил основную форму реализации образовательной программы дошкольного образования (раздел I, п. 1.2., п.п. 4 ФГОС ДО). Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, и следовательно – самый эффективный способ взаимодействия педагога и ребенка. Даже самые сложные понятия, освоенные ребенком в ходе игровой деятельности, становятся понятными и доступными дошкольнику.
Итак, если использовать игровую деятельность как одну из основных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире, то это будет способствовать прочному, осмысленному усвоению детьми полученных знаний, интеллектуальному развитию, активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности
использования игровых методов обучения выступает дополнение образовательной деятельности ИКТ-средствами обучения.
Использование ИКТ-средств обучения делает деятельность привлекательной для детей, а процесс получения знаний легким и интересным. Педагог в свою очередь, благодаря использованию ИКТ, переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом образовательной деятельности. Это повышает качество образовательной деятельности в разы.
Основная часть
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о космосе впроцессе различных видов деятельности.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, профессии космонавта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
воспитывать интерес к космосу, любовь к планете Земля.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) – закреплять умение измерять объем жидкости при помощи условной мерки; (конструирование) развивать умение конструировать по образцу;
социально-коммуникативное развитие – развивать игровую деятельность;
речевое развитие – активизировать словарь;
художественно-эстетическое развитие – развивать умение передавать образ по памяти;
физическое развитие – совершенствовать двигательные навыки. Предполагаемый результат: обобщение знаний детей о планетах
солнечной системы, профессии космонавта.
Виды детской деятельности: игровая,коммуникативная,изобразительная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Формы организации совместной деятельности: игровые/сюрпризные моменты, ситуативный разговор, игра-приветствие, дидактические/словесные игры, конструирование по образцу, пластический этюд, дыхательная гимнастика, психогимнастика, рисование.
Предварительная работа: Беседа«Космонавты»,«Солнечнаясистема», «Планеты»; рассматривание иллюстраций о космосе, дидактическая игра «Найди место для планеты», дидактическая игра «Найди предмет на картинке» (работа с интерактивной доской), дидактическая игра «Эмоции».
Оборудование для НОД: интерактивная доска.
Материал для НОД: презентация для работы с интерактивной доской«Невероятное космическое приключение», «сказочный кристалл» для игры-приветствия, картинки с изображением планет солнечной системы; веревка, макет солнца (для проведения д/и «Найди место для планеты»); образцы и геометрические фигуры для плоскостного конструирования; емкости для воды, мерные стаканы с нанесенными метками, большие и маленькие пластиковые стаканы; картинки-ориентиры (Солнце, Луна, звезды); листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисования; «дипломы за полет в космос»0.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Встанем поскорее в круг!
Дружно за руки возьмемся,
друг другу улыбнемся. Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель:
руках держу я сказочный кристалл, Его в подарок мне волшебник дал, За то, что я умею думать и мечтать, За то, что все на свете я хочу узнать.
Будем передавать его друг другу, и пусть каждый скажет, кем хочет стать, когда вырастет. (Дети передают друг другу светящийся «кристалл» и называют профессии.) Когда я была маленькой – такой как вы, я хотела стать космонавтом. Вы знаете, кто такие космонавты? (Ответы детей.)
На слайде появляются Белка и Стрелка. Белка и Стрелка: Космонавты – это мы!
Воспитатель: Ребята, познакомьтесь! Это Белка и Стрелка-первыеживотные, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Белка и Стрелка, как поживаете?
Белка и Стрелка: Хорошо. Хотите полететь в космос?(Ответы детей.)
Воспитатель: И я хочу! Сбудется мечта моего детства!
Белка и Стрелка: Тогда начинаем обучение! Итак, первое задание.
Чтобы космонавтом стать –
Все планеты надо знать!
Воспитатель: По порядку все планеты назовет любой из нас. Раз –Меркурий (дети), два – Венера (дети), три – Земля (дети), четыре – Марс (дети), пять – Юпитер (дети), шесть – Сатурн (дети), семь – Уран, восьмой – Нептун, девять – дальше всех – Плутон (дети), поспешим на космодром. (После каждой названной планеты воспитатель выкладывает на стол картинку с ее изображением.)
Слайд №2:
Белка и Стрелка: Куда это вы собрались! Без карты в космос никакнельзя. Заблудитесь!
Воспитатель (на полу при помощи веревки схематически изображенасолнечная система, в середине солнце, планет нет): Ребята, срочно нужна карта. Пусть каждый возьмет картинку с изображением планеты. Раз, два, три, четыре, пять – нужно всем на место встать. (Проводится дидактическая игра «Найди место для планеты».) Проверим. Посмотрите на экран. (Если допущены ошибки, воспитатель вместе с детьми исправляет их.)
Белка и Стрелка: Молодцы! Карта есть!
Чтобы в космосе летать!
Надо очень много знать!
Белка и Стрелка: Проверим! Отгадайте космические загадки.
Воспитатель: Ребята, а отгадку нужно найти на экране.
Работа с интерактивной доской. На картинке «спрятаны» отгадки. Слайд №4
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
называется… Дети: Земля.
Воспитатель: Лена, найди отгадку на экране.(Ребенок находит
отгадку на экране. Звук «Аплодисменты») Лена, скажи, кто будет искать отгадку на следующую загадку? (Лена называет имя.)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
Дети: Комета.
Воспитатель: Костя, найди отгадку.(Ребенок находит отгадку на экране. Звук «Фанфары») Следующим искать отгадку на экране будет тот, кто первым угадает.
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
Земле направляясь, летит и летит Небесный космический… Дети: Метеорит.
Воспитатель: Алеша, ищи!(Ребенок находит отгадку на экране. Звук
«Ура!») Следующую загадку отгадает Катя, она же и отгадку будет искать.
На корабле воздушном –
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
Катя: Ракете.
Воспитатель: Катя, найди отгадку.(Ребенок находит отгадку, но звука не раздается.) Ребята, похвалим Катю вместе. Пусть каждый скажет по слову. Катя – молодец. (Дети хвалят Катю.)
Белка и Стрелка: Да, без ракеты в космос не полетишь. Надо строитьракету.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вот чертеж ракеты. Проходите в«конструкторское бюро». Начинайте строить ракету. (Дети выполняют конструирование по образцу из геометрических фигур.)
Белка и Стрелка: Скажем волшебные слова и она полетит! Раз, два,три – лети! Летит?
Дети: Не летит!
Белка и Стрелка: Ничего не понимаем! Почему?
Дети: Потому что нет топлива.
Белка и Стрелка: Верно. Наполним топливом «топливные отсеки».
Воспитатель: (на столах стоят одинаковые емкости с одинаковым количеством воды и пустые мерные стаканы («топливные отсеки») с нанесенными на них метками): Посмотрите, можете ли вы сказать, сколько нужно топлива?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать?
Дети: Измерить.
Воспитатель: Среди лежащих на столе предметов выберете те,которые будете использовать в качестве условной мерки (на столе лежат пластиковые стаканы разного размера). Наполним «топливные отсеки» до отметки. Каждый раз отмечайте количество перелитых стаканчиков звездочкой. Сколько звездочек – столько перелитых стаканчиков. (Дети наполняют мерные стаканы водой до отметки при помощи разных условных мерок.) Сколько «топлива» поместилось в ваших «топливных отсеках» (Дети при помощи выбранной условной мерки наливают воду в мерные стаканы.) Посмотрите, у всех «топливные отсеки» наполнены одинаково? (Дети делают вывод, что «топливные отсеки» наполнены одинаково.) А сколько перелитых стаканчиков? (Ответы детей.) Подумайте, почему результаты разные? (Дети делают вывод, чем меньше стакан (условная мерка), тем больше количество стаканов (число измерений) и наоборот.) Молодцы, можно отправляться в полет.
Белка и Стрелка: Не спешите. В космос берут только сильных иловких!
Воспитатель: Ну-ка, дети! Не ленитесь! На зарядку становитесь!(проводится «космическая» физкульминутка).
Белка и Стрелка:
Мы идем на космодром (ходьба)
посмотрим мы кругом (повороты туловища). Видим белую ракету (поднести руку к бровям) Высотой с огромный дом (руки поднять вверх). Вышел из неѐ пилот (ходьба).
Посмотрел на звездолѐт (поднести руку к бровям)
сказал: «Привет ребята! (помахать рукой влево, вправо) Вот и смена нам растѐт!» Вы скорее подрастайте (руки вверх, подняться на носках)
Тренируйтесь, закаляйтесь (руки в стороны, к плечам) Космонавтов наш отряд Будет вас увидеть рад.
Воспитатель: Вы готовы полететь в космос?
Дети: Да.
Воспитатель: Занимайте месте в космической ракете.(Дети садятся«по-турецки».) Пристегнуть ремни!
Дыхательная гимнастика «Кислородная маска»
Воспитатель: К полету готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Обратный отсчет. Давайте дружно отсчитаем цифры вобратном порядке от 10 до 1. (Дети считают вместе с воспитателем.) Старт!
Пластический этюд «Космонавты летят в космос»
Воспитатель: Наша ракета оторвалась от Земли, мы с вами взлетаемвсе выше и выше. Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все быстрее набирает скорость, нам нужно преодолеть земное напряжение. Представьте и покажите, как ведут себя в этот момент космонавты. Но вот мы добрались до космического пространства и попали в невесомость. Отстегнуть ремни! (Под «космическую» музыку дети плавно двигаются по группе.)
Психогимнастика (эмоции) «Планеты» (картинки-ориентиры) Воспитатель: Какая красота! Посмотрите (вправо) на Солнце и
зажмурьтесь. Посмотрите (влево) на Луну и удивитесь. Посмотрите (вверх) на звезды и нахмурьтесь. Посмотрите на экран.
Воспитатель: Что это?
Дети: Наша планета Земля.
Воспитатель: Скажите, какая она?
Дети: Красивая, большая, голубая и т.д.
Воспитатель: Теперь возвращаемся домой. Занимайте места вкосмическом корабле (Дети садятся «по-турецки».) Пристегнуть ремни! Обратный отсчет.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель:
Мы летали, мы летали!
космосе мы побывали! А теперь пришла пора –
Вот и дома мы! Ура!
Ребята, что вы расскажете вечером дома о нашем путешествии? (Дети делятся впечатлениями.) Я предлагаю не только рассказать о нашем путешествии, но и показать. Садитесь за столы. Перед вами листы с изображением нашей планеты Земли. Сделайте ее такой, какой вы видели ее из космоса. (Дети «раскрашивают» Землю.)
Воспитатель (по окончании работы):Встанем в круг, покажем другдругу то, что у нас получилось.
Белка и Стрелка: Теперь вы настоящие космонавты.Получитедипломы за полет в космос. До свидания! (Воспитатель вручает детям «дипломы за полет в космос».)
Список источников
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]
Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -
Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
Официальный сайт МБДОУ №48 «Росток» [Электронный ресурс]
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №48 «Росток» на 2015 – 2016 учебный год - Режим доступа: http://ds48.detkin-club.ru/about/78972 [Дата обращения: 21.03.2016 г.]
Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5 - 6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Скоролупова О.А. Покорение космоса – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 57 с.