THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу - и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим. Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7). Место, где был погребен - и воскрес - Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года. С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима” (Ис 2:3). Почему воскрес Иисус Христос? Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса - это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека. До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом - Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9). Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан. Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус. Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”. Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода - пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16) Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви - сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.

Где находится наш Господь Иисус Христос в настоящее время, и чем Он занят? Христиане знают, что всякий искренно раскаянный грех прощается верующему, потому что однажды на Голгофе Сын Божий искупил грехи людей Своей смертью. Но в чём заключается миссия Спасителя после Его вознесения на Небеса?

Размышляя о нашем спасении, куда мы должны направить свой взор? Многие христиане смотрят туда, где Иисуса Христа уже нет. Почитатели икон смотрят на младенца Иисуса Христа на руках у Марии, в то время как Он уже давно вырос. А многие взирают на Голгофу, хотя Иисуса Христа там уже давно нет. Иисус Христос воскрес и воссел одесную Бога на небесах.

Древняя пословица говорит: «Из всего нужно выбирать главное». Что для нас в настоящее время является главным?

Читаем у апостола Павла: «Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евреям 8:1, 2). Дальше Павел заявляет: «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником» (Евреям 8:4).

Неужели мы должны только вспоминать о том, что сделал для нас Господь в прошлом? Неужели наше спасение уже совершилось?

Если мы спасены, то для чего нам Священник на небесах? Как Священное Писание описывает то, чем занят сегодня Иисус Христос? Читаем: «Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Исаия 53:12) . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1 Иоанна 2:1).

Оказывается, Иисус Христос всё ещё занят нашим спасением. В настоящее время наш Ходатай, или Заступник перед Богом Отцом, продолжает служение умилостивления за наши грехи. Библия говорит: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евреям 9:15).

В средние века католики, продавая индульгенции своим прихожанам, как бы «прощали» их грехи «в кредит». Но Библия учит другому. Всякий раз, когда мы совершаем грех, мы должны в покаянии прийти к Богу и в молитве во имя Иисуса Христа исповедать перед Ним свой грех. И тогда Воскресший и Живой Первосвященник, Иисус Христос, предстанет ходатаем за нас для умилостивления грехов наших перед Отцом Небесным.

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:1–6).

Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)

Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)

Воскресение
Господа нашего Иисуса Христа. При встрече, друг с другом говорят: «Христос воскрес!», а в ответ будут получать:
«Воистину воскрес!» Я уверена, что большая часть людей хотят узнать,
почему воскрес Господь Иисус, для чего вообще это нужно было? Вот 8
причин, которые описаны в Послании Павла к Римлянам.

1.Чтобы доказать, что Он является Сыном Божьим

В
начале послания к Римлянам, после того, как Апостол Павел представляет
себя, он представляет Евангелие, которое проповедует и говорит:


Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся
Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о
Иисусе Христе Господе нашем" (Римлянам 1:3-4)

Через воскресение мертвых Господь Иисус доказал в силе, что Он такой же природы как Бог, что Он равен Богу.

2.Чтобы мы были праведными

Термин
«праведные» – это юридический термин и применяется к человеку, который
был оправдан в суде. Другими словами, после того, как он был обвинен в
чем-то, кто-то платит или несет наказание и таким образом, этот человек
признан и провозглашается невиновным перед законом. Это и есть
праведность. После того, как Павел пишет об Аврааме, который был признан
праведным перед Богом по вере, он пишет:


впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и
в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из
мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и
воскрес для оправдания нашего." (Римлянам 4:23-25)

3.Чтобы мы жили новой жизнью

Крещение
христианина символизирует отождествление со смертью Господа Иисуса, то
есть смерть за греховный образ жизни, в котором мы раньше жили. Апостол
Павел пишет:

"Итак мы погреблись с
Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою
Отца, так и нам ходить в обновленной жизни." (Римлянам 6:4)

Если
мы верим от всего сердца в воскресение Господа нашего Иисуса Христа, и
если мы отождествляемся с Ним в Его смерти, мы не будем теперь жить во
грехах, в которых мы находились прежде.

4.Чтобы показать природу будущего нашего воскресения
Все люди воскреснут. Одни для того, чтобы наследовать вечную жизнь, а другие для суда. Священное Писание говорит:

"Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения" (Римлянам 6:5)

Когда
Писание говорит, что мы соединены с Ним подобием смерти Его, это не
значит, что мы будем распяты, но то, что мы умрем без греха. Если это
произошло в жизни читателя, тогда он воскреснет подобно Господу Иисусу,
той же природе.

5.Чтобы мы принесли плоды Богу
Далее
в Послании к Римлянам, Апостол Павел пишет к Евреям, которые до
пришествия Господа Иисуса были под властью Закона Моисея и он говорит:

"Так
и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать
другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу." (Римлянам 7:4)

А плоды для Бога – это плоды Духа, о которых тоже Апостол Павел пишет:

"Плод
же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,
вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона." (Галатам 6:22-23)

6.Чтобы подтвердить наше воскресение в будущем
Через воскресение Господа Иисуса, Бог, Его Отец и наш, подтвердил истину о воскресении нашем в будущем, как пишет Писание:

"Если
же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то
Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим,
живущим в вас." (Римлянам 8:11)

7.Чтобы ходатайствовать за нас Богу

Если
я уверовал в Господа Иисуса от всего сердца, если мы умрем смертью,
подобно Его смерти, никто не сможет нас обвинить и никто не сможет нас
осудить, потому что написано:

"Кто
будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?
Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует
за нас." (Римлянам 8:33-34)

От Своего воскресения до
сих пор, Господь Иисус ходатайствует за Своих избранных перед Богом,
поэтому никто не может обвинить нас, чтобы осудить.

8.Чтобы господствовать над всеми людьми
Библия говорит:

"Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми." (Римлянам 14:9)
Многие сейчас не признают Его господства, но придет день когда…


" … дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных
и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в
славу Бога Отца." (Филиппийцам 2:10-11)

Поверь в воскресение Иисуса Христа, чтобы получить спасение!!!

Новый
Завет был написан в период рабства, когда весть мир знал, что значит
раб – тот, кто не имеет собственных желаний, не имеет свободы выбора, но
только долг. Рабы обращались к своим господам говоря: «Господин…» Были
некоторые, которые становились рабами из любви. Чтобы быть спасенным,
необходимо быть таким же рабом Господа Иисуса Христа. Писание говорит:

"Ибо
если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим
веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" (Римлянам
10:9)

Первое условие для спасения – избрать полное
послушание Слову Господа Иисуса Христа, а второе условие – уверовать,
что Он воскрес из мертвых. Веришь ли ты в это?

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама